Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращен­ную речь, имеют трудности формирования логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия

К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения.

Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления.

Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых закономерностей

Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха должны обеспечить развитие:.

  • полисенсорного восприятия;
  • зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);
  • слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов-звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);
  • тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по обводящему движению);
  • вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители); двигательной активности;
  • мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи;
  • игровой деятельности (поэтапное формирование).

Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:

  • зрительного - игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;
  • слухового - музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;
  • тактильно-двигательного- тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки, «Твистер» и др.

Для развития детей с нарушением зрения• характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.

Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения должны обеспечить:

  • расширение знаний и представлений об окружающем мире;
  •  развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимулированием остаточного зрения;
  • развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного;
  • формирование пространственных представлений.

Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения должна способствовать развитию полисенсорного восприятия и включать следующее:

  • дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема;
  • рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;
  • специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.

Необходимо обеспечить безопасность перемещения ребенка по детскому саду и его территории и предоставить возможность довольно близкого его расположения к наглядному материалу во время занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.

В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...

Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.

Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"...

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях...

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением интеллекта.

Интеллект в психологической науке рассматривается как «отно­сительно устойчивая структура умственных способностей инди­вида*»....

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями

Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми...