Особенности познавательной сферы детей с нарушением речи
статья по коррекционной педагогике

Дети с речевой патологией имеют ряд особенностей в развитии познавательной сферы, что стоит учитывать в коррекционной работе при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Расстройства речи- распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение её нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями. Нарушения речи возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической части слухового анализатора, при поражении некоторых отделов центральной нервной системы, осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера. Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения- на органические и функциональные. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы.

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы и определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Для детей с речевыми нарушениями характерен пониженный уровень общей осведомленности об окружающем мире. Наблюдается недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности: неустойчивость внимания; при относительно сохранной смысловой памяти, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания: дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий; обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления (О.В. Преснова, 2001). Исследования Р.И. Лалаевой (2000) показывают, что нарушения речи   отрицательно влияют, прежде всего, на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией обнаруживаются недостаточная гибкость и динамичность мыслительных процессов, замедленный темп интериоризации умственных действий, повышенная психическая истощаемость, недостаточная оперативность мышления.

Всех детей с нарушениями речи отличает отклонение в развитии фонематического слуха. Ребенок не различает фонем, особенно близких по звучанию, не может их дифференцировать, не замечает собственных ошибок звукопроизношения.

Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и   недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

Внимание- это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной.

Выделяют следующие особенности внимания детей с речевой патологией:

– нарушения концентрации внимания как следствие утомления;

– неадекватные колебания внимания;

– ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется;

– «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках.

Характерная особенность внимания детей с нарушениями речи- отвлекаемость.

Описанные нарушения внимания отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Сенсорное развитие детей с нарушениями речи также имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

Воображение- это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей, для них характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи выражаются также в виде соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций. Для них характерно и некоторое отставание развития двигательной сферы, выражающееся в недостаточной координации движений, низкой скорости и ловкости их выполнения. Наиболее трудным является выполнение движений в соответствии со словесной инструкцией из-за недостаточной координации пальцев кисти рук и уровня развития мелкой моторики.

Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций. А именно выявление соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта для выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-логопедических задач.

Библиографический список

  1. Дошкольная логопсихология: учебное пособие/ Под редакцией проф. В.И. Селиверстова. Авторы: к.п.н., доц. Денисова О.А.; к.п.н., доц. Захарова Т.В., к.пс.н., доц. Бучилова И.А., к.пс.н., доц. Самофал Р.А., Поникарова В.Н., Леханова О.Л., Котляр Л.Я.- М., 2003. - 153 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/seliverstov-vi-doshkolnaya-logopsihologiya_ff3ebfdce6e.html (дата обращения 14.08.2021)
  2. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова.- М.: Академия, 2006.- 320с. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0417/1_0417-123.shtml%20-%20book_page_top (дата обращения 13.08.2021)
  3. Логопсихология/Авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 150 с.
  4. Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи. [Электронный ресурс]. URL: http://cns-neiro.ru/articles/osobennosti-razvitiya-detey-tyazhelymi-narusheniyami-rechi/ (дата обращения 14.08.2021)
  5. Особенности развития познавательной сферы ребёнка с речевой патологией. [Электронный ресурс]. URL:  https://students-library.com/library/read/98228-osobennosti-razvitia-poznavatelnoj-sfery-rebenka-s-recevoj-patologiej (дата обращения 13.08.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с воспитателями на тему: «Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»

- познакомить педагогов с особенностями развития восприятия у детей дошкольного возраста;- рассмотреть этапы становления мышления у дошкольников;- дать характеристику  воображению и памяти как по...

Особенности познавательной сферы детей в подготовительной к школе группе

Одним из средств познания окру­жающего мира является познаватель­ный интерес. Рассматриваемый в пси­холого-педагогических исследовани­ях как сложное образование, он сам по себе знаний не содержит. Одн...

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация.         Потребность в разработке разнообразных аспектов психологической помощидетям с нарушениями речи определила необходимость их всестороннего психологическ...

Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи

В настоящее время не существует единого мнения о состоянии речемыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.В исследованиях, посвященных изучению состояния мышления у детей, страдающих речевой...

Статья "Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения"

Нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности: - внимание - память - зрительные предметные представления - мышление - речь и общение - особенности развития двиг...