Использование в работе с детьми старшего дошкольного психологических игр, направленных на снятие агрессивности и сплочение детского коллектива (12.10.21)
статья по коррекционной педагогике

Пантелеева Евгения Григорьевна

Выступление на районном семинаре для педагогов ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnyy_seminar_21.05.2021.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в работе с детьми старшего дошкольного психологических игр, направленных на снятие агрессивности и сплочение детского коллектива

Есть притча о том, как правители разных стран вели дела. Первые укрепляли границы, вторые – обучали войска, а третьи – строили мосты и дороги, чтобы дружить с народами других стран. Но труды строителей были напрасны – «пути дружбы» разрушались, потому что никто никому не верил.

Но однажды появился добрый Великан и помог людям поверить друг другу. Вот тогда все прекратили воевать, стали восстанавливать мосты и дороги, стали учиться дружить.

Мы с вами, конечно, не Великаны, но наша задача помочь детям подружиться, научить их сотрудничеству, научить понимать себя, свои чувства и желания, правильно выражать их, правильно быть понятым и услышанным окружающими.

Добиться этого помогают психологические игры и упражнения, направленные на снятие агрессивности и импульсивности, на сплочение детского коллектива, которые мы используем в своей работе.

Например, такое игровое упражнение, как «Рубка дров», направленное на снятие агрессивности и импульсивности, знакомо многим. Оно доступно для выполнения детям уже с 3 лет. В ходе его выполнения участник должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его. Всякий раз, опуская воображаемый топор, он должен крикнуть «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить снова.

Или еще одно игровое упражнение, «Крик в пустыне», также направленное на снятие агрессии и импульсивности. Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.

Выброс адреналина, который при этом происходит, как раз таки и способствует перенаправлению негативных эмоций в позитивные.

Игры и упражнения, направленные на снятие агрессивности и импульсивности мы применяем, как правило, только тогда, когда этого непосредственно требует ситуация.

Параллельно с этим мы используем игры на сплочение детского коллектива. Например, игра, направленная на развитие коммуникативной культуры, сплоченности, интереса к взаимодействию «Тепло моего сердца». Участники находятся в кругу, ведущий просит представить, что все оказались на северном полюсе и нужно согреться. Для этого необходимо передать друг другу доброту сердец, тепло рук и горячие улыбки. Каждый ребенок по кругу передает свое теплое рукопожатие и улыбку соседу.

Предлагаю Вам, коллеги, поиграть в одну из таких игр, которая называется «Мир без тебя». Согласно правилам игры мы будем перебрасывать мяч друг другу (в условиях ограничений по коронавирусу сегодня он будет воображаемый). Тот человек, который кидает мяч, говорит хорошие, приятные слова тому, кому кинули мяч. Тот кому кинули мяч бросает его дальше, говоря доброе слово.

Например: - Мир без тебя, Таня, был бы неинтересен потому что ты веселая.

Уважаемые коллеги, какие изменения в своем настроении Вы испытали после этой игры?

Как Вы думаете, на что направлена эта игра? (она на развитие доброжелательного отношения к сверстникам, формирование представлений о значимости каждого человека.)

Игры на сплочение детского коллектива применяем на регулярной основе во время утренних сборов, при подведении итогов прожитого дня, включаем их в традиции группы такие, как «Сладкий час» и «Вечер игры».

Конечно, как и везде, у нас случаются разногласия и споры, но со временем, используя психологические игры систематически, к старшему дошкольному возрасту удалось свести к минимуму проявление агрессии, сформировать дружный детский коллектив, осознанное отношение детей к своим эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми.