Перспективное планирование (первая группа детей раннего возраста)
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа)

Мешкова Галина Ивановна

Перспективное планированиие будет актуально педагогам работащим с детьми от рождения до года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план развития и совершенствования восприятия детей от рождения до 1 года.

Образовательная область «Познание».

Содержание образовательной области: формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, обогащение сенсорного опыта.

Возраст ребенка или уровень развития, соотв. данному возрасту

Образовательные задачи

Игры - занятия

От рождения до 2,5-3 мес.

Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой. Формировать умение фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице разговаривающего с ребенком взрослого. Вызывать первую улыбку. Формировать умение плавно прослеживать за движущейся игрушкой. Формировать умение удерживать взгляд на лице взрослого из вертикального положения и передвижении взрослого. Развивать умение прислушиваться к голосу взрослого, разнообразным звукам ближнего окружения. Вызывать у ребенка «комплекс оживления».

«Подвешенная игрушка»

«Движущиеся предметы»

«Улыбнись!»

«Моя детка»

«С колокольчиком»

«Заинька»

«Позвеним»

«Какие мы хорошие!»

«С игрушками»

«С бубенчиками»

3-4 мес.

Развивать зрительное сосредоточение в вертикальном положении. Побуждать следить за разговаривающим и медленно передвигающимся взрослым. Вызывать «комплекс оживления». Закреплять приобретенные зрительные и слуховые реакции.

«Наблюдение за рожицей»

«С горки- бух!»

«Барашки-барабашки»

«Колыбельная»

«Пока все заняты»

« с разными предметами»

4-5 мес.

Учить проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде знакомого взрослого. Побуждать к поиску источника звука: поворачивать голову в сторону звучащего предмета, фиксировать его взглядом. Вызывать чувство радости, смех от общения. Формировать новые умения под воздействием зрительных и слуховых ориентировок: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее.

«Одинаковые игрушки»

«Ненаглядненький»

«Потягушечки»

«Потешки»

«Ку-ку, вот и я!»

«Шуршащая бумага»

5-6 мес.

Вызывать дифференцированные реакции на спокойную и плясовую мелодии. Совершенствовать умение следить за перемещающимися предметами и сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лежа на животе, спине, в вертикальном положении- на руках у взрослого). Развивать зрительно- моторную координацию рук (к игрушке тянется, захватывает, удерживает). Обогащать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

«Шарики, кубики»

«Веселы все душки»

«Под платочком»

«Разные звуки»

«На зеленом на лугу»

«Кто у нас красивый?»

«Вот так ручки хороши!»

6-7 мес.

Развивать и обогащать зрительную память, обучать сосредоточению внимания. Формировать умение эмоционально реагировать на свое имя, отличать его от чужого. Вызывать восприятие отраженного. Обогащать чувственное познание посредством стимулирования зрительного, слухового, осязательного восприятия.

«Кадриль»

«Кто зовет малышку?»

«Добрая медуза»

«Мамины бусы»

«Подтягивание воздушных шариков за тесьму»

«Деревянные ложки»

7-8 мес.

Обогащать восприятие посредством новых впечатлений. Развивать умение извлекать звуки из игрушек и предметов, привлекать внимание к их цвету и величине, текстуре. Совершенствовать зрительно-координированные движения рук.

«Занимательная подушка»

«Мягкая пирамидка»

«Веселая пляска»

«Игра с бубном»

«Вынимаем из ведерка»

«Детки хлопать все умеют»

8-9 мес.

Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, предметов, учить различать их по форме. Учить находить и различать разные звуки в окружающем пространстве. Учить адекватно реагировать на разную интонацию голоса взрослого, улавливать ритм разных мелодий. Стимулировать интерес к свойствам предметов, сюжетным игрушкам, своему отражению в зеркале.

«Веселый сапожник»

«Петушок»

«Догонялки»

«Ножками затопали»

«Постукивание»

«Вышел зайчик погулять»

«Где ты, носик?»

9-10 мес.

Обогащать слуховые, зрительные и тактильные ощущения: знакомить с музыкальными инструментами, с простыми геометрическими формами, разными величинами, цветами. Учить действиям с предметами в зависимости о т их свойств.

«Каблучок»

«Музыкальная шкатулка»

«Сжимание игрушек»

«Рисование фломастером»

«Пляска с платочком»

«Прятки»

«Башенка»

10-11 мес.

Совершенствовать зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Формировать выполнение плясовых движений под плясовую мелодию. Развивать зрительное предвосхищение, интерес к действиям других детей. Стимулировать интерес к окружающему пространству.

«Воздушный шарик»

«Погремушечка, играй!»

«Книжка-каталка»

«Игра с бумагой»

«Большой- маленький»

«Альбом с фотографиями»

«Шляпа»

11-12 мес.

Расширять чувственный опыт: побуждать гладить, мять, ощупывать различные поверхности, материалы. Стимулировать интерес к совместным действиям с другими детьми и взрослыми. Организовывать игры-развлечения, вызывать радость, смех, восхищение.

«Вынимаем-вкладываем»

«Разные цвета»

«Водичка»

«Игра с тестом»

«Забавы с зеркалом»

«Солнечные зайчики»

«Шарики и кубики»

«Ладушки»

12-13 мес.

Формировать умение понимать и выполнять соотносящиеся действия: катать мяч, проталкивать шарик в круглую лунку и т.п. Стимулировать интерес и воспроизведение действия с сюжетными игрушками, музыкальными, заводными. Проводить подгрупповые игры- развлечения, поддерживать положительно-эмоциональную, комфортную атмосферу в группе

«Различные предметы»

«Маракасы»

«Поезд»

«Цок, цок!»

«На качели сели»

«Чудесный мешочек»

«Прятки»

Перспективный план по эмоциональному и социальному поведению детей от рождения до 1 года.

Образовательная область: «Социализация»

Содержание образовательной области: обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, гармонии с окружающим миром.

Возраст ребенка или уровень развития соотв. данному возрасту

Образовательные задачи

Игры-занятия

От рождения до 3 мес.

Развивать положительные эмоции от общения со взрослым. Развивать у ребенка первую улыбку. Учить проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде знакомого взрослого.

«Носик к носику»

«Ой люли- люлюшеньки!»

«Агу-агу»

«Вместе с солнышком встаю»

«Интересный разговор»

«Наша песенка такая!»

«Ванька-встань-ка, будь послушен!»

 

3-4 мес.

Развивать умение поворачивать голову в сторону источника звука. Вызывать у ребенка «комплекс оживления» в ответ на общение (улыбка, гуление) со взрослым. Подражать звукам гуления ребенка, побуждать его к перекличке.

«Ку-ку!»

«Сорока-ворона»

«Ненаглядненький»

«По улице, по мостовой»

«Наша птичка»

«Велосипед»

4-5 мес.

Развивать умение находить невидимый источник звука. Стимулировать адекватную реакцию на изменение тона голоса взрослого. Регулярно прослушивать с ребенком фрагменты музыкальных произведений.

«Цок-цок»

«Мышка»

«Маленькая щечка»

«Вздумалось детке»

«Баю-бай»

5-6 мес.

Побуждать подражание голосовым интонациям взрослого. Развивать активность гуления и выражать с помощью различных звуков и интонаций своего настроения.

«Поиграем с губками»

«Кто у нас красивый?»

«Смелый пилот»

6-7 мес.

Побуждать по-разному реагировать на знакомых и незнакомых людей, легко вступать в контакт. Побуждать повторять действия других детей. Проявлять эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме, фактуре предметов; эмоциональные реакции: положительные и отрицательные.

«Тритатушки- три-та-та!»

«По ровненькой дорожке»

«Наша песенка такая»

«Тихо-тихо»

«Лошадка»

7-8 мес.

Вызывать в процессе совместной со взрослым деятельности эмоционально-выразительные реакции (смех, улыбку). Побуждать легко вступать в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровне.

«Коза-рогатая»

«Дудочка»

«Бокс»

«Постучим»

«Покажи игрушку»

8-9 мес.

Продолжать помогать осваивать первые предметные действия в общении со взрослым и детьми. Различать и эмоционально адекватно реагировать на разную мимику и возгласы взрослого (улыбка взрослого вызывает радость, непривычные гримассы-слезы, испуг). Проявлять интерес к определенным словам, сосредотачивать внимание на взрослого.

«Ладушки»

«Хлопаем в ладоши!»

«Котенок»

«Догони мяч»

«Где колокольчик?»

9-10 мес.

Побуждать подражать в действиях другому ребенку, общаться с помощью жестов. Расширять круг общения со взрослыми и детьми.

«Ладушки»

«Мыльные пузыри»

«Побежали, побежали!»

«Догони, собачку»

10-11 мес.

Организовывать совместные игры: обмен игрушками, действия по подражанию и т.д. Стимулировать проявление радости, интерес к другим детям, к общению с ними.

«Кто как кричит?»

«Найди мишку»

«Маятник качается»

11-12 мес.

Организовывать активное бодрствование малыша на прогулке: показывать и называть окружающие предметы, явления, растения, рассказывать о погоде. Закреплять те эмоции, которые получают ответную реакцию со стороны взрослых.

«Пальчик-мальчик»

«А я по лугу…»

«Догони зайчика»

«Маленький самолетик»

Перспективный план по развитию речи у детей от рождения до 1 года

Образовательная область «Коммуникация»

Содержание образовательной области: развитие предпосылок активной речи детей и понимание ими речи взрослого.

Возраст ребенка или уровень развития, соотв. данному возрасту

Образовательные задачи

Игры-занятия

От рождения до 2,5-3 мес.

Формировать эмоциональное общение «взрослый-ребенок». Развивать умение прислушиваться к ласковому обращению. Развивать умение произносить первые гортанные звуки.

«Мой хороший!»

«Наша детка»

«Напевание-поглаживание»

«Тушки-тутушки»

«В полюшке, за бугром»

«Наша песенка такая»

3-4 мес.

Вызывать голосовые реакции. Побуждать прислушиваться к разным интонациям. Поддерживать положительное эмоциональное состояние. Формировать слуховые и зрительные ориентировочные реакции.

«Шуршуньки»

«Громкие и тихие слова»

«Ненаглядненький»

«Кашкой угощаем»

4-5 мес.

Стимулировать певучее гуление, активное восприятие напевных слов. Обогащать тактильные ощущения, использовать пассивную пальчиковую гимнастику как составную часть развития речи.

«Вздумалось, детке…»

«Цок-цок»

«Забавы с зеркалом»

«Топотушки»

«Во саду ли, в огороде»

«Цыпа-цыпа»

5-6 мес.

Вызывать реакцию звукоподражания, лепет. Развивать артикуляционный аппарат. Стимулировать потребность в общении. Учить находить знакомую игрушку, которая находится в постоянном месте.

«Поиграем губками!»

«Дудочка»

«Сороконожка»

«Гули-голубочки»

«Где кукла Ляля?»

«Где часики?»

«Покажи игрушку»

6-7 мес.

Развивать инициативность в общении, побуждать к активному лепету. Поддерживать проявление положительных эмоций. Учить находить взглядом знакомую игрушку при ее перемещении. Формировать мышление, развивать память.

«Наша песенка простая»

«Этот пальчик»

«Пришла собачка»

«Ку-ку, где кукла?»
«Кошка и корзинка»

7-8 мес.

Развивать повторное произношение слогов, стимулировать подражание разным интонациям. Поддерживать у ребенка радостное настроение. Учить находить взглядом 2-3 знакомые игрушки на постоянном месте, затем при их перемещении. Знакомить с понятием простых действий

« Мы на луг ходили»

«Паровоз»

«Кошка в корзине»

«Коза рогатая»

«Где кукла, а где часы?»

«Ай, да, мячик!»

«Книжка-каталка»

8-9 мес.

Учить подражать взрослому в произнесении слогов, имеющимся в лепете ребенка. Вызывать интерес к предметам и действиям с ними. Учить понимать простые движения и действия по показу и слову взрослого, затем только по просьбе взрослого. Вызывать у ребенка радость от общения.

«Песенка о рыбаке»

«Мишки веселятся»

«Часы»

«Птичка»

«Потанцуем с куклой»

«Ладушки»

«Прилетели гули»

«Открываем-закрываем коробочку»

9-10 мес.

Вызывать подражание новым слогам, которых нет в лепете ребенка. Активизировать подражательные действия. Учить понимать и выполнять простые поручения. Обогащать впечатления ребенка.

«Песенка по слогам»

«Наши ручки»

«Где Ляля, а где мяч?»

«Кольцо серсо»

«Дай!»

«Найди, принеси, отдай»

10-11 мес.

Учить произносить облегченные слова, формировать соотношения слова с действием. Знакомить с простыми действиями сюжетных игрушек, с именами детей и взрослых. Расширять запас понимаемых слов и действий. Поощрять инициативность ребенка.

«Молоток»

«Кукла хочет спать»

«Машина»

«Прятки»

«Катаю мой мяч»

«Вот собачка подошла…»

11-12 мес.

Учить произносить простые слова по подражанию. Формировать элементарные мыслительные действия. Формировать обобщения в понимаемой речи. Расширять понимание действий, закреплять разученное.

«Кто как кричит?»

«Игра с несколькими мячами»

«Юла»

«Все куколки»

«Игра с бумагой»

12-13 мес.

Расширять активный словарь новыми простыми словами. Учить соотносить предмет и его изображение. Расширять понимание действий, развивать умение их выполнять. Стимулировать проявление радости, интерес к другим детям, к общению

«Скажи так, как я»

«Покорми, куклу»

«Уложи куклу спать»

«Рассматривание книжки»

«Игрушка и картинка»

«Собираем пирамидку»

«Вот какие глазки!»

Перспективный план

по развитию действий с предметами у детей от рождения до года

Образовательная область «Познание»

Содержание образовательной области: своевременное формирование  движений руки, развитие действий с предметами.

Возраст ребенка или уровень развития, соответствующий данному возрасту

Образовательные задачи

Игры- занятия

От рождения до 2,5 -3 мес.

- Содействие попыткам ребенка наталкиваться руками на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним.

- Стимулирование стремления рассматривать и захватывать игрушки.

- Упражнение в активном прослеживании движений предметов.

«Рассматривание погремушек»

«Захватывание низко подвешенных погремушек»

«Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между ними»

3-4 мес.

- Развитие умения захватывать и ощупывать низко висящую игрушку обеими руками.

- Упражнение в приспособлении движений руки к величине, форме  схватываемого предмета.

- Помощь ребенку в захватывании, удержании игрушки, висящей над грудью, манипулировании ею.

- Совершенствование движений рук при схватывании предметов разной формы.

«Схватывание предметов разной величины»

«Схватывание предметов круглой и квадратной формы»

«Манипулирование гирляндой предметов разной формы»

«Новая игрушка»

«Каруселька»

«Подвеска»

4-5 мес.

- Формирование умения брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в руке.

- Развитие умения брать игрушку  из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у взрослого).

«Захватывание игрушек из рук взрослого»

«Вот какие погремушки»

«Поиграем вместе»

«Возьми шарик»

«Яркая погремушка»

5-6 мес.

- Формирование умения уверенно брать игрушки, находясь в любом положении и подолгу заниматься ими, перекладывать из одной руки в другую.

- Развитие мелкой моторики рук.

«Разные игрушки»

«Звучащие игрушки»

«Музыкальные игрушки»

«Сорока- белобока», «Будем пальчики считать», «Улитка» и др.

6-7 мес.

- Формирование умения вначале по показу и слову взрослого, а затем только по его слову выполнять действия с предметами: стучать, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы, катать мяч и др.  

«Что в коробочке лежит»

«Катание мяча»

«Вытягивание лент»

«Похлопаем по бубну»

«Постучим по барабану»

«Музыкальный рояль»

7-8 мес.

- Создание условий для развития действий с предметами в соответствии с их свойствами (толкать мяч, переворачивать миску с шарами, греметь, бросать и др.)

- Развитие  умения подражать действиям взрослого с игрушками.

«Наш мяч»

«Где, Ляля?»

«Где, часики?»

«Ладушки»

«Ручками похлопаем, ножками потопаем»

«Погреми, погремушка!»

8-9 мес.

- Формирование у детей умения снимать кольца со стержня, открывать коробки, нажимать на кнопки, сжимать резиновые игрушки и др.

«Сними колечко»

«Открой коробочку»

«Нажми на кнопочку»

«Большой и маленький»

9-10 мес.

- Содействие самостоятельному достижению определенного результата в действиях с предметами (вкладывание и выкладывание, открывание и закрывание, снимание и нанизывание, накладывание кубика на кубик).

«Вкладыши»

«Открой- закрой»

«Пирамидка»

«Башенка»

«Занимательная коробочка»

10-11 мес.

- Развитие умения овладения новыми действиями с предметами и выполнения их по просьбе взрослого.

«Матрешка»

«Вкладывание и вынимание мелких предметов»

«Достань»

11-12 мес.

 - Формирование умения выполнять по подражанию первые игровые действия с сюжетными игрушками (покачай, покорми, покатай и др.)

- Развитие умения переносить действия, разученные с одним предметом на другой (кормить , катать, баюкать куклу, мишку, кошку, собаку).

«Покормим куклу Лялю»

«Уложим мишку спать»

«Покатай машинку»

«Покачай Лялю»

Перспективный план

по развитию общих движений у детей от рождения до года

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание образовательной области: своевременное формирование общих движений, овладения ползанием и ходьбой.

Возраст ребенка или уровень развития, соответствующий данному возрасту

Образовательные задачи

Игры- занятия

От рождения до 2,5 -3 мес.

- Упражнение в умении удерживать голову при выкладывании на живот и в вертикальном положении на руках у взрослого (с 3 дней). Укрепление мышц шеи.

- Формирование умения высоко поднимать голову, опираясь на предплечья.

- У ребенка, удерживающего голову, вызывание отталкивания ногами от твердой поверхности для развития упора ног (поддерживая малыша под мышки в вертикальном положении). Укрепление мышц стопы.

«Учимся держать голову в горизонтальном положении»

«Учимся держать голову в вертикальном положении»

«Вот колечко»

«Вот погремушка»

«Прыг-скок»

3-4 мес.

- Развитие умения крепко упираться о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

- Формирование умения изменять положение собственного тела: повороты на бок. Укрепление мышц туловища.

«Гуси-лебеди летели…»

«Вот как маленький Сашок повернулся на бочок!»

4-5 мес.

- Закрепление умения длительно лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.

- Формирование умения изменять положение собственного тела: повороты со спины на живот.

- Развитие умения твердо опираться обеими стопами полностью выпрямленных ног о поверхность. Укрепление мышц ног.

«Вот как мы умеем»

«Учимся переворачиваться со спины на живот»

«Ой, качи-качи-качи…»

«Вот как мы стоим»

5-6 мес.

- Формирование навыков ползания.

- Формирование умения изменять положение собственного тела: повороты с живота на спину.

«Возьми  погремушку»

«Учимся переворачиваться с живота на спину»

6-7 мес.

- Развитие самостоятельного ползания, ориентировку в пространстве.

- Стимулирование активного ползания (много, быстро, в разных направлениях).

- Поддержание стремления ребенка самостоятельно присаживаться из лежачего положения.

«Доползи до погремушки»

«Догони собачку»

«Ползи за мячом»

«Учимся садиться»

7-8 мес.

- Развитие  умения опираясь на руку, самостоятельно садиться, сидеть и ложиться.

- Формирование  умения вставать при помощи взрослого, самостоятельно вставать и опускаться, держась руками за опору. Укрепление мышц ног.

«Вот как мы сидим»

«Учимся вставать»

«Учимся вставать, держась за барьер»

8-9 мес.

- Развитие умения переступать вдоль барьера, придерживаясь за него руками.

- Поддержание попыток ребенка вползать на горку и спускаться с нее.

- Развитие умения переходить от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

«Учимся переступать держась за барьер»

«Достань киску»

«Достань собачку»

«Я гуляю сам»

9-10 мес.

- Поддержание попыток ребенка подниматься на горку по лестнице, держась за перила.

- Развитие  умения перелезать через бревно.

«На горку»

«Жучка в будке» (переползание через бревно)

10-11 мес.

- Формирование умения ходить при поддержке за обе руки.

- Развитие умения спокойно подниматься и спускаться по лестнице и с горки.

«Топ- топ»

«Подойдем к Ляле»

11-12 мес.

- Поддержание попыток ребенка приседать на корточки.

- Формирование умения стоять самостоятельно, делать первые самостоятельные шаги.

«Приседание и вставание»

«Ах,дыбок…»

«Самостоятельная ходьба при стимуляции яркой игрушкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы группы детей раннего возраста

Материал можетбыть полезен для воспитателей ДОУ...

Перспективное планирование «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр экологического содержания»

перспективный план содержит разнообразные дидактические игры   по экологии  с целью развития речи детей 2- 3 лет...

Конспект игрового развлечения в первой группе детей раннего возраста по теме « Озорные пальчики».

Интеграция образовательных областей: « Коммуникация», « Познание», «Социализация»,  «Художественная литература», « Музыка».Цель: закреп...

Конспект по познавательному развитию (окружающий мир) «Кто в домике живет?» в первой группе детей раннего возраста

Цель: Формирование навыков игровой деятельности детей, активация их речевой и познавательной активности.Задачи:Образовательные:Побуждать детей к ролевому диалогу., учить отвечать на вопрос. ...

Конспект индивидуальной работы в первой группе детей раннего возраста по развитию сенсорных способностей с использованием авторского бизиборда «Лесная полянка»

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Ранний возраст - это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет че...

Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)

В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользов...