Деловая игра "Мастер своего дела"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шлепнина Елена Валериевна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры. Семинар помогает подчеркнуть значимость организации игровой деятельности., актуализирует знания по организации дидактических игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_master_svoego_dela.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра  «Мастер своего дела»

Цель: повысить значимость организации игровой деятельности.

Задачи: актуализировать знания по организации дидактических игр. Способствовать использованию на практике современных игровых технологий.

План.

  1. Мозговой штурм.
  2. Педагогическая мастерская.
  3. Итоги.

Содержание.

  1. Мозговой штурм.

Педагоги делятся на три команды. Представители команд вытаскивают по два вопроса. Дается время на обдумывание и обсуждение. Затем команды по очереди отвечают.
За каждый правильный ответ дается 1 очко.

Вопросы.

  1. Перечислите виды дидактических игр. (Игры с предметами, игрушками, настольные, словесные игры.)
  2. В чем суть дидактических игр? (Возникают по инициативе взрослых в целях воспитания и обучения, направлены на формирование умений, которыми в процессе самостоятельных упражнений дети овладеть еще не могут.)
  3. Какие из перечисленных материалов можно отнести к дидактическим: пирамидка, разрезные картинки, мозаика, ярко окрашенные шары, шишки, желуди, лоскуты ткани, кожи?
    ( Из перечисленных – все! Одни созданы для развития определенных умений и навыков, другие дают возможности для проявления самостоятельности и достижения разнообразных результатов.)
  4. Какова роль взрослого при организации дидактической игры? (Воспитатель – организатор и участник, может руководить игрой с помощью роли, правил, «пробного хода». От него требуется начать игру, заинтересовать детей.)
  5. О чем может сказать воспитателю результат дидактической игры? (Результат – всегда показатель успехов детей в усвоении знаний.)
  6. Подберите действие к существительному ветер. Ветер что делает? (Воет, поднимает пыль, гонит листья, надувает парус.) Подберите признак существительному ученик. Какой ученик? (Старательный, трудолюбивый, хороший, нерадивый...)

Относятся ли эти упражнения к дидактическим? (Да, это словесные упражнения)

II.  Педагогическая мастерская.

Я предлагаю угадать, с какими материалами мы проведем дидактические игры.

1.  У первой команды – много мелких предметов растительного происхождения, но с измененным цветом. Можно назвать емкость с этими предметами – «Сухой бассейн». (Крашенный рис)

2.  У второй команды – длинные деревянные палочки, часто необходимые на занятиях. (Цветные карандаши)

3.  У третьей команды – небольшие твердые, гладкие предметы, разных цветов, похожие на гальку. (Камешки марблс)

По ходу игры, одной команде предлагаются дидактические игры на развитие определенных умений, а две другие команды предлагают для развития таких навыков  игры со своими материалами. Команда, на материале которой предлагались упражнения, может также  придумать свои варианты игр.
За каждую предложенную игру дается 1 очко.

Итак, начнем с самого известного и любимого упражнения.

1.  Игры на развитие мелкой моторики.

Сухой  бассейн

  • «Знакомство»
    Давайте поздороваемся с крупой. Опустите в рис руки. Что вы чувствуете? Рис какой: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Давайте поздороваемся с крупой каждым пальчиком, кулачками, ладошками, поскользим змейкой по крупе.
  • «Маленькие человечки»

«Пройдитесь» по крупе каждым пальчиком правой, а затем левой руки.
Для сравнения ощущений можно предложить выполнить те же упражнения по гладкой поверхности стола.

  • «Разные животные»

Пройдитесь ладонями , как слон, как маленький слоненок, как быстрый зайчик. Курочки клюют зернышки, гуси щиплют травку. Оставьте отпечатки ладоней, кулачков, ребер ладоней.

  • «Нарисуй узоры»

Нарисуйте солнышко, бабочку, букву А и т.д.

  • «Речь с пальчиковыми движениями»

1, 2, 3, 4, 5                                 (Сгибаем и разгибаем пальцы в крупе)

Мы во двор пошли гулять.     (Шагаем указательным и средним пальцем)

Бабу снежную лепили               (Пересыпаем крупу из ладони в ладонь)

Птичек крошками кормили   («Крошим» крупу пальчиками)

С горки мы потом катались   (Легкие скользящие движения по крупе)

А еще в снегу валялись          (Активные свободные движения по поверхности) 

Все в снегу домой пришли      (Отряхиваем ладони)

Съели суп и спать легли.        (в одной ладони – «чашечка» с рисом, другая             рука – выполняет движения воображаемой ложкой. Затем кладут руки под щеку)   

Варианты
Карандаши

  • «Катаем карандаш»

Дети катают карандаш по столу ладонями, подушечками пальцев, между ладонями. Действия можно сопровождать стихотворным текстом, например: «Мы играем, мы играем, карандаш в руке катаем»

  • «Рисование»

Дети рисуют тупым концом карандаша на своих ладонях различные предметы, геометрические фигуры, буквы и т.д. Можно сопровождать действие стихотворением: «Сейчас каждый нарисует, что его интересует», или «Ты попробуй отгадать, что я буду рисовать» (при работе в паре, когда один ребенок рисует на ладони другого). Можно рисовать под песенку или стихотворение «Точка, точка, запятая…»)

Камешки марблс

  • Дети «шагают» пальчиками по камушкам – переходим ручеек.
  • «Передай другой руке» - держим камешек большим и указательным пальцами правой руки, передаем большому и указательному пальцам левой руки, затем среднему и большому пальцам правой, среднему и большому левой, безымянному и большому правой и т.д. (Получаются своеобразные колечки)

2. Игры на развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги

Карандаши

  • «Где лежит карандаш?»

Дети определяют пространственное расположение одного, двух, трех карандашей. Например: карандаш лежит на листе бумаги слева (справа, вверху, внизу). Синий карандаш лежит вверху, а красный слева. Вверху синий карандаш, в середине красный, а внизу зеленый и т.п. можно предложить детям положить карандаши по инструкции (синий между желтым и красным и т.п.)

  • «Нарисуй недостающий предлог»

Дети рисуют схему предлога между изображениями  двух предметов. Например, между мячом и стулом рисуют схему предлога под.

  • «Засели домик»

В схематично изображенном домике дети рисуют животных, учитывая расположение «квартир» относительно друг друга. (Заяц живет на втором этаже, в квартире слева. Обезьяна живет на третьем этаже в квартире справа. И т.д.)
Либо, как вариант, доставляют письмо или посылку по нужному адресу, рисуя в нужной «квартире» конверт или коробку. (Письмо надо доставить в правую нижнюю квартиру. Посылка пришла в левую среднюю квартиру.)

Конечно, все виды графических упражнений тоже подходят сюда (продолжить ряд, спирали, симметричные изображения и пр.)

Варианты
Камешки марблс

  • «Где? Куда? Откуда?»

1. Педагог раскладывает камешки на разных предметах: на столе, под столом, в шкафу, около стула, за дверью и т.д. дети находят камешки и рассказывают, где их нашли.

2. Перед детьми поднос с камешками разного цвета и формы. Педагог предлагает ребенку разложит камешки определенного цвета и формы, комментируя свои действия. Например: «Положи синий камешек на стол. Куда ты положил синий камешек? (На стол). Где лежит синий камешек? (На столе.) Откуда ты взял синий камешек? (Со стола.)

3. Педагог раскладывает камешки в определенных местах. Дети ищут их по схеме, словесно комментируя свои действия.

4. «Сокровища пиратов». Вместо камешков в различных местах лежат  записки – ориентиры, а в конце пути сундучок с сокровищами.  Дети ищут сокровища, переходя от записки к записке.

5. «Морской бой». Играют двое детей. У каждого лист бумаги, разделенный на квадраты: 9 квадратов, по 3 в каждом ряду. Дети произвольно раскладывают несколько камешков на квадраты. Смотреть на лист соперника запрещается. Играющий говорит: «Верхний левый угол  верхнего ряда». Если там есть камешек, то выстрел удачный, камешек убирается. У кого поле освободилось быстрее, то проиграл.

Сухой бассейн

  • Здесь можно тоже прятать мелкие игрушки, бусины и пр. в правом верхнем углу, в центре и т. д.
  • Проехать машинкой по инструкции: из левого нижнего угла в левый верхний, затем направо до середины, вниз до центра, направо и т.д. для удобства можно поставит ориентиры: дерево, домик и т.п.

3. Игры на развитие буквенного гнозиса
Камешки марблс

  • «Произнеси и выложи букву»

На доске ряд букв, схожих по описанию. На столах у детей – камешки. В данном ряду букв найти изображение названной  буквы и выложить из камешков.

  • У детей глубокая чаша, наполненная камешками, в которых  спрятаны объемные, шершавые, наждачные буквы. Предлагаем найти букву на ощупь, обследовать ее и назвать.
  • У детей парные буквы: правильная и зеркальная. Надо определить правильную букву и выложить из камешков.
  • Можно загадать слово, выделить в нем  нужный звук и выложить букву, которая этот звук обозначает. Например.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома,
В гости к нам пришла… (зима).    Какой первый звук в слове «зима»? (з`) какой буквой мы этот звук обозначим? (з) выложите букву з.

Варианты
Карандаши

  • Выкладывание букв из карандашей
  • Буква из карандашей и пальцев рук
  • Дорисуй недостающие элементы букв
  • Зачеркни неправильные буквы и т.д.

Сухой  бассейн

  • Выкладывание буквы из крупы (можно на «пластилиновом» листе, на бархатной бумаге)
  • Прорисовывание  буквы на тонком слое крупы и т.д.

4. Игры на развитие дыхания

Сухой  бассейн

  • «Дуем – сдуваем»

Дети дуют на крупу через трубочку для коктейля. Используется универсальное четырехфазное дыхание: вдох – задержка – выдох – задержка дыхания. Вначале на каждую фазу приходится 3 – 4 с, затем 6 – 7 с. Важно контролировать работу диафрагмы (т.е. надувается и сдувается животик, как шарик)

  • «Узнай, кто спрятался»

Под небольшой слой крупы прячем картинку. Ребенок через трубочку от коктейля раздувает рис и говорит, кто спрятался.

Варианты
Карандаши

  • Задувать ватный шарик в ворота из карандашей. Усложненный вариант – ворота в виде треугольника без основания, таким образом можно ворота сделать шире  или  уже.
  • «Ветер»

Привязав к карандашам султанчики, листики, снежинки и пр. дуем на эти фигурки.

Камешки марблс

  • Такие упражнения с ватным шариком и воротами из камешков
  • Лабиринт из камешков. Легкий пластиковый или ватный шарик провести по лабиринту, помогая только воздушной струйкой.

5. Игры на развитие фонетико - фонематических процессов и звукового анализа.

Карандаши

  • «Постучи, как я»

Дети копируют ритм, стуча карандашами по столу одной рукой, двумя, с открытыми или закрытыми глазами.

  • «Телеграфисты»

Дети по очереди по кругу воспроизводят заданный ритм, стуча по столу карандашом.

  • «Стукни больше / меньше чем я»

Взрослый отстукивает несколько ударов, а дети на один удар больше /меньше.

  • «Сколько постучу, столько нарисуй»

Дети с закрытыми глазами прослушивают определенное количество ударов. Затем рисуют такое же количество вертикальных линий.

  • «Гласный – согласный»

Дети придумывают слово, начинающееся на гласный звук, если взрослый показывает красный карандаш, или на твердый / мягкий согласный, если демонстрирует  синий / зеленый карандаш.

Либо дети рисуют соответствующего цвета кружок (квадратик), какой звук они услышали в начале (в конце) слова.

  • Раскрасить либо нарисовать звуковую схему слова.

Варианты
Камешки марблс

  • «Сколько постучу, столько выложи»
  • «Выложи больше / меньше чем я»
  • Выкладывание звуковой схемы слова камешками.

Сухой  бассейн

  • Взрослый произносит ряд звуков, слов, слогов, дети на заданный звук, слог, слово выполняют оговоренное движение:

- делают «дождик», если слышат заданный звук;

-перетирают рис в ладошках, когда слышат неправильное (измененное) слово;

-хлопают по крупе, если слышат заданный звук в слове.

6. Игры на развитие глазодвигательных мышц.

Камешки 

  • «Лабиринты».
    Перемещать камешек по нарисованным спиралям или лабиринтам, следить за ним глазами.
  • «Обведи глазками фигуру».
    Выложенную из камешков фигуру обводим глазами.

Варианты
Карандаши

  • « Следи за игрушкой».
    На карандаш надевается пальчиковая игрушка. Дети перемещают ее по четырем основным направлениям: вверх, вниз, направо, нвлево, а также по двум диагоналям, к себе, от себя.
  • «Что нарисовал художник».
    Взрослый рисует в воздухе различные предметы, а дети угадывают, что он нарисовал.

Сухой  бассейн

  • «Путешествие»
    Передвигая небольшую машинку в разных направлениях, предлагаем детям следить за ее перемещением глазами.
  • «Проследи маршрут».
    Несколько ориентиров стоят по краям и в середине бассейна (домик, лавочка, деревце и пр.) Проговариваем маршрут от одного ориентира к другому, детям предлагаем проследить путь глазками и запомнить. Затем предлагаем повторить словами. (От домика идем направо к дереву, затем вверх к заборчику,  налево до собаки, вверх до лавочки и т.п.)

Бонусы.     Можно предложить самостоятельно придумать, как можно эти материалы использовать для речевых игр.

Например.

Камешки
 Образование слов со значением единицы целого.

Кучку камешков называем целым числом. Из кучки камешков берем один и называем единицей от целого.

Дождь – дождинка
Бусы – бусина
Пыль – пылинка
Роса – росинка
Икра – икринка
Изюм – изюминка
Солома, горох, чай, песок, пух, снег, виноград, жемчуг.

«Мужские» и «женские» профессии

Темные камешки – мужские, светлые – женские, Выбирая нужный камешек, озвучиваем:
мужчина  - художник, а женщина – художница,
мужчина – писатель, а женщина – …
мужчина – продавец, а женщина – …
мужчина – артист, а женщина – … и т.д.

Карандаши
 «Малыши» - на закрепление детенышей животных.

Рисуя большой круг, называем взрослое животное, а рисуя маленький кружок – детеныша. Либо любую другую фигуру.
Волк – волчонок, медведь – медвежонок и т.д.

Сухой  бассейн
 «Два брата» - образование существительных с суффиксами –ик, -ищ.

Жили были два брата. Одного звали Ик. Был он маленький, худющий, как щепотка крупы (взяли щепоку, посыпали).  А другого брата звали Ищ. Он был большой и толстый, как горсть крупы (зачерпнули горсть, высыпали).
У каждого было свое жилище. Ик построил маленький домик, а Ищ – большой домище (Называя слова, сопровождаем пересыпанием щепотки и горсти крупы.) У Ика был не нос, а….(носик),а  у Ища…(носище).

Аналогично отрабатываются:
ротик – ротище
огородик – огородище
глазки – глазищи
котик – котище
лапки – лапищи
хвостик – хвостище
столбик – столбище    и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер своего дела

Мой педагогический девиз:            Чувствовать – Познавать – Творить!  А чтобы творить с детьми, педагогу самому необходимо быть увл...

Опыт работы "Я мастер своего дела"

Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания....

я мастер своего дела

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...

Я мастер своего дела

Описание опыта работы музыкального руководителя...

Эссе "Я мастер своего дела"

Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта....