Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)
материал по развитию речи

Ананьева Аня Владимировна

В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользоваться упрощенными или звукоподражательными словами. Он уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1 году 3 месяцам — выполнить простые действие, несложные поручения. Быстро растет количество слов, которые он понимает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi_detey.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи детей

Первая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)

В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользоваться упрощенными или звукоподражательными словами. Он уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1 году 3 месяцам — выполнить простые действие, несложные поручения. Быстро растет количество слов, которые он понимает.

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и многие согласные звуки — [м][п][б][т][д][н]|к][г][в][ф][й]. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягченно (дяй вместо лай). Вместо общепринятых слов ребенок продолжает употреблять звукоподражания: корову он называет му, собаку - авав, кошку - мяу, машину - би-би, часы - тик-так. Иногда вместо целого слова ребенок может произнести только ударный или первый слог: кукла - ку, собака - ба, коробка -ко, а иногда и несколько слогов: молоко - моко. Часто одно и то же слово малыш произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука, то есть у него отмечается неустойчивое произношение одних и тех же слов.

К двум годам ребенок начинает четче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее легкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни во многом зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова, Катя) малыш правильно произносит все звуки; но в то же время в словах, состоящих из трех и более слогов, часто заменяет или пропускает звуки и слоги (вместо машина - паина, вместо велосипед - апипед). Пропуск звуков наблюдается и в словах со стечением согласных (два согласных находятся рядом), например, слово дверь произносится как вей и т. д. Возможна также замена звонких согласных глухими (пампам - вместо бамбам).

Темп овладения звуковой стороной речи у разных детей различный. Он зависит не только от того, как часто взрослые общаются с малышом, но также и от индивидуальных его особенностей.

На этом возрастном этапе голос ребенка еще не громкий, так как у него еще недостаточно окреп голосовой аппарат, а речевой выдох очень слабый.

Несовершенства произносительной стороны речи — отсутствие или неправильное, нечеткое произношение некоторых звуков, слов, неумение сохранять их слоговую структуру (особенно в многосложных словах) — закономерны для детей данного возраста и в процессе специального обучения, частого общения со взрослыми постепенно исчезают.

На данном возрастном этапе перед педагогами встают следующие задачи воспитания звуковой культуры речи детей:

  • развитие понимания речи взрослых, слухового внимания, артикуляционного и голосового аппаратов;
  • умения точно подражать словам;
  • различать речевые интонации;
  • производить длительный протяжный выдох через рот;
  • поддержание стремления малышей разговаривать с окружающими, выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений;
  • знакомство их с названиями предметов и явлений (обогащая словарь детей, воспитатель тем самым способствует развитию произносительной стороны речи;
  • при воспроизведении слов дети уточняют и закрепляют правильное произношение гласных звуков, несложных в артикуляционном отношении согласных: [б], [в], [г], [д], [т], [м,] [л], [н], [п], [в], [ф] и др.).

Для воспитания звуковой культуры речи необходимо шире использовать возросший интерес детей второго года жизни к предметам, их свойствам и действиям с ними, который побуждает их постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к взрослому и получить от него необходимую помощь малыш может, только овладев речевым общением, что является главным стимулом к усвоению речи.

В этом возрасте необходимо продолжать развивать у детей понимание речи, расширять их пассивный словарь. С этой целью можно давать задания, в которых малышу предлагается среди нескольких предметов или игрушек найти нужную и дать ее воспитателю, переложить игрушку или предмет с одного места на другое и пр. Постепенно такие задания усложняются.

Для развития активной речи ребенка нужно создавать ситуации, в которых он вынужден обращаться с речью к взрослым. Малыш тянется к машинке, но не в состоянии достать ее, воспитатель его спрашивает: «Тебе дать машинку или зайчика?». Ребенок вынужден назвать заинтересовавший его предмет или игрушку. Можно использовать и такой прием: воспитатель показывает игрушку (например, петушка), называя ее: «Это петушок», а затем быстро прячет и спрашивает: «Где петушок?» Затем вновь показывает его: «Вот петушок» и снова прячет, говоря: «Где петушок? Давайте его позовем все вместе». Продолжая игру, можно попросить одного на детей самостоятельно позвать его: «Боря, позови петушка». В награду ребенок получает игрушку. Затем рекомендуется спросить малыша, как кричит петушок. Следует добиться того, чтобы сначала один ребенок, а потом и все дети четко произнесли звукоподражание.

Появление в группе новой игрушки также можно использовать для обогащения словаря детей, для развития у них правильного произношения. Нужно сначала дать ребенку внимательно рассмотреть ее, потрогать. Затем посадить игрушку на стул (положить на кровать, поставить на ноги), одновременно говоря: «Зайка, сиди; мишка, спи; Катя, стой». Можно предложить детям и самим проделать с ней те или иные действия: накормить, уложить, поставить.

При произнесении ребенком слов важно обращать внимание на внятность и правильность их произношения. Если он во время игры разговаривает с игрушками, не следует ему мешать, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность артикуляционного аппарата, развивается голос, дыхание.

Для стимуляции речи ребенка воспитатель может задавать ему вопросы и сам же на них отвечать. С помощью провоцирующих вопросов педагог (например, показывая игрушечного щенка, он спрашивает: «Это котенок?») вызывает у малыша желание исправить ошибку, назвать предмет правильно, учит вслушиваться в речь окружающих, то есть развивает слуховое внимание.

Обогащая словарь детей разными частями речи, воспитателю следует добиваться того, чтобы они отчетливо произносили звуки, особенно гласные. Нужно также обращать внимание на твердость произнесения согласных звуков (дай, а не дяй), используя звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: «Это гусь. Он кричит га-га-га. Скажи, как кричит гусь».

Чем чаще ребенок будет произносить звуки, звукосочетания, слова, фразы, тем быстрее он сможет закрепить их в своей речи. Поэтому воспитатель должен следить за тем, чтобы общение ребенка в яслях и дома осуществлялось только с помощью речи.

Для воспитания звуковой культуры речи, для развития слухового восприятия, понимания речи нужно широко применять наглядный материал (игрушки, предметы, муляжи, картинки), проводить специальные игры. Со второго полугодия следует использовать и картинки с изображением действия, совершаемого животными, людьми: собака бежит, кошка ест, дети играют.

Чтение небольших рассказов, сказок, потешек и стихотворений способствует развитию речи малышей, чтение прибауток, стихов вырабатывает у них чувство ритма. У ребенка второго года жизни это выражается в том, что, слушая их, он нередко в такт начинает покачивать головой, похлопывать в ладоши, постукивать ножками. Следует поощрять детей, если они повторяют вслед за воспитателем отдельные слова, договаривают стихотворную фразу.

К концу второго года жизни речь детей хотя и становится основным средством общения, однако она еще далека от совершенства в звуковом оформлении. Нечеткое произнесение отдельных слов, отсутствие в речи многих звуков, смягченное произнесение ряда твердых согласных нередко затрудняют их общение, особенно со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....

Методы и приемы направленные на формирование звуковой культуры речи детей младшей группы

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуково...

Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста (от одного до двух лет)

Вторая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первы...

Презентация «Формирование звуковой культуры речи у детей групп раннего возраста с учетом ФГОС ДО»

Данная разработка направлена для работы с педагогами групп раннего дошкольного возраста....

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...