Использование игровой технологии «Мяч и речь» в работе по формированию речевых умений у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Пайманова Инга Петровна

В статье представлена комплексная система работы, направленная на коррекцию речевого нарушения ребенка с ОВЗ, на его личностное развитие и сохранение психофизического здоровья с помощью игровой технологии «Мяч и речь».

Предлагаемая игровая технология «Мяч и речь» включает в себя дидактические (словесные, подвижные) и театрализованные игры с мячом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровой технологии «Мяч и речь» в работе по формированию речевых умений у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития»

Одним из главных событий в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.  Однако в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения речевого развития.

Проблема современной коррекционной педагогики заключается в развитии физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии, коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи и успешной социализации. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.

Все это поставило перед нами проблему поиска комплексной системы, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его психофизического здоровья. Одной из таких систем работы, на наш взгляд, является игровая технология «Мяч и речь».

Предлагаемая нами игровая технология «Мяч и речь» включает в себя дидактические (словесные, подвижные) и театрализованные игры с мячом. При этом мячи в данных играх используются разнообразные: обычные резиновые, мягкие набивные, сшитые из флисовой ткани (мячи-зверушки), массажные мячики разной жесткости.

В данной технологии, отмечает в своем исследовании И. В. Илюхина, заложены большие возможности для развития речевых навыков. Мяч – прекрасная игрушка, любимая детьми в любом возрасте. Игры с мячом занимают особое место в развитии координации ребенка, в развитии действий его маленьких ручек. Невозможно переоценить значение первых игр с мячом для здоровья крохи, развития его эмоциональной сферы, не говоря уже о физическом и интеллектуальном развитии малыша [5].

Движения маленьких пальчиков и ручек также влияют на развитие речи ребенка, поскольку нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга, от двигающихся пальчиков и ручек стимулируют речевые зоны, значительно усиливая их активность.

Практическая значимость использования мячей в разнообразной совместной деятельности детей и педагога, как считают исследователи Т. А. Воробьева, И. В. Илюхина, О. И. Крупенчук, многогранна, так:

  • в подвижных дидактических играх с мячом развивается речь, ориентировка в пространстве, познавательная и двигательная активность воспитанников;
  • в играх с массажными мячиками рука ребенка готовится к самообслуживанию, рисованию, письму, развивается мелкая моторика кисти, одновременно с этим стимулируется речевая активность, так как на пальцах и ладонях есть «активные точки», которые передают импульсы в речевые центры;
  • игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению        ;
  • игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей; развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ [3].

При составлении плана работы по формированию речевых умений в играх с мячом мы использовали материал, представленный в пособиях Т. А. Воробьёвой,  О. И. Крупенчук, «Мяч и речь» [3], А. И. Смирновой «Школа мяча» [6] и игры-драматизации с «мячами-зверушками» по мотивам русских народных сказок.

Все игры и упражнения с мячом мы разделили на следующие виды:

  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики;
  • игры и упражнения с массажным мячом, направленные на развитие мелкой моторики;
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве;
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного звукопроизношения;
  • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
  • игры-драматизации с мячами-зверушками, направленные на развитие связной, диалогической речи.

Распределение игр в зависимости от решаемых дидактических задач представлено в таблице 1.

Таблица 1. Игры и упражнения с мячом

Задачи

Название игры (упражнения)

Развитие мелкой моторики

1. Комплекс «Разминка»

2. «Разноцветные шары»

3. «Дождик»

4.«Плывет, едет, скачет»

5. «Спираль»    

6. «Угощение», «Чьи детки», «Чей домик» и др. соответствующие лексической теме

7. «Путешествие колобка»

Развитие ориентировки в пространстве

«Вратарь»

«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

«Мячик прыгает по мне по груди и по спине»

«Попади в ворота»

«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

«Справа, слева, впереди — в обруч точно попади»

«Кошечки с мячиком»

Формирование правильного звукопроизношения

(произношении гласных звуков).

Развитие общей моторики

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

«Стучалочка»

Обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Развитие общей моторики

«Логопеду мяч бросай и животных называй»

 «Животные и их детеныши»

 «Кто как разговаривает»

 «Чей домик?»

«Кто где живет?»        

 «Скажи ласково»

 «Где мяч?»

«Действия животных»

Развитие связной, диалогической речи.

Игры-драматизации с мячами-зверушками:

«Путешествие Колобка», «Теремок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Зайкина избушка».

Следует отметить что, разнообразные игры с мячом мы использовали как на занятиях (познавательных, музыкальных, физкультурных), так и в других видах деятельности детей (на прогулке, в игровой деятельности), что позволяло намного быстрее и прочнее усвоить изученный лексический материал.

Для проведения настольных дидактических игр с массажными мячиками мы изготовили универсальные пособия, представляющие собой пластиковую основу (панно) с наклеенными на нее прозрачными окошками-кармашками. Кармашки соединены между собой разноцветными дорожками различной конфигурации (прямые, волнообразные, зигзагообразные) вырезанные из самоклеющейся пленки. Использование разнообразных картинок, вставляемых в кармашки, в зависимости от задач, которые мы хотели решить в ходе проведения игр (обогащение словаря по лексическим темам, расширение представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики и т. д.) сделало наше пособие универсальным в коррекционной работе с детьми (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>,<Рисунок 3>).

Так, к примеру, в игре «Чей малыш?» ребенку сначала нужно было выбрать нужные картинки, вставить их в противоположные кармашки и прокатить массажный мячик по намеченным дорожкам снизу вверх или слева направо пальцами правой или левой руки, одновременно сопровождая движения речью (ответом). В игре «Плывет, едет, скачет» дети прокатывали шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая движения стихотворениями:

Машина

Как у синей у машины

Об асфальт шуршали шины.

Едет-едет по дорожке

И пыхтит четвероножка.

На ногах — четыре шины,

А зовут ее —машина <Рисунок 4>.

В театрализованной игре «Путешествие колобка» воспитанники учились составлять веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая свою речь движениями рук – прокатывание «мяча-колобка» по дорожкам, учились вести диалоги между персонажами сказки <Рисунок 5>.

В подвижных играх с мячом и в театрализованных играх мы использовали резиновые мячи и мячи, сшитые из мягкой ткани – «мячи-зверушки» (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, лягушка). Использование такого необычного игрового материала позволяло превращать обучающее задание в занимательную игру, а также помогало детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер <Рисунки 6, 7>.

В подвижных играх с перебрасыванием мяча, например «Мяч бросай и животных называй», дети учились употреблять обобщающие слова, в зависимости от лексической темы («Мяч бросай, четко фрукты называй», « Мяч бросай, транспорт быстро называй» и т.д.). В игре «Животные и их детеныши» происходило закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования. Так, бросая мяч ребенку, или прокатывая, сидя на ковре, педагог называл какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называл детеныша этого животного. Таким образом, у воспитанников расширялся словарный запас, развивалось умение соотносить родовые и видовые понятия, развивалась ловкость, внимание, память.

В играх с мячом, направленных на формирование правильного звукопроизношения, осуществлялась работа над гласными звуками. В таких играх, как: «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук», «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» и др. дети тренировались в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. В других играх закреплялось плавное, длительное пропевание гласных звуков. Например, в игре «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» ребенку предлагалось пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делал вдох и плавно катил шар товарищу, пропевая гласный звук: а – а – а – а. При этом мы обращали внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно. Таким образом, данные эти игры способствовали отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.

Постепенно в процессе проведения игр с мячом нами было замечено, что речь детей становилась более четкой, ритмичной, яркой. Кроме того, развивалась память ребенка, так как он запоминал определенные положения руки, последовательность движений. В результате освоения всех упражнений с мячом кисти рук и пальцев детей приобретали силу, хорошую подвижность и гибкость.

Коррекционно-развивающая работа с детьми планировалась в тесном взаимодействии с родителями. В процессе общения с семьями воспитанников нами было выяснено, что они заинтересованы в вопросах преодоления речевых нарушений у своих детей, замечают в их речи недостатки и готовы помогать усваивать правильную речь. С этой целью в группе нами был проведен семинар-практикум с родителями воспитанников на тему «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речевых навыков у детей 2-3 лет. Игры с мячом», на котором родители учились использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для формирования речевых умений, развития общей и мелкой моторики, развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление).

Представленный опыт применения использования разнообразных игр с мячом показал, что технология «Мяч и речь» эффективна в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи.

Так, анализ наблюдений за речевой деятельностью детей выявил значительные положительные сдвиги в их речевом развитии, а именно:

  • у детей расширилось понимание обращенной речи, развилась речевая активность;
  • воспитанники стали пользоваться фразой для выражения просьб, желаний, стали участвовать в простом диалоге;
  • у детей наблюдается положительная динамика в артикуляционной, мелкой, общей моторике;
  • у малышей расширился словарный запас (названия многих окружающих предметов и явлений, значение обобщающих слов).

Таким образом, использование разнообразных игровых приемов технологии «Мяч и речь», оптимизирует процесс коррекции речи и способствует оздоровлению всего организма ребенка, имеющего задержку речевого развития. Так происходит интеграция: речь + движение + здоровье.

Список литературы

1. Адашкевичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.,1992.

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000. Т. 7. № 2. С.21–28.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.

4. Добророднова О. В., Константинова С. Л., Медведева Е. Л. Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников // Логопед. – 2012. –  № 4. – С. 19-24

5. Илюхина И. В. Мяч и речь – технология коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Илюхина, Н. А. Семочкина, А. А. Рангаева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 58-60.

6. Смирнова А. И. «Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики «Школа мяча». — Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2004.

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада / под ред. В. В.Гербовой.-2-е издание., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...

Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.

В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....

«Система работы по формированию коммуникативных умений у детей с ОНР в ходе режимных моментов»

В презентаци представлена система работы воспитателя по развитию у детей с речевыми нарушениями коммуникативных умений в ходе режимных моментов методом бесед (ситуативных и по лексическим темам), а та...

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...

План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни

Дидактические игры – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных представлений из окружающего мира.Формированию математических представлений у детей пятого года жизни ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие в Фиолетовый лес» для детей 2-3 лет

Конспектобразовательной деятельности по познавательному развитию сиспользованием игровой технологии В. В. ВоскобовичаНа тему: «Путешествие в Фиолетовый лес»для детей 2-3 лет...