«Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (младшая группа)
«Коррекционные дидактические игры и упражнения
на развитие цветовосприятия
у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Колокольчик» города Когалым
«Коррекционные дидактические игры и упражнения
на развитие цветовосприятия
у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Учебно-методическое пособие
Подготовила:
Воспитатель
Нуцалова Зарема Руслановна
Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия
у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Название игры | Цель | Ход игры |
"Найди игрушку красного цвета". | Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов красного цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Формирование обобщающего понятия "цвет", введение этого понятия в описательную речь детей. | На столе педагога игрушки четырёх цветов спектра (красного, синего, жёлтого, зелёного). Одновременно каждый ребёнок получает по одной игрушке красного цвета. По заданию педагога дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет. |
"Выложи по образцу" | Обучение выделению цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения). | Педагог показывает детям карточки, на которых даны силуэтные изображения предметов красного цвета, предлагает выложить так же на индивидуальных фланелеграфах, выбрав из набора разноцветных силуэтов. |
"Цветные кубики" | Упражнение в соотнесении объектов красного цвета. Упражнение в локализации красного цвета из группы разноцветных. | У педагога на столе 4 пары кубиков красного, жёлтого, синего, зелёного цветов. Педагог предлагает построить красивые одноцветные башенки, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство, переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит детей сделать то же самое. При необходимости оказывает помощь детям. |
"Помоги зайчику" | Упражнение в соотнесении объектов красного цвета. Упражнение в локализации красного цвета из группы разноцветных. | Педагог обращает внимание детей на кубики четырёх цветов спектра, расположенные на столе. Затем предлагает помочь зайчику, который приехал на грузовике, найти красные кубики. Дети кладут красные кубики в грузовик, называют их цвет. |
"Найди цветок для бабочки" | Упражнение в различении цветов, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении. | На фланелеграфе цветы и бабочки четырёх цветов спектра. Педагог предлагает спрятать бабочек на цветках так, чтобы их не было видно. Дети вместе с педагогом рассматривают цветки и бабочек, отмечают, что их цвет должен совпадать. Затем достают из конвертов бабочки и цветки и выполняют задание самостоятельно, В конце дети называют цвет бабочек и цветков. При затруднении педагог сам подводит итог; ''Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, она спряталась, её не видно" и т. д. |
"Составь букет" | Обучение выделению объектов красного цвета из ряда цветовых объектов малой насыщенности и высокой светлоты. Обучение соотнесению трёх оттенков красного цвета. | Дети рассматривают карточки с изображением вазы с цветами трёх оттенков красного цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение цветков. Затем предлагает составить такой же букет на других карточках, приложив цветки к стебелькам, соблюдая порядок расположения цветков как на образце. |
"Наряди куклу" | Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнение в локализации объектов жёлтого цвета. | Педагог вносит кукол в жёлтых платьях, рассказывает, что куклы хотят украсить волосы жёлтыми бантами. Достаёт банты красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и раскладывает их на столе. Дети по очереди подходят к столу, находят жёлтые банты, называют их цвет и наряжают кукол. |
"Помоги Незнайке собрать букет" | Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнение в локализации объектов жёлтого цвета. | Педагог показывает детям куклу Незнайку с большим букетом цветов красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и предлагает составить букет только из жёлтых цветов. Дети по очереди выбирают из большого букета желтые цветы. Педагог обращает внимание на то, что у всех теперь букеты с цветами жёлтого цвета. Незнайка предлагает подарить букеты куклам в жёлтых платьях. |
"Построим башенку". | Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Развитие способности пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. | Дети рассматривают образец башенки, анализируют величину, цвет, расположение составных частей. Затем выкладывают такую же, сверяют свою работу с образцом, называют цвет башенки. |
"Прицепи к паровозику жёлтые вагончики" | Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов малой насыщенности и высокой светлоты. | Дети рассматривают паровозик и вагончики, называют их цвет. Педагог предлагает прицепить к паровозику только жёлтые вагончики. Дети по очереди выполняют задание, отмечают, что и паровоз, и вагончики жёлтого цвета. |
"Привяжи ленточки к шарикам". | Упражнение в подборе одинаковых цветов путём зрительного соотнесения с последующей проверкой, закрепление названий цветов. | Педагог вносит воздушные шары и ленточки красного, синего, жёлтого, зелёного цветов. Предлагает привязать к каждому шару ленточку такого же цвета. Дети получают шары, подбирают ленточку, а педагог помогает привязать их к шарам. Дети называю цвет своих шаров и ленточек. |
"Собери картинку", | Обучение соотнесению трёх оттенков красного и двух оттенков жёлтого цвета. | Дети рассматривают картинку, выполненную из деталей трёх оттенков красного и двух оттенков жёлтого цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, предлагает составить такую же картинку, наложив силуэтные изображения на контурные. |
"Собираем урожай" | Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. | На столе педагога макеты деревьев, на которых развешены силуэтные изображения яблок красного и жёлтого цветов. Педагог предлагает детям собрать жёлтые яблоки в одну корзину, а красные в другую. Дети по очереди выполняют задание» аргументируют свой ответ. |
"Спрячь мышку от кошки" | Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. | На столе разложены 3-4 домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка. Она просит спрятать её от кошки. Педагог прячет мышку в один из домиков, предлагает найти дверь такого же цвета. Дети выполняют задание, выбирая дверь нужного цвета из предложенных. Игра повторяется несколько раз. |
"Салют" | Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного и трёх оттенков жёлтого цветов. | Дети рассматривают узор, состоящий из половинок звёздочек трёх оттенков красного цвета и трёх оттенков жёлтого цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, просит подобрать вторую половинку звёздочки такого же оттенка. |
"Помоги кукле выбрать конфеты е синих обёртках" | Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов синего цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. | На столе педагога конфеты в разноцветных обёртках. Педагог вносит куклу и говорит, что она пришла в магазин купить конфеты в синих обёртках, просит детей ей помочь. Дети подходят к столу и накладывают конфеты в вазу. Кукла благодарит детей и угощает их конфетами. |
"Чашки и блюдца" | Обучение идентификации цвета. | У детей силуэтные изображения чашек и блюдец красного, синего, желтого, зелёного цветов. Педагог просит разложить на фланелеграфах блюдца, а затем подобрать к ним чашки таких же цветов. После выполнения задания отмечается точность идентификации цветов. |
"Окраска воды". | Формирование представлений о разных оттенках цвета по светлоте, их словесном обозначении; "светлый", "тёмный", "светлее", "темнее". | Перед детьми две банки с водой. Педагог сообщает, что дети будут получать синюю воду разных оттенков. Затем показывает способ окраски воды. Берёт синюю краску, обращает внимание на то, что макать кисть нужно до половины, растворяет краску в воде, говорит, что получилась светло-синяя водичка. Затем обмакивает кисть полностью в краску, промывает, ещё раз набирает краску и снова промывает в той же баночке. Сообщает, что получилась тоже синяя вода, но уже тёмная. Педагог предлагает детям окрасить воду, последовательно диктует порядок действий. После выполнения задания светло-синяя вода сливается в одну большую банку, а тёмно-синяя в другую. Дети определяют, в какой банке вода светлее, в какой темнее. |
"Украсим чайники". | Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов синего цвета по представленному образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности, а также малой насыщенности высокой светлоты. | Педагог предлагает рассмотреть образцы, на которых изображены чайники. На одном чайнике рисунок из тёмно-синих кругов, а на другом — из светло-синих. Дети называют цвет и оттенки кругов. Затем педагог показывает ещё два чайника без рисунка, просит их украсить так же, выбрав из набора разноцветных кругов сначала темно-синие, а затем светло-синие круги, соотнося с предложенным образцом. После выполнения задания работы анализируются. |
"Выложи бусы" | Упражнение в ранжировании объектов красного и синего цветов в ритмически заданной последовательности. | Педагог раздает карточки с изображением цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в ритмической последовательности: красная, синяя, красная, синяя. Предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный ритм. |
"Оденем кукол". | Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. | Педагог вносит кукол в рубашках и юбочках, рассказывает детям, что куклы хотят красиво одеться, так, чтобы у них всё было одним цветом — юбочка, кофта и бант в волосах. Но сами они не могут это сделать и просят помочь детей. Достает кофточки и ленты, раскладывает их на столе вперемешку. Дети подходят к столу и одевают кукол. В конце педагог подводит итог: "Куклы одеты красиво. У одной всё: и кофта, и юбочка, и бант красное, у другой — синее, у третьей — зелёное, а у этой — жёлтое". |
"Найди пару". | Упражнение в выборе цвета по образцу, действию по цветовому сигналу. | Педагог раздаёт детям флажки — по одному каждому ребёнку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару — ребёнка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, В ходе игры педагог поочерёдно меняет флажки. Дети должны найти новые пары, ориентируясь на цвет флажка. |
"Раскрась бусинки" | Упражнение в нахождении цвета в классификационном ряду. Развитие внимания. | У детей карточки с контурным изображением цепочки, состоящей из кругов и овалов, расположенных в определённом ритме. Педагог предлагает одинаковые по форме бусинки раскрасить одним и тем же цветом. |
"Подберем совочек к ведерку". | Упражнение в соотнесении двух оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков жёлтого цветов, в выборе цвета по образцу, действии по звуковому сигналу. | На столе педагога ведёрки красного, синего, жёлтого цветов двух оттенков. Педагог предлагает подобрать к каждому ведёрку совочек такого же цветового оттенка. Дети по очереди берут совочки из коробки и находят ведёрко такого же цвета. При правильном выполнении задания совочки помещают в ведёрки. |
"Найди своё место". | Упражнение в выборе цвета по образцу, действии по звуковому сигналу. | Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог раздает им карточки, и они под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стульях другой комплект таких же цветовых карточек. По сигналу дети подбегают к тем стульям, на которых карточки такие же, как у них. Педагог проверяет правильность выбора. |
"Найди предмет нужного цвета". | Развитие способности различать в знакомых предметах большого пространства красный, синий, жёлтый цвета. Развитие зрительного внимания с опорой на представления о цвете. | Педагог предлагает детям найти в групповой комнате и назвать предметы сначала красного, затем синего и жёлтого цветов. Педагог поощряет детей, назвавших большее количество предметов. |
"Помоги Мальвине собрать бусы". | Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков желтого цветов. | На фланелеграфе изображение куклы Мальвины. Педагог говорит детям, что у Мальвины рассыпались бусы, нужно помочь их собрать. Затем раздаёт карточки с изображением бус, одна часть которых выполнена в цвете, а другая в контуре. Педагог предлагает заполнить контурное изображение цветными силуэтами, соблюдая предложенный цветовой порядок. |
"Найди предметы такого же цвета". | Закрепление навыка классификации с опорой на цвет. | У детей карточки с изображением красного, синего, жёлтого цветов. Определив, какого цвета изображение, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат блоки Дьенеша таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки с изображениями красного цвета, выбрать все красные фигуры, с изображениями синего цвета — все синие и т.д. Затем дети совместно строят из разноцветных блоков «паровозик», называют цвета отдельных "вагончиков". |
"Украсим ёлочку". | Упражнение в локализации объектов красного, синего, жёлтого цветов среди массы разноцветных предметов. | На столе у педагога ёлка и разноцветные игрушки. Педагог предлагает взять по одной красной игрушке и повесить её на ёлку. Дети выбирают игрушки, называют их цвет. Аналогичная работа проводится с синими и жёлтыми игрушками. |
"Шары для клоуна". | Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов зелёного цвета по наличному образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. | На фланелеграфе изображение клоуна, жонглирующего зелёными шарами. Педагог обращает внимание детей на цвет шаров. Затем раздаёт карточки с изображением клоуна и набор силуэтных изображений шаров красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает выбрать зелёные шары и выложить их, как на фланелеграфе. Выполнив задание, дети называют цвет шаров. |
"Составь ряд из зелёных предметов". | Упражнение в составлении ряда из аналогичных по цвету предметов. | У педагога на столе предметы красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог просит детей найти зелёные предметы и выложить их в ряд. Дети по очереди выполняют задание. Затем работы анализируются. |
"Помоги лягушке подобрать шляпу" | Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов зелёного цвета по наличному образцу из ряда цветовых объектов малой светлоты и высокой насыщенности. | У детей на фланелеграфах изображение лягушки. Педагог обращает внимание на её цвет. Раздаёт детям набор силуэтных изображений шляп красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает подобрать для лягушки шляпу такого же цвета, как она сама. Дети самостоятельно выполняют задание, обосновывают свой выбор. |
"Окраска воды". | Формирование умения получать три оттенка зелёного цвета, используя способ окраски воды, и называть их: "тёмный", "светлее", "самый светлый". | Педагог сообщает детям о том, что сегодня они будут получать воду зелёного цвета разных оттенков. Берёт три одинаковые баночки, наполненные водой. Набирает на кисточку зелёную краску и опускает в воду. Вода приобретает зелёный цвет. Дети называют этот цвет. Затем педагог набирает на кисточку чуть больше краски, чем в первый раз, опускает её в другую баночку. Вода окрашивается в более тёмный зелёный цвет. Дети отмечают разницу в оттенках цвета, называют оттенок. Педагог, набрав на кисточку ещё больше краски, получает более тёмный оттенок. Дети называют его тёмно-зелёным. Поставив баночки рядом, педагог подчёркивает, что из одной краски можно получить три разных оттенка. Педагог предлагает детям окрасить воду, последовательно диктует порядок действия, следит за правильностью выполнения задания. После окончания работы дети называют оттенки полученной воды. |
"Найди яблоку своё место". | Упражнение в соотнесении трёх оттенков зелёного цвета. | У детей карточки с контурным изображением яблок трёх оттенков зелёного цвета. Педагог раздаёт силуэтные изображения яблок таких же оттенков, предлагает наложить их на контурные изображения, соотнося оттенки. |
"Построй ряд". | Упражнение в соотнесении трёх оттенков зелёного цвета, выделение оттенков с отвлечением от других признаков. | На столе предметы зелёного цвета трёх оттенков. Педагог акцентирует внимание на различии в оттенках. Просит найти предметы тёмно-зелёного цвета и построить их е ряд. Дети выполняют задание. Затем аналогичная работа проводится с предметами других оттенков. |
"Сложи узор". | Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного и зелёного цветов. | Педагог раздает детям образцы узора "Калейдоскоп", предлагает рассмотреть, выясняет, что узор состоит из фигур трёх форм трёх оттенков красного и трёх оттенков зелёного цветов. Затем обращает внимание на взаимное расположение фигур, предлагает детям расположить свои фигуры так же, как в узоре-образце. Педагог обращает внимание на допущенные ошибки, помогает их исправить. |
"Подарим куклам бусы". | Обучение ранжированию объектов красного и зелёного цветов в ритмически заданной последовательности с использованием образца. | Педагог показывает детям бусы из восьми крупных бусин, чередующихся по цвету (красная, зелёная, красная, зелёная). При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин двух цветов, которые ритмично чередуются. Затем достаёт куклу и надевает на неё бусы. Педагог раздаёт детям игрушки и предлагает сделать такие же бусы и подарить их куклам, зверятам. Каждый ребёнок получает бусинки двух цветов, леску или проволоку. Педагог ещё раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помогает им, сопоставляет с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол. |
"Какая фигура лишняя?". | Развитие способности устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми изображениями предметов и на этой основе делать необходимое обобщение. | На фланелеграфе изображения четырёх красных и одной зелёной фигуры. Педагог просит назвать лишнюю фигуру. Дети аргументируют свой выбор. Затем педагог меняет изображения на фланелеграфе, выкладывает три зелёные и одну красную фигуры, просит детей среди этих фигур назвать лишнюю. |
"Подбери к шапочкам шарфики" | Упражнение в выборе цветовых объектов по представленному образцу. | На фланелеграфе силуэтные изображения шапочек красного и зелёного цветов трёх оттенков. Педагог предлагает детям подобрать к каждой шапочке шарфик такого же цвета и оттенка. Дети по очереди выходят к фланелеграфу. После выполнения задания отмечается точность идентификации оттенков. |
"Найди машинке гараж" | Закрепление представлений о цвете в большом пространстве. | Педагог надевает детям эмблемы машин красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Каждый ребёнок получает руль такого же цвета. Педагог предлагает найти машинам гаражи идентичных цветов. По сигналу дети разбегаются по групповой комнате, затем по другому сигналу педагога останавливаются и ищут свой "гараж" — карточку с изображением гаража. Педагог проверяет правильность выбора. |
"Собери чашку". | Упражнение в соотнесении оттенков красного и зелёного цветов. | Педагог предлагает детям рассмотреть карточку с изображением чашек с "отколотыми" кусочками красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, просит подобрать каждой чашке кусочек такого же цвета. Дети самостоятельно выполняют задание, при затруднении педагог оказывает помощь. |
"Составь ряды". | Упражнение в составлении рядов из аналогичных по цвету предметов, в нахождении идентичного предмета по нескольким признакам цвета. | На столе педагога предметы красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог предлагает найти предметы зелёного цвета и выложить их в ряд. Затем аналогичная работа проводится с предметами других цветов. Дети по очереди выполняют задание, называют предметы и их цвет, |
"Найди такого же клоуна". | Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного, синего, зелёного цветов, в нахождении идентичного предмета по нескольким признакам цвета. | У детей изображение клоуна. Педагог предлагает найти такого же клоуна из расположенных ниже и приложить к нему фишку. При затруднении педагог анализирует цвет одежды клоуна на образце. |
"Лото". | Закрепление знаний об основных цветах и зелёном цвете, упражнение в назывании их точным словом. | У детей лото. Педагог поднимает по одной маленькой карточке и спрашивает: "У кого такая?". Всем» правильно опознавшим цвет, раздаёт маленькие карточки. Дети накрывают ими соответствующие по цвету квадраты. Тому, кто неверно опознал цвет, также даёт маленькую карточку, и ребёнок путём непосредственного соотнесения (приложения) проверяет результат. В конце педагог обобщает результат игры. |
"Что изменилось?" | Развитие внимания, памяти с опорой на представления о цвете. | На фланелеграфе предметные изображения красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог предлагает детям назвать предметы и их цвет, затем просит закрыть глаза. В этот момент заменяет цвет двух предметов. По сигналу педагога дети открывают глаза и находят изменения. |
"Соедини одинаковые по цвету предметы" | Закрепление представлений о цвете в малом пространстве, развитие мелкой моторики. | У детей карточки с изображением предметов красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, расположенные в столбики слева и справа. Педагог предлагает соединить одинаковые по цвету предметы, используя фломастеры таких же цветов. |
"Узнай и назови". | Обучение зрительному способу узнавания, выделения и называния ахроматических цветов. | На фланелеграфе круги красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог предлагает назвать цвет кругов. Затем выкладывает белый и чёрный круги и просит назвать их цвет. При затруднении называет цвет сам. Дети вспоминают, что бывает белого и чёрного цветов. |
"Построй заборчик". | Упражнение в составлении рядов из аналогичных по цвету предметов. | На столе у педагога кубики чёрного и белого цветов, расположенные в определённой последовательности (чёрный, белый, белый, чёрный, белый, белый). Педагог предлагает детям построить такой же "заборчик", соблюдая заданный ритм. Дети самостоятельно выполняют задание. Педагог следит за правильностью выполнения. |
"Кто больше увидит?". | Обучение осуществлению выбора цвета по образцу, нахождению данного цвета в окружающей обстановке. | В групповой комнате заранее подготовлены предметы, имеющие в своей окраске белый и чёрный цвета. Педагог просит детей найти эти цвета в предметах. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек и ни разу не ошибся. |
"Помоги котятам добраться до дома". | Упражнение в классификации предметов по цвету, в нахождении таких же оттенков в классификационных рядах. | На фланелеграфе изображения двух домиков. Рядом с одним домиком педагог выкладывает изображение белой кошки, рядом с другим - чёрной От каждого домика тянется дорожка. Педагог предлагает расставить чёрных и белых котят на дорожки, ведущие к их домикам, соотнося цвет кошек и котят. Дети по очереди выполняют задание. Педагог контролирует действия детей. |
"Подбери пару". | Упражнение в нахождении предметов по образцу. | У детей карточки с силуэтным изображением рукавичек одного цвета трех оттенков, (красного, синего, жёлтого, зелёного цветов), расположенных в ряд от темного до светлого. Педагог предлагает найти пару каждой рукавичке, выбрав нужные из набора. После выполнения задания работы детей анализируются. |
Используемая литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад - начальная школа) / [Авт. прогр.: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З. и др.; Под ред. Л.И.Плаксиной]
2.Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением. //2001, Тольятти
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6-ти лет // М.: Просвещение, 1988 г, 144 стр.
3. Колесникова Е. Нарисуем желтый круг: [Развитие сенсор. навыков у дошкольников с наруш. зрением] // Обруч.- 1997.- N 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...
Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...
Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Развиваем речь, пополняем словарный запас слов....
«Дидактические игры и упражнения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Задачи:1. Формировать умения детей выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы.2....
"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"
Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...
Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....
Развитие ЗМК у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения: картотека заданий
Зрительно-моторная координация (ЗМК) лежит в основе овладения графомоторными умениями и навыками. Практика показывает, что дошкольники с нарушением зрения испытывают ряд сложностей при выполнении граф...