Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кузнецова Кристина Андреевна

 

 

     

 

Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил воспитатель:

Кузнецова К.А.

 

 

Младшая группа

Методика «Подели игрушки»

Шкалы: поведение в ситуации выбора

Тип теста: невербальный ·

Источники: методика «Подели игрушки» / Диагностика эмоционально-личностного отношения. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.45-46.

Назначение теста: методика «Подели игрушки (одежду для кукол, машинки)» предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.

Описание теста

Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

Оценка результатов теста

Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно;

если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя группа

Методика «Сюжетные картинки» Автор Дерманова И.Б

Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам

Темы: моральэмоции

Тестируем: свойства личности · Возраст: средний
Тип теста: невербальный · Вопросов: 10

Назначение теста

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Тестовый материал

 

 

 

Обработка результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

  • 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
  • 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
  • 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике,

 

Старшая группа, подготовительная группа

Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

Страхи:

  1. Когда останешься дома один;
  2. Нападения, бандитов;
  3. Заболеть, заразиться;
  4. Умереть;
  5. Того, что умрут твои родители;
  6. Каких – то людей;
  7. Маму или папу;
  8. Того, что они тебя накажут;
  9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
  10. Опоздать в детский сад;
  11. Перед тем как заснуть;
  12. Страшных снов;
  13. Темноты;
  14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  15. Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);
  16. Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  17. Когда очень высоко (страхи высоты);
  18. Когда очень глубоко (страх глубины);
  19. В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);
  20. Воды;
  21. Огня;
  22. Пожара;
  23. Войны;
  24. Больших улиц, площадей;
  25. Врачей (кроме зубных);
  26. Крови ( когда идет кровь);
  27. Уколов;
  28. Боли (когда больно);
  29. Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

 

мальчики

девочки

 

мальчики

девочки

3

9

7

9

7

10

 

4

7

9

10

7

10

 

5

8

11

11

8

11

 

6

9

11

12

7

8

 

7(дош)

9

12

13

8

9

 

7 (школ)

6

9

14

6

9

 

8 (школ)

6

9

15

6

7

 
          

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

п/п

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

В

«черном домике»

В

«красном домике»

1.

     
       

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями

Выполнил воспитатель:

Кузнецова К.А.

Младшая группа

Методика «Подели игрушки»

Шкалы: поведение в ситуации выбора

Тип теста: невербальный ·

Источники: методика «Подели игрушки» / Диагностика эмоционально-личностного отношения. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.45-46.

Назначение теста: методика «Подели игрушки (одежду для кукол, машинки)» предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.

Описание теста

Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

Оценка результатов теста

Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно;

если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.

Средняя группа

Методика «Сюжетные картинки» Автор Дерманова И.Б

Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам

Темы: моральэмоции

Тестируем: свойства личности · Возраст: средний
Тип теста: 
невербальный · Вопросов: 10

Назначение теста

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Тестовый материал

C:\Users\Home\Desktop\11.jpgC:\Users\Home\Desktop\1.jpgC:\Users\Home\Desktop\2.jpg

C:\Users\Home\Desktop\8.jpgC:\Users\Home\Desktop\7.jpgC:\Users\Home\Desktop\6.jpgC:\Users\Home\Desktop\5.jpgC:\Users\Home\Desktop\4.jpgC:\Users\Home\Desktop\3.jpgC:\Users\Home\Desktop\9.jpg

Обработка результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

  • 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
  • 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
  • 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике,

Старшая группа, подготовительная группа

Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

Страхи:

  1. Когда останешься дома один;
  2. Нападения, бандитов;
  3. Заболеть, заразиться;
  4. Умереть;
  5. Того, что умрут твои родители;
  6. Каких – то людей;
  7. Маму или папу;
  8. Того, что они тебя накажут;
  9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
  10. Опоздать в детский сад;
  11. Перед тем как заснуть;
  12. Страшных снов;
  13. Темноты;
  14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  15. Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);
  16. Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  17. Когда очень высоко (страхи высоты);
  18. Когда очень глубоко (страх глубины);
  19. В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);
  20. Воды;
  21. Огня;
  22. Пожара;
  23. Войны;
  24. Больших улиц, площадей;
  25. Врачей (кроме зубных);
  26. Крови ( когда идет кровь);
  27. Уколов;
  28. Боли (когда больно);
  29. Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

3

9

7

9

7

10

4

7

9

10

7

10

5

8

11

11

8

11

6

9

11

12

7

8

7(дош)

9

12

13

8

9

7 (школ)

6

9

14

6

9

8 (школ)

6

9

15

6

7

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

п/п

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

В

«черном домике»

В

«красном домике»

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика эмоционально-личностной сферы с целью выявления причин отклонений

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием эмоционально-личностной сферы. Маленькие дети не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведе...

Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...

Из опыта работы педагога –психолога "Диагностика эмоционально –личностного развития дошкольников."

Из опыта работы педагога –психолога МАДОУ ЦРР-д/с№ 2Брилевой М.Г.«Диагностика эмоционально –личностного развития дошкольников....

Буклет по проведению диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников с использованием теста «Цветной торт». («Цветопредпочтение»).

Проедоставлен практический материал по проведению тестирования эмоционально-личностной сферы дошкольников....

Методики диагностики детско-родительских отношений

quot;Лики родительской любви""Мера заботы"Методика PARI (parental attitude research instrument)"Стратегии семейного воспитания"Социограмма «Моя семья» В.В. Ткачев...

Методики исследования эмоционально - личностного развития дошкольников

Данные методики используются при исследовании психоэмоционального состояния дошкольников...

Методики диагностики детско-родительских отношений.

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотноше...