«Разноцветные упражнения» как способ развития и коррекции речи.
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

Вашему вниманию  представлена  подборка  речевых игр  и упражнений  на  основе  использования  названий  цветов и оттенков.  Игры и упражнения  вызовут  интерес у детей и помогут  в коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnye_uprazhneniya.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Разноцветные  упражнения»  как способ развития  и коррекции речи.

         Яркие  цвета и краски  всегда привлекали внимание как  взрослых,  так и детей.  Научно доказано  влияние  цвета  на  настроение,  а также различные      психические процессы  и состояния.

        В логопедическую  практику  давно уже  вошли  игры  и упражнения  из  цветотерапии,  которые  могут  послужить  также  для  развития  и коррекции  речи.  Подобные упражнения  вызывают интерес,  эмоциональный отклик,  а   следовательно  повышается  результативность коррекционной  работы.

     «Разноцветные»  игры  и упражнения  могут  быть  использованы  логопедом  таких направлениях  коррекционной работы  как:

 - коррекция звукопроизношения;

 - развитие  и коррекция  лексико-грамматической стороны речи;

 - развитие  связной речи

        Рассмотрим  подробнее каждое эти  направления.

1. Коррекция  звукопроизношения.

   Игры с цветом  можно  использовать  на  этапе  автоматизации и дифференциации  поставленных  звуков.

Игры  для автоматизации.

  • Автоматизация  звука «р», «рь»: красный, розовый, серый, черный, оранжевый, коричневый, сиреневый, серебряный;
  • автоматизация звука «с», «сь»: красный, синий, серый, серебряный;  
  • автоматизация звука «з», «зь»: золотой, розовый, зеленый;
  • автоматизация звука «ж»: желтый, оранжевый;
  • автоматизация звука «л», «ль»: белый, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый, лиловый;
  • автоматизация звука «ч»: черный, коричневый.

1)  « Художник»

  Цель:  автоматизация  звука  Р в слове «красный» и словосочетаниях с эти словом,  расширение  словаря, развитие  ассоциативного  мышления.

  Ход.

     Логопед  рисует в центре  листа кляксу  красного  цвета.  Предлагает  ребенку  придумать предметы,  которые  бывают  красного  цвета.  Ребенок называет,  логопед  схематично  изображает  эти  предметы вокруг  кляксы.  Затем составляются  словосочетания.

 Варианты:

 - Придумать предметы  со звуком «р» , которые бывают  красного  цвета ( помидор, рыбка,  ведро,  шар,  мухомор,..).  Здесь  уже  развиваем фонематические  представления.

 - Назвать предметы,  про которые говорим  «красный»,  «красная»,  «красное»,  «красные». Упражняем  в согласовании прилагательного  с существительным  в роде.

     Аналогично  проводим  упражнения  с другими  цветами.

2)  «Продолжи  ряд»

Цель: автоматизация  звуков «Р» в словосочетаниях  со  словом  «красный»,  «розовый»,  «оранжевый»,  закрепление  согласования  прилагательного  с существительным  в роде.

Ход.

     Логопед  предлагает  ребенку карточку с изображением  последовательности  картинок:

«розовый поросенок,  красный  карандаш, оранжевый шар, розовый поросенок».  Перед  ребенком  лежат  картинки «розовый поросенок»,  «красный  карандаш»,  «оранжевый шар».

     Задание:  назови,  какие картинки по цвету,  подумай  и продолжи  ряд. Назови все  картинки в ряду. Правильно проговаривай  все  звуки.

    Речевой материал: рубашка, карандаш, хурма, свитер, шарф, барабан,  помидор, корзина.

       Аналогично  проводим  упражнения  с другими  цветами.

3) « Путешествие в Красную Страну»

Цель: автоматизация «Р» в слове красный,  словосочетаниях с этим  словом,  связной  речи.

Ход.

    Логопед  приглашает ребенка отправиться в Красную Страну:  « Как  ты думаешь,  какого  цвета  предметы  в Красной  стране?» Далее логопед прикрепляет  на  «карту» страны предметные  картинки,  а ребенок  составляет  словосочетания  со  словом  «красный»:  красное  солнце,  красное  небо,  красная  трава,  красный  дом,  красная река и т.д.

     Затем  с  опорой на  вопросы или  предметные  картинки ребенок  составляет  рассказ. Например.  Однажды  Рома оказался в Красной Стране. Там все  Красного цвета.  На красном  небе  светит  красное  солнце. На Красной траве  сидят  красные  жуки. В красной  реке  живет красная  рыбка.  И т.д.

4) «Черное – белое»

Цель: дифференциация  звуков «л-р» в словосочетаниях,  простых и сложных  предложениях.

Ход.

        Перед  ребенком  две  корзины (карточки-фона, ящичка,  мешочка и т.п.) – белая и черная  и предметные  картинки  двух  цветов – белого и черного.

Ребенок называет, какого цвета предметы: белая лодка,  черное перо,  черная  смородина,  белая смородина,  белое  полотенце  и т.п.

Затем логопед предлагает  раскладывать предметные  картинки по корзинкам:  черные картинки в черную  корзинку,  белые  - в белую.

       Составляем  предложения:  

  А) Я положил(а) белую лодку в белую  корзинку. Я положил(а) черную смородину в черную  корзинку.

  Б) Я положил(а) белую лодку в белую корзинку, а черную смородину в черную корзинку.

        Аналогично  проводим  упражнения  с другими  цветами:  желтый – красный,  белый- красный, желтый – черный и т.п.

2. Коррекция лексико-грамматического строя  речи.

Словоизменение.

1) «Я начну,  а ты продолжи…»

А) Цель: развитие  навыка словоизменения на основе упражнения в  согласовании  прилагательного  с существительным  в падеже.

У меня…(показ  картинки) розовая роза.

У меня нет…розовой розы.

Я вижу …розовую розу.

Я любуюсь…   розовой розой.

Я мечтаю… о розовой розе.

Б) Цель: развитие навыка словоизменения на основе упражнения в спряжении глагола в прошедшем времени,  автоматизация звука «л»

Я поставил в белую вазу белые ландыши.  

(Ты... он... она... мы... вы... они)

2) « Цветные  стеклышки» (« Разноцветная игра»)

Цель:  закрепление  формы винительного  падежа существительных,  автоматизация звуков  Зь, Ль

Ход.

   Логопед с ребенком  слушает  песню «Разноцветная игра» Б. Савельева

Мы с утра глядим в окошко,
Дождик льёт как из ведра,
Дождик льёт как из ведра,
Дождик льёт как из ведра.
Только выручить нас может
Разноцветная игра,
Разноцветная игра,
Разноцветная игра.

Никому про наш секрет не говори,
А стекляшек разноцветных набери.
Ты зажмурься и три раза повернись,
А теперь глаза открой и удивись!

   Ребенок берет зеленое   стеклышко,  смотрит  на  предметы вокруг или на предметные контурные картинки:  В вижу  зеленую  ленту…и т.д.
        Аналогично  проводим  упражнения  с другими  цветами.


3)  Игра  «Красный шарик»

Цель: закрепление  формы винительного  падежа существительных,  автоматизация звуков  Р,Рь

Ход.

   Логопед  читает  стихотворение Н. Сидельниковой «Красный шарик»

Прозрачный красный шарик

На нитке я держу,

Через прозрачный шарик

На всё вокруг гляжу.

Я вижу речку красную,

И красный солнца шар,

И много, много красного,

Как будто всё пожар.

 - Что увидел  мальчик  через  красный  шарик?

 - Возьми шарик и посмотри вокруг:  что  видишь  ты?

 - Посмотри  на картинки и скажи,  какого  они  цвета.

 Аналогично  проводится работа  с шариками  других цветов.

4) Игра  «Цветные  фонарики»

 - проводится  аналогично играм  с шариками и стеклышками,  но  используем фонарики  разного  цвета,  которыми подсвечиваем  картинки.

Словообразование

1) «Веселый художник»

Цель: развитие функции словообразования  на  основе упражнения в образовании сложных прилагательных,  автоматизация ( дифференциация) звуков.

Ход.

      Логопед показывает детям картинки,  раскрашенные двумя красками. Например, платье в белую и желтую  полоски.  Рассказывает,  что это платье не желтое и не белое,  а желто-белое.  Просит  ребенка рассказать,  какое  платье по  цвету.

       Для  дифференциации берем  названия  цветов с дифференцируемыми  звуками: желто- зеленое,  черно-белое,  красно- белое,  красно- желтое и т.п.

 

2) « Слушай внимательно»

Цель:  развитие слухового  внимания,  развитие функции словообразования на  основе упражнения  в подборе  родственных слов, автоматизация звуков.

Ход: Логопед  читает стихи,  просит  услышать  «белые»  слова, запомнить и назвать их.

Белый снег, белый мел,  

Белый заяц тоже бел.  

А вот белка не бела,  

Белой даже не была.

 

         В чистом поле, белом поле
Было все белым бело.
Потому что это поле
Белым снегом замело.
И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом
С белой крышей, с белой дверью,
С беломраморным крыльцом.
Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.
И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.
Был он черен словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху черен, снизу через…
Весь сплошная чернота. (Б.Заходер)

3. Развитие  связной  речи

 1)  « Покажи и расскажи»

Цель:  развитие  связной речи на  основе  упражнения в составлении предложений по демонстрации действий.

Ход.

Логопед показывает  небольшую  игрушку какого – либо цвета. Например, зеленую  лягушку,  желтого  жука, желтый карандаш  и т.д. Просит назвать предмет,  какого он цвета. Затем выполняет действие,  а ребенок  рассказывает,  что сделел или делает  логопед.  Затем ребенок  сам может  придумывать и выполнять действия,  рссказывая  о них

Я положил на зеленую салфетку салфетку зеленую  лягушку.  

Я рисую желтым карандашом желтого жука.     И т.д.

 2)  Составление описательных рассказов.  

Цель:  развитие  связной речи на  основе  упражнения  в составлении описательных рассказов.

Ход.

      Логопед показывает  ребенку какой-либо  предмет.  Просит  назвать какого  он цвета.  Рассказать,  что  есть у этого  предмета и описать  его.  При затруднении   - помощь  в  виде  вопросного  плана.

Пример:

     Это  голубая  бабочка. Она красивая и легкая. У нее четыре голубых  крылышка

  3) «Фантазеры»

 Цель:  развитие  связной  речи, воображения .

 Ход.

  Данное  упражнение  хорошо  проводить  во  время  занятий  продуктивной  деятельностью.  Предлагаем  ребенку  выбрать  краску (карандаш,  пластилин,  лист бумаги)  любимого цвета и пофантазировать,  что  можно  нарисовать (  слепить,  вырезать) из  материала  этого цвета.

          Например.  У меня   лист  оранжевой  бумаги.  Давайте  представим,  что  из  него  можно  вырезать  любой  оранжевый  предмет.  Что  бы  вам  хотелось  вырезать?  Представьте  это  и  скажите:  «Я  бы  вырезал  из  оранжевой бумаги... оранжевое солнце». (Каждый ребенок предлагает свой вариант.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивность , способы ее коррекции (старший дошкольный возраст).

Как часто вам приходится слышать от своих детей: «А Петя меня стукнул! », «А Коля меня толкнул! »? А как часто нам и жалобы, и демонстративный крик: «Уходи, не мешай, надоел! », и оскорбления: «Дурак…...

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

Статья "Виды нарушений свистящих звуков и способы их коррекции"

Нарушения свистящих звуков у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Эти нарушения имеют несколько разновидностей. Как их определить? Какими способами можно исправить? В статье предста...

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Что такое страх? Причины детских страхов. Вербальные упражнения в борьбе со страхом....

Тема: «Детские страхи и способы их коррекции»

Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей....

Беседа " Детские страхи и способы их коррекции"

Индивидуальная беседа по коррекции детских страхов...

Консультация: "Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"

Консультация на тему:"Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"...