Бинарное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР (ОВЗ) в подготовительной группе «Юные спасатели зимнего леса»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Аникеева Татьяна Витальевна

 Занятие проводилось для детей подготовительной группы со статусом с ОВЗ. Это командная работа специалистов - учителя- логопеда и педагога - психолога.   Целью данного  занятия было : скорректировать высшие психические функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда

для детей с ТНР (ОВЗ) в подготовительной  группе

 «Юные спасатели зимнего леса»

Слайд 1

Цель занятия: скорректировать высшие психические функции 

Задачи:

1.Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, умение ориентироваться в пространстве, используя схему.
  • Расширять и обогащать словарь по теме.
  • Закреплять у детей правильное употребление предлогов  ( в, на, под, над, между, около), уточнять их пространственное значение.
  • Развивать связную речь.
  • Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами, закрепить знание цифр до 8.
  • Способствовать развитию положительного эмоционального отношения к происходящим событиям.
  • Развитие сенсомоторной координации.

2. Воспитательные:

  • Воспитывать гуманное отношение к природе.
  • Развитие умений соблюдать правила поведения на занятии.
  • Обеспечить  психоэмоциональный  комфорт  детей,  как  необходимое  условие  для  развития  у  детей  уверенности  в  себе.
  • Сформировать навыки самостоятельности и инициативности.
  • Развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Здоровьесберегающие технологии:

  • Релаксирующие  упражнения
  • Кинезеологические упражнения
  • Биоэнергопластика
  • Аромотерапия
  • Изотерапия
  • Психогимнастика
  • Зрительная гимнастика
  • Игротерапия
  • Имаготерапия

Методическое обеспечение:  Проектор, экран, магнитофон

Оборудование: карта – схема, снежинки,  лес из пластмассовых елочек, картинки с изображением зимующих  птиц, зимнего, поваленного леса, схемы предлогов( в, на, под,над, около, между), карточки для составления схем предложения,  « следы»  животных, грецкие орехи,  аудиозапись ветра, интерактивная игра «Электронные физминутки» авторская игра «Взял- отдал»(автор Т.Э. Тютюнинникова),  отрывок музыкальной  игры  А. Бобровой «Волшебные превращения», мольберт

Организационный момент.

Педагог - психолог

 I Вводная часть

 Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас веселыми, здоровыми!

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мне хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого давайте подарим друг другу частичку своего тепла.

1.Упражнение «Подари улыбку»

Цель. Создать положительный  эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.

Инструкция. Детям предлагается широко улыбнуться, «взять» улыбку в ладошки и «сдуть» ее внаправлении кого – либо из присутствующих. Тот, кому отправили улыбку, ловит ее, хлопая ладошками.

II Основная часть

Введение в тему занятия

Педагог - психолог: Ребята, к нам из зимнего леса прилетела птица. Что это за птица?

 2.Отгадайте загадку 

Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...(Сорока) 

Слайд 2 

 Педагог -психолог:  Я, ребята, понимаю птичий язык и  Сорока рассказала, что в лесу случилась беда. (Звучит аудиозапись с шумом ветра). Налетел северный ветер, унёс снежинки и теперь деревья замерзают без снега. Как вы думаете, почему деревьям холодно?

Дети: Снег согревает деревья, он сохраняет тепло.

Педагог - психолог: А кому ещё холодно зимой в лесу? (Птицам и зверям) Сорока просит помочь деревьям и птицам. Поможем? Предлагаю сегодня нам всем стать спасателями. Согласны?  Отправляемся в лес по карте  - схеме, которую нам передала Сорока.

Слайд 3

3. Задание «Пройди по схеме»

Цель. Способствовать концентрации внимания, обучать способам передвижения по схеме, стимулировать к активности каждого ребенка.

Педагог – психолог: Дети, внимательно рассмотрите наш маршрут (изображен на экране) и идите вместе со мной строго по схеме. При этом смотрите на изображения и указанные цифры.

Слайд 4

4. Упражнение «Энергетизирущее дыхание»

Цель. Развитие правильного дыхания

Педагог – психолог: Ребята, мы пришли в зимний лес. Вы ощущаете приятный лесной запах? Вдохните длинно через нос,а выдохните коротко через нос. Вдохните приятный воздух три раза.

5.Психогимнастика.

Цель. Снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.

Педагог – психолог: Представьте, как холодно деревьям, птицам и мы тоже замёрзли. (дети напрягают мышцы всего тела). Что нужно делать, чтобы согреться?

Дети. Нужно двигаться.

Педаго-психолог:

А в лесу мороз и ветер,

По лесу гуляют дети,

Руки, руки потирают,

Руки, руки согревают.

Не замерзнут ручки – крошки

Мы похлопаем в ладошки.

Дружно хлопать мы умеем,

Вот так руки мы согреем!

Чтоб не мерзли наши ноги

Мы потопаем немного,

Дружно топать мы умеем,

Вот как ноги мы согреем!

Педагог-психолог: Мы согрелись, а теперь давайте поможем зимнему лесу и птицам. Как мы можем помочь?

Дети: Надо вернуть снежинки в зимний лес.

Слайд 5

Педагог-психолог:  Проходите, ребята на бревна и присаживайтесь. Находит большую снежинку, на ней написано послание от ветра, читает послание.

«Чтобы вернуть снежинки в лес вам нужно потрудиться, выполнить следующие задания».

Педагог-психолог. За каждый правильный ответ будем возвращать снежинки на деревья. Нужно быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное – правильно говорить. Ребята, а кто вас учит правильно говорить?

Дети: Полина Геннадьевна.

Педагог-психолог: Я думаю, что Полина Геннадьевна  поможет нам выполнить задания.

Учитель - логопед: Ребята, рада вас видеть!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все звуки правильно и внятно, чтоб всем было понятно.

6.Артикуляционные упражнения

Цель. Активизировать работу мышц артикуляционного аппарата.

Ребята, предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику (с элементами биоэнергопластики).

  • «Улыбочка - трубочка» (на «Улыбочке» пальцы растопырены; «Трубочка пальцы в щепоточке )
  • «Часики» (ладонь с сомкнутыми пальцами выполняет движения «влево-вправо»)
  • «Качели» (ладонь с сомкнутыми пальцами выполняет движения «вверх-вниз»)
  • «Солнышко» (круговые движения только указательным пальцем, остальные пальцы собраны в кулак)
  • «Маляр» (движения кистью «от себя и на себя»)
  • «Чашечка» (ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашечки)

Молодцы ребята! Я считаю, вы заслужили следующую снежинку.

Теперь предлагаю вам отгадать загадки.

7. Отгадай загадки

Цель. Развивать способность к анализу, обобщению, формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Слайд 6

     1. Каждый год я к вам лечу,

    Зимовать у вас хочу.

    И ещё красней зимой

    Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

2. Носит серенький жилет, 
   Но у крыльев — черный цвет. 
   Видишь, кружат двадцать пар, 
   И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!» (Ворона)

3. Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка,

    И полоска шарфика. (Синица)

4. Всё время стучит,

    Деревья долбит,

    Но их не калечит,

  А только лечит. (Дятел)

Какие вы молодцы! Как всех этих птиц можно назвать, одним словом? (Зимующие). Почему их называют зимующими?

Дети: Потому что они не улетают в тёплые края, остаются зимовать.

Вы вновь получаете снежинку

Предлагаю следующее задание

8. Игра «Сложи слово»

Цель. Расширять и обогащать словарь по теме

У снегиря красная грудка, поэтому его называют… (красногрудый)

У синички жёлтая грудка, поэтому её называют … (желтогрудая)

У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый)

У голубя сизая голова, поэтому его называют… (сизоголовый)

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют… (чернокрылая)

Все правильно! За это задание вы получаете очередную снежинку

9. Электронная физминутка для глаз «Снежинка»

Цель. Профилактика нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления.

Педагог-психолог: Ребята, ваши глаза помогали вам быть внимательными, и зоркими. Предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз. Отлично! Еще одна снежинка за выполненное  упражнение.

Учитель - логопед 

10. Задание «Найди снежинки»

Цель. Закреплять у детей правильное употребление предлогов (в, на, под), уточнять их пространственное значение.

Слайд 7

Чтобы вернуть снежинки в лес, надо найти, куда их спрятал ветер.

Внимание, ребята, на слайд, это схемы предлогов. Ваша задача, найти снежинки в зале и соотнести расположение снежинок со схемой предлога.

Давайте посмотрим внимательно вокруг. Где вы видите снежинки? (дети поднимают снежинки, говорят, где они лежали и отдают их логопеду)

Дети: Снежинка лежала под столом. (Под стулом, под бревном, на потолке, на столе, в коробке  между елочек и т. д.)

Учитель - логопед: Молодцы, ребята! Можно вернуть найденные снежинки в лес. (Дети помещают снежинки на деревья, елки).

11.Задание «Составь предложение по схеме»

Цель. Развивать связную речь

Слайд 8

Учитель - логопед: Обратите внимание на экран.  Какое время года? Я вам предлагаю каждому составить по одному предложения к этой картине, и подобрать  схему к предложению. Дети составляют предложения

Примеры:

Дятел спрятался в дупло.

- Снегирь сидит на ветке.

- Воробей сидит под деревом на снегу.

- Синица спряталась в ветках ели.

Какие вы  умные ребята и говорите правильно! Еще одну снежинку заработали за это задание

12.Упражнение «Угадай, чей след?»

Цель. Упражнять детей в словоизменении.

Теперь давайте ребята вместе прогуляемся по лесу. – Ой, посмотрите здесь чей-то след. Здесь проходил медведь, значит, чей след…? (медвежий). Дети под елками находят следы, и пытаются отгадать, чей след, образуя словоизменения: лисий, волчий, лосиный, заячий, беличий.

 Еще одна снежинка будет в лесу!

13. Ритмическая игра с орехами «Взял - отдал» (автор Т.Э. Тютюнинникова)

Цель. Развитие чувства метроритмической пульсации через  телесное чувство, слух.

Учитель - логопед: Ребята, посмотрите, что я нашла? (Грецкие орехи)

Я вам предлагаю с ними поиграть

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов  4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

 Молодцы! Получайте снежинку за задание!

Педагог-психолог

Ребята, все занятие мы с вами спасали лес и  зарабатывали снежинки.  Осталось последнее задание

14. Задание  «Собери  снежинку из ниток»

Цель. Эффективное развитие  мелкой моторики пальцев рук

Дети на ковре собирают из ниток различные снежинки. Молодцы, посмотрите на экран. Нащ лес покрылся снегом. Значит мы спасли лес. А птиц вы спасаете от голода  вместе с нашим экологом, делая птичьи блинчики.  Молодцы!

Слайд 9

Пора отправляться нам в обратную дорогу. Представьте себя снежинками и плавно кружась, как снежинки мы возвращаемся в детский сад.

15. Задание на представление  «Кружись, как снежинка», отрывок из музыкальной игры «Волшебные превращения» А. Бобровой.

Цель. Развитие  творческой импровизации

Инструкция. Дети слушают аудиоинструкцию, затем, кружась, возвращаются в детский сад.

Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит

И снежинки кружит, кружит.

Все, как вьюга полетим,

Все снежком запорошим!

(Летят, кружатся, как снежинки)

III Заключительная часть

Вручение наград - печати на ладошку каждому  ребенку - спасателю.

Рефлексия

15. Упражнение «Барометр настроений»

Цель. Получение обратной связи

 Инструкция. Дети без слов показывают свое настроение

  • Хорошее настроение (руки подняты ладонями вверх)
  • Плохое (ладони рук сложены на уровне солнечного сплетения)
  • Нормальное (спокойное) (руки опущены по швам)

Спасибо за занятие. До новых встреч!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Волшебный космос»

Многолетний опыт показывает, что только согласованная работа логопеда и психолога в условиях логопедического пункта дает устойчивые положительные результаты в коррекции нарушений развития речи и сенсо...

Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Волшебный космос»

Многолетний опыт показывает, что только согласованная работа логопеда и психолога в условиях логопедического пункта дает устойчивые положительные результаты в коррекции нарушений развития речи и сенсо...

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок»...

Конспект занятия педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимнюю сказку"

Конспект ИОД педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимнюю сказку"...

Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедомпо лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми наруш...

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей подготовительных групп с ОВЗ «Учимся играя»

Цель: развитие пространственных ориентировок и правильного применения предлогов детьми старшего дошкольного возраста....