Педагогический проект «Коллекция». Тема «Бабочки». Для детей с нарушением интеллекта.
проект по коррекционной педагогике

Савко Анжелла Николаевна

Педагогический проект «Коллекция». Тема «Бабочки». Для детей с нарушением интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Коллекция»

Тема «Бабочки»

Пояснительная записка.

     

     У большинства детей детского сада наблюдается недостаточная осведомленность о предметах окружающего мира, низкая познавательная активность, выбрать и организовать какую-либо деятельность. Что же делать, если дети мало интересуются объектами окружающей действительности? Не могут выбрать и организовать свою деятельность? В этом нам может помочь коллекционирование.

  Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

    Коллекционирование в детском саду – способ познавательной активности дошкольников. Оно способствует активизации знаний, расширению кругозора, развитию наблюдательности. Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Он тренирует интеллект, развивает аккуратность и бережливость.  Восприятие коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, психические процессы (внимание, память, мышление), умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн и открытий. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству.

      Педагоги детского сада замечают, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувенир и т.д.           
     Что только не хранится в карманах детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится   общению.

     Малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь и приобщить детей и их родителей к коллекционированию.

   

ТЕМА: «Бабочки»

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ: с детьми 3-7 лет с нарушением интеллекта

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТА: познание окружающего мира.

ПРЕДПОСЫЛКИ:

- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

- расширение её содержательной насыщенности;

- организация пространства для познавательно-исследовательской активности воспитанников;

- возможность самовыражения воспитанников.

ВИД ПРОЕКТА:

информационно- практико-ориентированный,

по продолжительности – среднесрочный,

по количеству участников – групповой.

УЧАСТНИКИ: воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители.

ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ: сотрудничество.

ПРОБЛЕМА:

- поиск способов развития детей,

- более углубленное познание окружающего мира.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Дошкольники с ОВЗ – это дети, в большей степени, с нереализованными возможностями, т.к. их психические процессы формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для детей данной категории характерна рассеянность внимания, слабая его произвольность и переключаемость. Особое место в структуре дефектов занимают нарушения памяти, наблюдается ограниченный её объем и пониженная прочность. Тем самым познавательно - исследовательская деятельность затруднена, обследовательские действия ограничены. Своеобразие отмечается и в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется в низкой познавательной активности, в несформированности умственных операций, отсутствии потребности ставить цель и планировать свои действия.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, должны создавать специальную коррекционно-развивающую среду для стимуляции познавательного, социального и других направлений развития ребенка; выбирать формы обучения, приближенные к окружающей действительности, взаимодействию с взрослыми и сверстниками в деятельности; повышению мотивации и эмоционального настроя ребенка. Использование практической деятельности в значительной мере не только способствует включению детей в социум, но и раскрывает их творческий потенциал, развивает способности к волевым усилиям, личностной установке, к творчеству.

ЦЕЛИ:  

- создание условий для более узкого и углубленного познания окружающего мира;

- формирование предпосылок поисковой деятельности;

- обогащение знаний и умений детей;

- развитие у детей наглядно-действенного мышления.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- познакомить детей с новым видом деятельности – коллекционированием бабочек;

- вызвать эмоционально-положительное отношение к собиранию бабочек;

- помочь детям накопить специфические знания и практические навыки;

- учить рассматривать, наблюдать, замечать, выявлять изменения в пространстве;

- прививать навыки поисково-исследовательской деятельности;

- расширять и углублять представления детей об окружающей действительности по теме «Бабочки»;

- стимулировать к активным действиям, «открытиям»;

-обогащать словарный запас детей по теме «Бабочки»;

- совершенствовать игровые навыки детей, создавая игровые ситуации и сюжеты;

- накапливать практический опыт детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию, коллекционированию, поиску интересных представителей и экспонатов;

- воспитывать навыки межличностного общения, чувство коллективизма;

- воспитывать бережное отношение к объектам коллекции.

Коррекционные:

- содействовать развитию трудовых, двигательных навыков, мышц мелкой моторики;

- развивать интерес к объектам окружающего мира - бабочкам;

- развивать познавательные и творческие способности;

- формировать навыки общения и совместной деятельности;

- развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, связную речь, восприятие.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

- социально- коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие.

МАТЕРИАЛЫ: бумага, перья, ткань, пенопласт, нитки, прищепки, картон, пластик (описать!)

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 23.09.2013 – 26.03.2014.

ЭТАПЫ:

I этап.   Подготовительный.           23.09.2013.- 16.10 2013.

            - выявление и анализ представлений детей по теме «Бабочки»;

            - создание условий для проектирования;

            - подготовка пространства;

            - сбор наглядного и дидактического материала;

            - разработка стратегии проекта.

II этап.  Формирующий.                 17.10.2013. – 16.03.2014.

            - мероприятия;

            - события.

III этап.  Заключительный.              17.03.2014. – 26.03.2014.

           - оценка полученных результатов;

           - обобщение опыта работы.

IV этап. Презентационный.             27.03.2014.

           - защита проекта.

МОТИВАЦИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОЕКТА:

Педагоги

Воспитанники

Родители

Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых и детей

Обогащение социального и эмоционального интеллекта

Формирование способности быть полноценным субъектом воздействия на образовательный процесс

Поиск форм организации деятельности детей, методов и приемов

Формирование личности ребенка

Актуализация воспитательной возможности семьи

Нестандартный подход к работе

Формирование активной жизненной позиции

Развитие эмоционально-положительных взаимоотношений

СТРАТЕГИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Организованная образовательная деятельность(тематика)

Совместная деятельность воспитателя и детей

Взаимодействие с семьей

НОД: ознакомление с окружающим «Встреча с бабочкой», лепке на тему «Укрась бабочке крылья», рисование «Нарисуем узор на крыльях бабочке», конструирование

«Собери бабочку», интегрированное по ознакомлению с окружающим и сенсорике, День игры

Беседы по иллюстрациям и слайдам, конструирование бабочки из геометрических фигур, составление разрезных картинок.

Наблюдения на прогулке, беседа по картинкам, дидактические игры «Посади бабочку на цветок», «Найди отличие», «Кого не стало», «Куда спряталась бабочка», «Найди по описанию», лото «Бабочки», пирамидка «Бабочка», «Сложи бабочку из геометрических фигур», пазлы «Бабочка», «Веселые прищепки», «Сосчитай бабочек», «Найди большой и маленький», подвижные «Бабочки и ворона», «Поймай бабочку», «Мотыльки», «Бабочки» и речедвигательная игра «Бабочки», физминутки «Бабочка», «Гусеница», «Бабочки», упражнение на релаксацию «Бабочка», дыхательное упражнение «Подуй на бабочку», чтение стихов, загадок; графические упражнения: дорисовывание частей изображения, заштриховывание силуэта бабочки, обведение по точкам, обведение трафаретов (работа в игровизорах)

Разучивание стихотворений и загадки (С детьми 1-2 подгруппы); чтение сказки Сутеева «Под грибком», Чуковского «Муха Цокотуха», рассказов; изготовление экспонатов (макета среды обитания, оформление коллекции бабочек в рамку),фотоальбома; проведение пальчиковых игр «Гусеница», приобретение дидактических игр (лото «Бабочки», пирамидка «Бабочка») изготовление игр «Подуй на бабочку», «Сложи бабочку», «Куда спряталась бабочка», «Найди по описанию», «Что сначала, что потом..», «Веселые прищепки»,  поделок из подручных материалов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Знания формировать представление у детей о коллекционировании, о внешнем виде бабочки, строении ее тела, условиях обитания,

Умения различать бабочек по форме, цвету, величине, показывать и называть ее части тела, складывать изображение бабочки из частей, геометрических фигур, принимать на себя роль бабочки в игре, имитировать ее движения, считать и сравнивать группы бабочек (в пределах 10- 2-я подгруппа детей, до 5 – 1-я подгруппа, «один» и «много» - 3-я подгруппа)

Навыки бережного отношения к объектам коллекции, продуктам своего труда и труда взрослых.

Планирование и организация деятельности

мероприятия

цели

ответственный

Срок проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Определение объекта, темы

Обсуждение задач проекта с родителями

Просмотр печатных материалов (журналов, книг, энциклопедий, др.)

Подбор оборудования, материалов.

Изготовление комплектующих деталей.

Подбор иллюстративного и дидактического материала.

Занятие «Встреча с бабочкой» (ознакомительное)

Рассматривание отличительных особенностей внешнего вида разных бабочек.

Чтение художественной литературы (стихотворение о бабочке)

 Рассматривание иллюстраций из жизни бабочек.

Практические опыты (просмотр слайдов о бабочках)

Беседы по теме «Бабочки»

Игровые ситуации

Дидактические, речевые, настольно-печатные игры

Подвижные-ролевые игры

Игры – драматизации

Выполнение заданий, поручений

Самостоятельные игры детей

Работа в игровизорах, выполнение графических заданий

Конструирование с использованием схем, по подражанию.

Изо-деятельность

Интегрированное занятие по теме

 День игры «Дружим с бабочкой»

Обработка и оформление материалов проекта

Анализ результативности

Презентация проекта

1 этап – подготовительный

Выявить интерес детей.

Проанализировать программный материал.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Обогатить знания и представления детей по теме.

Создать условия для реализации проекта.

Создание макета среды обитания бабочек.

Оформление коллекции бабочек.

Изготовление и приобретение дидактических игр и оформление фотоальбома «Бабочки»

2 этап – основной

Познакомить детей с объектом коллекции.

Конкретизация знания по содержанию проекта (рассматривание видов

бабочек, частей тела)

Пробуждать и поддерживать интерес к теме.

Знакомить с особенностями строения, поведения и среды обитания бабочек.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность

Способствовать расширению кругозора детей

Формировать навыки общения, игровой, исследовательской деятельности.

Закреплять и обогащать словарный запас детей

Поддерживать интерес к объектам живой природы-бабочкам.

Учить эмоционально воспринимать образное содержание проекта (драматизация стихов о бабочках)

Развивать произвольность внимания, поведения.

Формировать умение применять свой опыт, знания.

Развитие графических навыков.

Развивать конструктивный праксис.

Развивать изобразительные навыки, мелкую моторику, творчество

Систематизирование знаний и умений детей.

Развивать логическое мышление, расширять кругозора.

 Обобщение знаний детей по теме.

3 этап – итоговый

Печатное и электронное воспроизведение материалов проекта

Обобщить количественные и качественные показатели

4 этап – презентационный

Представить творческий отчет о проделанной работе.

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, помощник воспитателя, родители

Воспитатели помощник воспитателя, родители

Воспитатели, помощник воспитателя, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, помощник воспитателя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, помощник воспитателя

Дети

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

23.09.2013 – 26.03.2014.

17.10.2013. – 16.03.2014.

2-31 октября

17.03.2014. – 26.03.2014

27.03.2014

Приложение.

Конспект Дня игры

на тему «Бабочка прилетела»

ЦЕЛИ:  

-  познание окружающего мира;

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять и углублять представления детей об окружающей действительности по теме «Бабочки»;

-обогащать словарный запас детей по теме «Бабочки»;

- совершенствовать игровые навыки детей, создавая игровые ситуации и сюжеты;

Коррекционно-развивающие задачи:

- содействовать развитию мышц мелкой моторики;

- развивать интерес к объектам окружающего мира - бабочкам;

- формировать навыки общения и совместной деятельности;

- развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, связную речь, восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать навыки межличностного общения, чувство коллективизма;

- воспитывать бережное отношение к объектам живой природы- бабочкам.

Игровой персонаж: игрушка Бабочка.

Материалы к мероприятию: оформление группы шарами, цветные плоские цветы и бабочки из картона, кубики, подставка для дыхательной гимнастики.

        

 Утро.                                              

Прием детей

С утра звучит веселая музыка. Педагог с детьми рассматривают альбом «Времена года». Отмечают, первые признаки осени: становится холодно, часто идут дожди; насекомые прячутся от холода в кору деревьев, под землю.

Сюрпризный момент

Всем хочется спрятаться в тепло. Вот и к нам в садик залетел необычный гость. Угадайте, кто это.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Воспитатель (вносит в группу игрушку бабочку) – Правильно – это бабочка-красавица. Давайте рассмотрим ее. Что у нее есть, назовите.

(голова, туловище, лапки, крылья). Что у нее есть на голове? (глазки, усики, рот). Что есть на туловище? (лапки, брюшко и крылья). Сколько лапок? Сколько крыльев? (четыре) Что умеет делать бабочка (летает, порхает).

 Бабочка: Мои крылья мокнут от холодных капель дождя, и я не могу летать. Можно мне погреться в вашей группе?

Дети, пригласим бабочку остаться в нашей группе? (да)

Малоподвижная игра «Куда спряталась бабочка».

Цель: активизировать в речи детей предлоги «на», «в», «под», развивать ориентировку в пространстве.

 Оборудование: красивая бабочка-игрушка.

Дети закрывают глаза, в это время педагог сажает бабочку на полку (под стол, в горшок с комнатным растением). По сигналу педагога дети открывают глаза и ищут бабочку. Кто первый найдет, должен сказать, где спряталась бабочка (дети 1-2 подгрупп)

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель: развивать умение сравнивать бабочек по величине, форме, цвету.

Оборудование: плоскостные бабочки разного цвета, размера, формы.

Ход: на столе перед ребенком разложены бабочки разного цвета, формы, размера. Педагог описывает одну из них, ребенок по описанию старается найти и показать эту бабочка

        

                                   Пирамидка «Бабочка» (2 группа)

Цель: развивать умение различать цвет, форму, соотносить форму стержня с формой отверстия, строить бабочку, ориентируясь на картинку-образец, развивать мелкую моторику.

Оборудование: пирамидка-бабочка и карточки-образцы.

Ход: перед ребенком на столе лежит основание бабочки-пирамидки и части-крылья разного цвета и формы. Педагог дает ребенку карточку-образец, помогает рассмотреть ее и назвать форму и цвет крыльев изображенной бабочки, помогает подобрать такие же крылья для пирамидки-бабочки и нанизать эти крылья на стержни в соответствии с карточкой-образцом.

Утренняя гимнастика:

Цели: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус

Бабочка прикрепляет скотчем на футболки детей бумажные круги разного цвета — превращает их в бабочек, которые живут в разноцветном лугу.

Малыши- крепыши                 обычная ходьба (1-2 минуты)

Дружные ребятки.

Малыши- крепыши,

Делают зарядку.                             Основная стойка.

Раз-два, руки поднимаем              Руки через стороны вверх,

Вот так, руки опускаем.                 руки вниз (4-5 раз)

Вот так, вот так, руки опускаем.    

Раз-два, подтянулись дружно      Ноги на ширине плеч, подняться на носки 

Раз-два наклониться нужно.        руки вверх, наклон до касания пола (4-5 раз)

Подготовка к завтраку.

Цель: вызвать интерес к процессу умывания, выработке культурно- гигиенических навыков.

Педагог:  

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

(Бабочка вместе с педагогом контролирует КГН детей).

День.

 

НОД Ознакомление с окружающим.

Тема: «Встреча с бабочкой продолжается»

Цель: знакомство с объектом коллекции – бабочкой.

Коррекционно-образовательные задачи:

Формировать представление о внешнем виде бабочки, частях тела, образе ее жизни, среде обитания.

Коррекционно-развивающие задачи:

 Активизировать в речи слова по теме «Бабочки» - «крылья», «лапки», «хоботок», «брюшко», «порхает», «нектар», предлоги «на», «под», «в».

Развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Оборудование: игрушка бабочка.

Ход см. в приложении.

Педагог приглашает детей на прогулку:

Пойдемте скорее гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

А бабочку мы возьмем с собой? (нет, потому что на улице холодно, а одежды у нее нет).

Прогулка: наблюдение за состоянием природы

Цель. Формировать представление о состоянии природы осенью (похолодало, вянут травки, цветы; не видно насекомых);

          Если на деревьях листья пожелтели,

          Если в край далекий птицы полетели,

              Если небо хмурое, если дождик льется,

                                       Это время осенью зовется.

Труд. Сбор сухих веток.

Цель: стремиться узнавать свойства предметов, желание трудиться вместе.

1. Составление узора на крыльях бабочки из разноцветных геометрических форм.

Цели: развить творческие способности, эстетический вкус; закрепить знания цвета и формы.

Оборудование: плоскостные фигуры бабочек, разноцветные геометрические фигуры.

Ход: на столе участка по образцу воспитателя дети раскладывают узоры из плоскостных разноцветных фигур.

2.Подвижная игра «Бабочки и ворона».

Цель: закреплять представления о цвете, умение ориентироваться в

пространстве и реагировать на сигнал.

Оборудование: шапочки разного цвета по количеству детей, такого же цвета плоскостные цветы.

Ход:

(детям раздаю шапочки разного цвета. В соответствии с цветом бабочек раскладываю плоские цветы.)

Мы с вами будем под музыку летать, порхать, кружиться под музыку как бабочки. А когда я скажу: «Ворона летит, кар!», нужно найти цветок такого же цвета и спрятаться на нем от вороны. Игра проводится 2 раза.

3.Подвижная игра «Поймай бабочку»

Цель: развивать умение подпрыгивать на двух ногах, дотягиваясь до предмета, реагировать на сигнал.

Оборудование: игрушечная бабочка, привязанная ниточкой к палочке-ручке.

Ход: у педагога на веревочке к палочке подвешена плоскостная бабочка, педагог держит бабочку так, чтобы дети подпрыгнув могли достать ее рукой, ориентируясь на сигнал педагога к началу игры.

Выносной материал: маски бабочек на голову, шаблоны цветов, плоскостные фигуры бабочек, разноцветные геометрические фигуры. Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду.

Воспитатель напоминает детям:

        Нужно мыться непременно

  Утром, вечером и днем,

Перед каждою едой,

    После сна и перед сном.

Подготовка ко сну: Вот лежат в кроватке розовые пятки.

                                   Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.

                                  Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай.

Подъем детей. Дети просыпаются под музыку и выполняют вместе с бабочкой корригирующие упражнения:

  1. «Потягушки». И. п.: лежа, руки вдоль туловища. На счет 1-2 медленно поднять   над головой. На счет 3-4 опустить. Вдох на счет 1-2, выдох на 3-4. Повторить 4 раза.
  2.   «На пляже». И. п.: лежа на животе, руки под подбородком.  На 1-2 поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.  4 раза.
  3.  «Велосипед». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно ногами имитировать прокручивание педалей велосипеда вперед.  4 раза. Лежа, руки вдоль туловища. На счет1 потянуть носки ног на себя, на счет 2 - от себя.  4 раза.
  4.  Дыхательная гимнастика «Бабочки»

Цель формировать сильный ротовой выдох.

Сделать глубокий вдох и подуть на бабочек.

5.Ходьба по массажным дорожкам.

Подготовка к полднику. Это ложка, это чашка.

                                               В чашке гречневая кашка.

                                              Ложка в чашке побывала-

                                              Кашки гречневой не стало!

Вечер: дети, давайте сегодня поиграем вместе с бабочкой в ее игры.

1. «Украсим бабочке крылья”.

Цели: научить закрашивать карандашом, не выходя за контуры, в одном направлении; развить точность движений; закрепить знание названий цветов.

Оборудование: готовые шаблоны, карандаши.

Ход: воспитатель раздает детям нераскрашенные рисунки бабочек, показывает, как нужно раскрасить. Дети выполняют задание.

2. Рассматривание иллюстраций бабочек.

Цель: учить детей любоваться работами художников, замечать яркость красок, желание поделиться впечатлениями от увиденного.

Ход: воспитатель показывает детям иллюстрации бабочек, рассматривают и беседуют о них, цветах красок.

3. Чтение фрагментов из иллюстрированного произведения К. Чуковского «Муха- Цокотуха», «Путаница».

Цель: поддерживать интерес к сказкам.

Ход: воспитатель читает фрагменты произведений, дети находят иллюстрацию художника к тексту, называют героя – бабочку.

«Бабочка- красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощение».

«Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло».

        4.        Подвижная игра «Мотыльки»

Цель: Развивать умение согласовывать движения с текстом

Ход: Взрослый проговаривает текст, дети изображают мотыльков.

На зеленом, на лугу

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок           Дети бегают по кругу,

Весело порхают.                   руки в стороны - «мотыльки» летают.

Маша вышла на лужок

У нее в руках сачок.            взрослый держит в руках яркий сачок.

Берегись-ка, мотылек               дети убегают,

Улетай скорей, дружок!      а взрослый «ловит» их сачком. (6)

.

5.Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»

Цель: развивать умение различать цвета и соотносить предметы по цвету.

Оборудование: плоскостные цветы из цветного картона, из такого же картона плоскостные бабочки.

Ход:

Воспитатель: Однажды кукла Маша пошла гулять и пришла на поляну, где росли красивые цветы: красные, жёлтые, синие, белые (Воспитатель раскладывает полотно из больших цветов на полу). Покажи Егор, где жёлтый цветок?

Ребёнок показывает.
Воспитатель: А Арина нам покажет красный цветок. Правильно.
Опросить всех детей, похвалить.
Воспитатель: Над цветками порхали красивые бабочки. Выставить силуэты бабочек. Какого цвета Наиль эта бабочка?

Ребёнок: Красная.
Воспитатель: Маргарита, покажи синюю бабочку.
Далее воспитатель показывает бабочек и опрашивает детей.
Воспитатель: И вдруг бабочки исчезли, воспитатель сажает бабочки соответственно цвету цветка. Куда делись бабочки?

Дети: Бабочки на цветах, но их не видно.
Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже разложим бабочек, что бы их не было видно.
Дети садятся за столы, и рассаживают своих бабочек так, чтобы их трудно было заметить. На красный цветок, красная бабочка.
Воспитатель: У Арины на жёлтом цветке, какая бабочка должна сидеть?

Ребёнок: Жёлтая.
Воспитатель: Теперь посадим бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна.
Дети пробуют разные варианты размещения бабочек.

6.Дидактическая игра «Сложи бабочку»

Цель: развивать умение складывать изображение из частей, ориентируясь на образец-картинку.

Оборудование: карточки с изображением разных бабочек, такие же разрезные плоскостные бабочки.

Ход:

Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением бабочек.
Воспитатель: Детки, а у меня есть ещё бабочки, только они разрезаны, и их нужно сложить. Я вам раздам половинки бабочек, а вы подберите вторую половинку и составите красивую бабочку.
Воспитатель раздаёт деткам по одной половинке бабочек, а вторую они подбирают самостоятельно.
Воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку выполнить задание.
Воспитатель: Молодцы детки, у нас получились красивые бабочки.

Воспитатель: вот как весело пролетел день вместе с бабочкой. Мы многое узнали о ней. Может бабочка осенью жить на улице? (нет, холодно). Мы предложили бабочке остаться у нас. Давайте определим, где она у нас будет жить. Может она поживет пока в коробочке, а потом мы соберем ей домик. А чтобы ей не стало скучно, соберем ей подружек.

Познавательная информация

Общеупотребительное русское название представителей данного отряда — «бабочка» восходит к праслав. *babъka (< *baba) «старуха, бабка» и представлениям об этих насекомых, как о душах умерших. И по сей день во многих сёлах и деревнях их называют «бабуля», «бабушка», «бабучка», «бабурка», «бабка».

«Мотылёк» восходит к праслав. *motyl'ь (ср. чеш. motýl, польск. motyl «бабочка»), которое является производным от *mesti, *motati sę «кружиться, двигаться рывками» из-за особенностей полёта насекомого.

Слово «моль» происходит от праслав. *molь, которое, по одной версии, является производным от *melti «молоть» (тогда этимологическое значение слова — «дробящее (повреждающее) насекомое»), по другой, связано с др.-греч. μῆλον «мелкий скот», ирл. míl «животное» (с этимологическим значением «мелкое животное»).

 Крупнейшая в мире по размаху крыльев бабочка — тизания агриппина (Thysania agrippina) с размахом крыльев до 28 см.

 

Чешуекрылые являются весьма разнообразными, а большинство их видов плохо изученными. Некоторые из описанных видов известны по находкам из одной единственной местности либо даже по единственному экземпляру. Истинная оценка общего количества существующих видов никогда не будет известна, потому что многие виды вымерли ещё до их обнаружения.

Как у всех насекомых, тело бабочек делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко. Снаружи оно защищено твёрдым хитиновым покровом, образующим наружный скелет.

Ротовые аппараты чешуекрылых разнообразны. Хоботок служит для питания жидкой пищей. Внутри него расположены мелкие чувствительные волоски, выполняющие рецепторную функцию.

По бокам головы расположены полушаровидные, хорошо развитые, сложные, фасеточного типа глаза, дающих общее мозаичное изображение. Чешуекрылые способны различать цвета, но в какой мере — пока изучено недостаточно. В наибольшей степени привлекают бабочек два цвета — сине-фиолетовый и жёлто-красный. Движущиеся объекты различают гораздо лучше неподвижных.

Усики располагаются на границе между теменем и лбом и являются органами чувств, воспринимающими запахи и колебания воздуха. Усики также помогают удерживать равновесие при полёте.

Строение ног большинства бабочек типично для насекомых, они ходильные или бегательные. У большинства видов на лапках располагаются вкусовые рецепторы

Крыльев две пары, перепончатые, с небольшим количеством поперечных жилок

Крылья, как правило, полностью покрыты чешуйками, которые представляют собой видоизменённые щетинки

Расположение различно окрашенных чешуек на крыле закономерно и образует сложные рисунки, характерные для каждого вида.

 

Почти у всех бабочек рисунок на левой паре крыльев идентичен рисунку правой, являясь его зеркальным отражением, но существует исключение — мадагаскарская урания (Chrysiridia madagascariensis) с асимметричностью рисунка на крыльях.

Основной формой передвижения чешуекрылых является полёт, как активный (машущий), так и пассивный (парящий, планирование, пикирование).

Большинство видовпитается цветочным нектаром. Многие чешуекрылые также питаются соком деревьев, гниющими и перезревшими фруктами. Бражник мёртвая голова охотно поедает мёд из гнёзд и ульев пчёл. Первичные зубатые моли питаются пыльцой.

Виды с редуцированными ротовыми органами не питаются и живут исключительно за счёт запасов питательных веществ, накопленных в стадии гусеницы.

Ряду видов из семейств нимфалиды, парусники и других, для жизнедеятельности необходимы микроэлементы, в первую очередь натрий. Они охотно летят на влажную минеральную глину, на экскременты и мочу крупных животных, влажный древесный уголь, человеческий пот — откуда получают влагу и необходимые микроэлементы. Часто самцы данных видов собираются группами на влажном песке и глинистых почвах, по берегам ручьёв, возле луж.

Бабочки относятся к насекомым с полным превращением Их жизненный цикл включает четыре фазы:

яйцо,

личинка (гусеница),

куколка,

взрослое насекомое (имаго).

Гусеницы бабочек, живущих в северных широтах, порой не успевают завершить свой жизненный цикл за одно лето, из-за чего вынуждены впадать в зимнюю диапаузу до следующего лета.

Куколки не питаются. У некоторых видов куколка является стадией, впадающей в зимнюю диапаузу.

Из куколки выходит взрослое насекомое — имаго

Продолжительность жизни имаго колеблется от нескольких часов до нескольких месяцев (у видов, впадающих в диапаузу) и в среднем составляет 2—3 недели.

Миграционное поведение встречается у бабочек нечасто.

Мигрирующие бабочки совершают перелёты, как в одиночку, так и объединяясь в стаи. Виды, совершающие регулярные миграции, обычно чётко следуют определённому маршруту, который часто совпадает с направлением миграционных путей птиц.

Как различным поколениям удаётся вернуться в миграции на юг, туда, где зимовали их предки, до сих пор остаётся загадкой для учёных.

Природные враги

Природными врагами являются птицы, ящерицы, жабы, грызуны, насекомоядные млекопитающие насекомые и пауки. К таким хищникам, среди насекомых, относятся ктыри и стрекозы, которые охотятся на бабочек во время полёта, богомолы и пауки-бокоходы, которые охотятся из засады на цветках, привлекающих бабочек. Пойманных бабочек часто можно наблюдать в паутине пауков. Охотятся на чешуекрылых также жуки-жужелицы и некоторые осы.

Защита от хищников

Методы защиты от хищников очень разнообразны. Ряд видов обладают скверным запахом и неприятным вкусом, либо ядовиты, всё это делает их несъедобными. Попробовав такую бабочку один раз, хищники будут избегать подобный вид в дальнейшем.

Отпугивающая окраска в виде «глаз» на крыльях. Предостерегающая яркая окраска ядовитых и несъедобных видов. Покровительственная окраска.                                        

Ночные бабочки для защиты от летучих мышей обладают густо опушёнными волосками телом. Волоски помогают поглощать и рассеивать ультразвуковые сигналы летучих мышей и тем самым маскировать местонахождение бабочки. Многие бабочки замирают, когда обнаруживают сигнал сонара летучей мыши. Бражник мёртвая голова, будучи потревоженным, издаёт пронзительный писк

 

Роль в природе

Бабочки также выступают опылителями многих видов цветковых растений

В результате хозяйственной деятельности человека — вырубки лесов, распашки целинных степей, осушения болот — численность многих видов бабочек значительно сократилась, а некоторые из них находятся на грани вымирания. На размерах популяции бабочек сказываются малейшие изменения в видовом разнообразии растительности мест их обитания. В первую очередь в группе риска находятся бабочки, обитающие на ограниченной территории, не склонные к миграциям, гусеницы которых питаются растениями только одного вида.

В наше время в Азии куколок тутового шелкопряда, размотав шёлк с кокона, не выбрасывают, а употребляют в жареном или засахаренном виде. В Китае гусениц тутового шелкопряда засаливают, добавляют в омлет из куриных яиц, либо просто жарят с луком и густыми соусами. В 1987 году в Таиланде Министерство здравоохранения включило куколок тутового шелкопряда в перечень продуктов, которые могут дополнять разработанный рацион для детей дошкольного возраста — куколки рекомендовалось прожаривать и слегка измельчать для последующего использования в составе карри и первых блюд. Во Вьетнаме с ними варят местную разновидность капустного супа. А Южная Корея поставляет консервированных куколок тутового шелкопряда в азиатские магазины по всему миру. В Индии ежегодно потребляется более 20 000 тонн этих насекомых. В Африке деликатесом считаются жареные или копчёные гусеницы сатурнии Gonimbrasia belina, которые стоят в 4 раза дороже обычного мяса. В отдельных районах Северной Африки эти гусеницы настолько популярны, что в сезон существенно падают продажи говядины и мяса других животных. В Ботсване их продают большими пакетами в сушеном виде, как любые другие сухие продукты. В Мозамбике и Зимбабве сельские женщины собирают гусениц Gonimbrasia belina ранней весной и тушат их с овощами либо сушат.

В последнее время всё большую популярность приобретают живые тропические бабочки в качестве нестандартного и экзотического подарка на многие праздники и торжества, как-то юбилей или свадьба. Специально для этой цели по всему миру появляются частные компании, занимающиеся искусственным разведением бабочек.

Также с увеличением числа коллекционеров в ряде стран стали создаваться фермы по разведению бабочек. Наиболее известные из них — остров Пинанг в Малайзии, Булоло на Новой Гвинее, Сатипо в Южной Америке. Выставки живых тропических бабочек имеются во многих крупных городах мира, и их число постоянно увеличивается.

Коллекционированием бабочек занимались многие знаменитые люди: князь Николай Михайлович Романов, Владимир Набоков Михаил Булгаков, Николай Бухарин. Но пальма первенства принадлежит банкиру и финансисту Уолтеру Ротшильду, собравшему за свою жизнь самую крупную частную коллекцию в мире — около 2 миллионов 250 тысяч экземпляров бабочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Обучение правилам дорожного движения детей с нарушением интеллекта"

Проект«Обучение правилам дорожного  движения детей с нарушением интеллекта»...

Педагогический проект «Разумейка» в группе для детей с нарушениями зрения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»           Педагогический проект «Разумейка»в гр...

Рекомендации родителям по лексической теме "Овощи", для детей с нарушением интеллекта

Рекомендации родителям по лексической теме "Овощи", для детей с нарушением интеллекта....

Рекомендации родителям по лексической теме "Игрушки", для детей с нарушением интеллекта

Рекомендации родителям по лексической теме "Игрушки", для детей с нарушением интеллекта...

Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты", для детей с нарушением интеллекта

Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты", для детей с нарушением интеллекта...

Рекомендации родителям по лексической теме "Мебель", для детей с нарушением интеллекта

Рекомендации родителям по лексической теме "Мебель", для детей с нарушением интеллекта...