Статья «Адаптация с детьми раннего и младшего возраста в ДОУ посредством песочной терапии»
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Юшкова Ольга Сергеевна

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Использование песочной терапии предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, что является самым главным в период адаптации детей.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, самым доступным и естественным способом развития и коррекции ребёнка.

Педагоги младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. Поэтому, проводить занятия в песочнице можно уже с младшего дошкольного возраста и раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yushkova.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей Невского района Санкт-Петербурга  

 

Статья

 «Адаптация с детьми раннего и младшего возраста в ДОУ посредством песочной терапии»

Составила: Юшкова Ольга Сергеевна

    педагог-психолог

Санкт-Петербург

2021

 «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!»

Константин Дмитриевич Ушинский

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Использование песочной терапии предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, что является самым главным в период адаптации детей.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, самым доступным и естественным способом развития и коррекции ребёнка.

Педагоги младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. Поэтому, проводить занятия в песочнице можно уже с младшего дошкольного возраста и раньше.

 Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

 В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница

становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие, важные для адаптационного периода задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Песочная терапия как метод психологической помощи детям основывается на естественном интересе детей к играм с песком. Песочная терапия для

детей помогает решать многие затруднения, возникающие у малышей, обладает мягким терапевтическим эффектом, гармонизирует состояние и настроение ребенка. Именно, поэтому, данный метод успешно применяется в современных ДОУ.

Таким образом, после выше сказанного переходим к примеру занятия с использованием песочной терапии:

Цель: Сохранение и укрепление психического здоровья детей во время адаптации.

Задачи:

-Снижение психофизического напряжения.

-Развитие тактильно – кинестетической чувствительности.

-Развитие мелкой моторики.

Ход занятия

Вводная часть:

Педагог-психолог:  Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня вместе с нами! Поздороваемся с гостями.

Игровая ситуация.

Хотите отправиться в путешествие? Сегодня мы с вами сможем побывать в сказочной стране, которая находится совсем рядом, в нашей песочнице.

- Как вы считаете, на чем можно путешествовать? (Ответы детей). Давайте отправимся в путешествие на поезде. Каждый из нас станет вагончиком. Возьмитесь рукой за ленточку. Какого она цвета? (Красного). Отправляемся в путь:

Паровоз, паровоз, маленький, блестящий,

Он Вагоны повез, будто настоящий.

-Ой, смотрите, ручеек,

Ручеёк, ручеёк,
Как ты к нам,
Пробраться смог?
— Я лишь весело журчал,
— И ни капли не ворчал. 

Перешагнём ручеек

- Вот мы и пришли.

Нас сегодня ждет песочек

Чистый, свежий, золотой

Ты садись сюда, дружочек,

Хочешь - рой, а хочешь – строй (садятся за столы)

Педагог-психолог:  Ребята, этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить.

Но сначала  вспомним, как нужно правильно играть с песочком. 

Правила игры с песком

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться
Игр чужих не разорять!

И песок не рассыпать.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Скажите:

-Песок в рот брать можно?

-Разбрасывать можно?

-Кушать его можно? 

Экспериментальная деятельность детей с сухим песком. 

Педагог-психолог: Дети, поздороваемся с нашим другом-песочком.

-Здравствуй, песок!

А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем.

- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

- Как трудно держать их в руках. Песочек сыпется, как струйка. Этот песок сухой.

Какой песок?

- теплый или холодный? (прохладный)

- шершавый или гладкий? (шершавый)

- сухой или мокрый? (сухой)

- мягкий или твердый? (мягкий)

Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий

Мы узнали, какой песок:  песок тёплый, шершавый, сухой, он сыпучий.

Скажем вместе: сухой, тёплый, шершавый, сыпучий. 

Игра: Вспоминаем цвета

Дети собирают красные кубики в красное ведерко (коробку)

Синие в синюю и т.д.

Игра: Оставим след

Ход игры:

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение  

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Психолог: Посмотрите, какие получились интересные следы.

Сюрпризный момент

Психолог: Дети, слышите, кто-то к нам пришел?! - Это волшебный цветок, он умеет говорить. Послушайте, что он говорит. (Нажимает на кнопочку: «Я люблю тебя!» (смеется)). Мы тоже тебя любим! (прислоняет к уху цветок).

Ребята, Цветок мне на ушко сказал, что он вырос, благодаря солнышку…

Нам  надо из песочка  что-то достать,

Чтобы  солнышко собрать! (Дети достают камешки)

Психолог: Из камешков  делаем солнышко, а лучики рисуем пальчиком. (дети собирают солнышко)

 Спасибо тебе Цветок! (прислоняет к уху цветок). 

Цветок подарил нам волшебный лепесток:

Лепесточек, ты лети, и нас в садик приведи!

Психолог: - Ну, вот мы и вернулись в детский сад.

Вывод. Куда мы ходили в гости? Что вы видели? Чем занимались? Вам понравилось?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Добрые слова не лень, 
Говорить нам целый день,
Гостям всем на прощание дружно скажем: 
До свидания!

Таким образом, мы можем сделать выводы:

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с ощущением свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие  его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребёнка.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии ребёнка (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

Для реализации данной инновационной работы имеется определенная теоретическая база:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь,2005
  3. Зеленцова-Пешкова Н.В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.
  4. Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. «В гостях у песочной  Феи» М.: Сфера,2011
  5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников»-М.: Сфера, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"

Ковролин - материал интересный, необычный и очень приятный на ощупь. Если у вас остался кусок, не выбрасывайте, а смело применяйте в работе с детьми....

Сюжетно-ролевые игры с детьми раннего и младшего возраста по теме "Одежда и обувь"

Применить свои знания на практике и еще раз закрепить пройденный материал помогут сюжетно-ролевые игры, в которых дети так же учатся вживаться в определенный образ, воспроизводить свои впечатления, пе...

«ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»

        Игра с песком — это естественная и доступная ребенку форма деятельности. Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, разви...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Автор делится с коллегами свим опытом работы с детьми раннего и младшего возраста по использлванию здоровьесберегащих технологий....

«Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего и младшего возраста на занятиях по ФЭМП»

Тема: «Что катится, что не катится».Цель: Формировать умения различать и называть геометрические фигуры ( кубик и шарик) и называть признак предмета форму (круглый, квадратный)...

Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"

Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"...

СОЧЕТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СО СТИШКАМИ И ПЕСЕНКАМИ НА ПРОГУЛКАХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Создание здорового образа жизни для ребёнка в Дошкольных Образовательных Учреждениях является первоосновой его полноценного воспитания и развития.Двигательная активность должна учитывать физические во...