Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями
методическая разработка по коррекционной педагогике
Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями
Выполнил воспитатель:
Кузнецова К.А.
Младшая группа
Методика «Подели игрушки»
Шкалы: поведение в ситуации выбора
Тип теста: невербальный ·
Источники: методика «Подели игрушки» / Диагностика эмоционально-личностного отношения. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.45-46.
Назначение теста: методика «Подели игрушки (одежду для кукол, машинки)» предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.
Описание теста
Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.
Оценка результатов теста
Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно;
если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.
Средняя группа
Методика «Сюжетные картинки» Автор Дерманова И.Б
Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам
Тестируем: свойства личности · Возраст: средний
Тип теста: невербальный · Вопросов: 10
Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Описание теста
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Инструкция к тесту
Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Тестовый материал
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р.Р.Калининой.
- 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
- 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
- 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике,
Старшая группа, подготовительная группа
Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)
Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.
После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».
Страхи:
- Когда останешься дома один;
- Нападения, бандитов;
- Заболеть, заразиться;
- Умереть;
- Того, что умрут твои родители;
- Каких – то людей;
- Маму или папу;
- Того, что они тебя накажут;
- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
- Опоздать в детский сад;
- Перед тем как заснуть;
- Страшных снов;
- Темноты;
- Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);
- Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- Когда очень высоко (страхи высоты);
- Когда очень глубоко (страх глубины);
- В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);
- Воды;
- Огня;
- Пожара;
- Войны;
- Больших улиц, площадей;
- Врачей (кроме зубных);
- Крови ( когда идет кровь);
- Уколов;
- Боли (когда больно);
- Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.
Возрастные нормы (по А.И. Захарову).
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).
Возраст | Число страхов | Возраст | Число страхов |
| |||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | ||||||
3 | 9 | 7 | 9 | 7 | 10 | ||||
4 | 7 | 9 | 10 | 7 | 10 | ||||
5 | 8 | 11 | 11 | 8 | 11 | ||||
6 | 9 | 11 | 12 | 7 | 8 | ||||
7(дош) | 9 | 12 | 13 | 8 | 9 | ||||
7 (школ) | 6 | 9 | 14 | 6 | 9 | ||||
8 (школ) | 6 | 9 | 15 | 6 | 7 | ||||
Возрастные особенности проявления страхов:
8 месяцев – боязнь незнакомых людей.
1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.
2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.
У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.
Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.
Протокол тестирования
Тест «Страхи в домиках»
п/п № | Фамилия, имя ребенка | Страхи «черного домика» | Страхи «красного домика» | Всего страхов | ||
В «черном домике» | В «красном домике» | |||||
1. | ||||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями | 232.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями
Выполнил воспитатель:
Кузнецова К.А.
Младшая группа
Методика «Подели игрушки»
Шкалы: поведение в ситуации выбора
Тип теста: невербальный ·
Источники: методика «Подели игрушки» / Диагностика эмоционально-личностного отношения. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.45-46.
Назначение теста: методика «Подели игрушки (одежду для кукол, машинки)» предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.
Описание теста
Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.
Оценка результатов теста
Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно;
если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.
Средняя группа
Методика «Сюжетные картинки» Автор Дерманова И.Б
Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам
Тестируем: свойства личности · Возраст: средний
Тип теста: невербальный · Вопросов: 10
Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Описание теста
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Инструкция к тесту
Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Тестовый материал
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р.Р.Калининой.
- 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
- 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
- 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике,
Старшая группа, подготовительная группа
Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)
Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.
После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».
Страхи:
- Когда останешься дома один;
- Нападения, бандитов;
- Заболеть, заразиться;
- Умереть;
- Того, что умрут твои родители;
- Каких – то людей;
- Маму или папу;
- Того, что они тебя накажут;
- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
- Опоздать в детский сад;
- Перед тем как заснуть;
- Страшных снов;
- Темноты;
- Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);
- Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- Когда очень высоко (страхи высоты);
- Когда очень глубоко (страх глубины);
- В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);
- Воды;
- Огня;
- Пожара;
- Войны;
- Больших улиц, площадей;
- Врачей (кроме зубных);
- Крови ( когда идет кровь);
- Уколов;
- Боли (когда больно);
- Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.
Возрастные нормы (по А.И. Захарову).
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).
Возраст | Число страхов | Возраст | Число страхов | ||||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | ||||||
3 | 9 | 7 | 9 | 7 | 10 | ||||
4 | 7 | 9 | 10 | 7 | 10 | ||||
5 | 8 | 11 | 11 | 8 | 11 | ||||
6 | 9 | 11 | 12 | 7 | 8 | ||||
7(дош) | 9 | 12 | 13 | 8 | 9 | ||||
7 (школ) | 6 | 9 | 14 | 6 | 9 | ||||
8 (школ) | 6 | 9 | 15 | 6 | 7 |
Возрастные особенности проявления страхов:
8 месяцев – боязнь незнакомых людей.
1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.
2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.
У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.
Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.
Протокол тестирования
Тест «Страхи в домиках»
п/п № | Фамилия, имя ребенка | Страхи «черного домика» | Страхи «красного домика» | Всего страхов | ||
В «черном домике» | В «красном домике» | |||||
1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика эмоционально-личностной сферы с целью выявления причин отклонений
Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием эмоционально-личностной сферы. Маленькие дети не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведе...
Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".
Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...
Из опыта работы педагога –психолога "Диагностика эмоционально –личностного развития дошкольников."
Из опыта работы педагога –психолога МАДОУ ЦРР-д/с№ 2Брилевой М.Г.«Диагностика эмоционально –личностного развития дошкольников....
Буклет по проведению диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников с использованием теста «Цветной торт». («Цветопредпочтение»).
Проедоставлен практический материал по проведению тестирования эмоционально-личностной сферы дошкольников....
Методики диагностики детско-родительских отношений
quot;Лики родительской любви""Мера заботы"Методика PARI (parental attitude research instrument)"Стратегии семейного воспитания"Социограмма «Моя семья» В.В. Ткачев...
Методики исследования эмоционально - личностного развития дошкольников
Данные методики используются при исследовании психоэмоционального состояния дошкольников...
Методики исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.
Определение эмоционального фона ребенка...