Инклюзия: за и ппротив
материал по коррекционной педагогике

Иванова Юлия Юрьевна

Эссе на тему инклюзивного образования в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ivanovayu.yu_._za_i_protiv.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в России

Инклюзивное образование, о котором так много сегодня говорится, широко распространено в Европейских странах, но в России – это достаточно новое явление.
          В  1994 году под эгидой ЮНЕСКО в г.Саламанка прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введен в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования.

Что же такое инклюзивное образование?

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности, (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю,включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всей системы образования.

Все это конечно звучит очень красиво и воодушевляющее. Но давайте посмотри на это с другой стороны.

Стало понятно, что программа инклюзивного обучения не может быть внедрена за один день, методом административных решений и простым переводом детей с особыми потребностями из специальной школы в массовую. Необходима значительная и длительная, предваряющая приход детей с ограниченными возможностями в массовую школу, организационно-методическая работа, предполагающая соответствующую подготовку массового учителя, нахождение оптимальных способов модификации учебных планов, разработку новых методических подходов, способов, приемов, таких дидактических сред, которые позволяли бы участвовать всем  детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями совместно, в общем, для всех в образовательном пространстве.

Нужны также четкие представления об источниках и размерах финансирования интегрированного обучения, о способах контроля соблюдения прав каждого ребенка на полноценное образование.

В этом и заключается основная проблема инклюзивного образования в России.

Нет четкой налаженной системы работы в этой сфере. Конечно, здесь кроется целая вереница «пунктиков»:

- отсутствие гибких образовательных стандартов;

- несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

- отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

- отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

- недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и так далее);

- отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников и т.д.

Помимо этого, я все-таки считаю, что не со всеми диагнозами можно применять инклюзию. Все-таки некоторым детям лучше посещать коррекционные учреждения.

          Неподготовленные кадры и учреждения должны умудряться работать с детьми с ОВЗ. Это при том, что нет абсолютно никаких условий для этого.

            Как выглядит инклюзивное образование по месту? В обычную группу детского сада помещают ребенка с ОВЗ. И все свои силы, внимание и время педагог тратит на одного ребенка. А остальные дети просто вынуждены страдать от этого: оставаться без прогулок, полноценных занятий и досуга. Здесь справедливо звучит вопрос со стороны родителей: почему мой ребенок должен это терпеть? На что они услышат исчерпывающий ответ: а у нас инклюзивное образование, мы не имеем права отказать в услугах таким детям.

           А потом такая же ситуация в школе:  весь класс вынужден терпеть одного особенного ребенка в ущерб себе, не имея права голоса, а учитель не всегда может вынести на себе все тяготы такой инклюзии, некоторым приходится рассчитываться.

Я абсолютно не против инклюзии. Это прекрасно, когда дети с ОВЗ могут чувствовать себя полноценными личностями и людьми, а здоровые ребята адекватно реагировать на присутствие данных детей.

 Но я уверенна, что необходимо разделять диагнозы таких детей, и не производить подмену понятий. Если ребенку требуется коррекционная школа, о какой инклюзии может быть речь? Ну, и, конечно же, не может быть никакой инклюзии в учреждении не подготовленном для этого.

Если уж государство решило внедрить инклюзивное образование, то пусть работает в этом направлении, целенаправленно, последовательно, логично.  Ведь за этим понятием скрывается не только желание помочь социально уязвимым слоям населения и высоконравственные мотивы, но также огромные бюджетные средства (в целях, экономии которых можно закрыть коррекционные школы и засунуть детей в обычные), а еще  живые люди.

Решение этих проблем подразумевает за собой целый ряд действий. И заключаются они, прежде всего в предварительной работе.

Во-первых, стоит разработать четкие образовательные стандарты для данного типа учреждений: адаптированные образовательные программы, учебные планы, согласно специфике диагноза детей, для которых они будут разрабатываться.

Во-вторых, необходимо наладить систему подготовки кадров: обязательные курсы (желательно с практической составляющей), чтобы педагоги имели представление, с чем им предстоит работать.

Основной работой в этом направлении будет подготовка самого учреждения к процессу инклюзивного образования. Это и организация доступной среды и приведение в соответствие  штатного расписания, с включением в него необходимых специалистов. И пусть данных учреждений будет намного меньше, чем того хотелось бы, но зато они будут полностью соответствовать требованиям и потребностям обучающихся.

Следующее направление играет большую роль в организации инклюзивного образования. Работа ПМПК заключается не только в подтверждении определенных диагнозов, которые дают право посещать специализированные учреждения. Следует все-таки ввести какое-то разграничение диагнозов. Не всем особенным детям следует обучаться с обычными детьми, потому что вреда от этого будет больше, чем пользы. Специалисты должны понимать, когда пребывание ребенка с ОВЗ в обычном образовательном учреждении пойдет ему на пользу. А когда ребенок нуждается в работе со специалистами в коррекционном направлении.

Мне кажется, если не наладить такую четкую и сплоченную систему по организации инклюзивного образования, то это приведет к разладу всего образования в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...

Что такое инклюзия?

Информационное сообщение об инклюзии, интеграции детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Общая теоретическая информация: понятия инклюзия и интеграция, принципы инклюзивного образования, ис...

Инклюзия - на пути к новому качеству образования

Информационный буклет в поддержку инклюзивного образования. Определение инклюзии, принципы. Буклет предназначен для родителей, педагогов....

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....

Слева по борту – акулы! (д/ш, инклюзия, средняя или старшая группа)

Обучение в игре пространственной ориентации в средней или старшей группе инклюзивного детского сада.Опубликовано в журнале "Дошкольное образование" № 16 2011....

Знакомство с понятиями "один" и "много" (д/ш, инклюзия, средняя группа)

Учим детей на занятии в средней группе инклюзивного детского сада выделять отдельные предметы из группы и со­ставлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения меж­ду понятиями «один» и «...