Публичное представление собственного педагогического опыта «Проблемный диалог» в работе с детьми с ОВЗ, 2020
статья по коррекционной педагогике

Аникеева Ирина Анатольевна

Публичное представление собственного педагогического опыта

учителя-дефектолога Аникеевой Ирины Анатольевны

 

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.

Томас Фуллер

Тема опыта: «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

В последнее время в системе образования произошел ряд изменений. Образовательные учреждения призваны обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2 п. 27). Это коснулось и дошкольного образования.

Таким образом, целью дошкольного образования для детей с ОВЗ стало: устранение социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особыми возможностями здоровья к общему образованию, приобщение к жизни в социуме.

Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ (в частности с ЗПР, стремятся максимально полно компенсировать дефициты в их развитии). Известно, что для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характерна низкая познавательная активность, вплоть до интеллектуальной пассивности. Недостаточное развитие познавательного интереса у детей с задержкой психического развития связывают с интеллектуальным отставанием, незрелостью эмоциональной сферы и личности в целом. Для большинства детей с ЗПР характерно отсутствие познавательно-интеллектуальных предпочтений, т. е. они предпочитают когнитивно облегченные занятия (музыка, рисование, физкультура). Познавательный интерес к когнитивно насыщенным занятиям мало выражен. На занятиях дети проявляют недостаточную сосредоточенность, бездеятельность при затруднениях.

В связи с этим коррекционно-развивающий процесс с такими детьми направлен как на развитие познавательных процессов, так и на развитие познавательного интереса. Не для кого не секрет, что у большинства детей с ЗПР к концу дошкольного возраста сформированы лишь предпосылки познавательного интереса. Что усложнит их обучение в школе. Ознакомившись с технологией проблемного диалога, мы пришли к выводу, что ее использование на занятиях будет способствовать не только полноценному развитию познавательных процессов, но и формированию познавательного интереса.

Проблемное обучение – это создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активная деятельность детей по их разрешению, в результате которой происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Поскольку у детей с задержкой психического развития не сформирована познавательная, поисковая мотивация (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей. Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Когда ребенок будет стремиться сам получать новые знания, то и сам коррекционный процесс окажется более эффективным. Поэтому в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо непосредственное вовлечение детей в процесс познания.

Для успешной работы по формированию познавательного интереса у детей с задержкой психического развития необходима организация личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Поскольку обучение проходит более эффективно, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя. Работа на занятиях должна проводиться таким образом, чтобы дети разбирались во всем самостоятельно, так как то, чего ребенок добился сам, усваивается намного быстрее и качественнее.

Технология Проблемного диалога может в полном объеме обеспечить соблюдение перечисленных выше требований, и подтолкнула нас к ее внедрению в коррекционно-образовательный процесс.

Несмотря на то, что технология проблемного диалога была разработана для использования в школьном обучении, и совсем недавно ее стали использовать в дошкольном образовании, а внедрение ее в работу с детьми с ЗПР вообще только начинается, мы видим большие перспективы использования данной технологии именно в работе с детьми с ОВЗ. С помощью технологии «Проблемный диалог» в НОД реализуются коррекционно-развивающие задачи и формируется познавательно-исследовательская деятельность. Как пример предлагаю проблемную ситуацию из НОД по экспериментированию «Свойства магнита»

Анализ воспитатель-дети

  • Обнажить житейское представление детей вопросом
  • Предъявить научный факт
  • Побуждение к осознанию противоречия
  • Побуждение к проблеме:

- Миша, как ты думаешь, если два магнита поднести друг к другу, что произойдет?

Поднести два магнита разными полюсами друг к другу, магниты отталкиваются.

- Вы сначала как думали?

- А как на самом деле?

Какой возникает вопрос?

- Миша, как ты думаешь о чем мы сегодня будем говорить? Они притянуться друг к другу

Что магниты притягиваются друг к другу.

Они отталкиваются

- Почему магниты оттолкнули друг друга?

О магнитах, когда они отталкиваются, а когда притягиваются друг к другу

Как результат использования технологии «Проблемный диалог» в НОД по экспериментированию решаются коррекционно-развивающие задачи, а именно: развитие умения выдвигать гипотезы, делать выводы. А это в свою очередь помогает в формировании познавательного интереса у детей с ОВЗ, таким образом обеспечивая подготовку к обучению в школе.

На занятиях по экспериментированию проблемный диалог можно включать не только в начале занятия как организационный момент, побуждающий к созданию проблемной ситуации, но и в ходе НОД, что позволяет активизировать мыслительную деятельность детей.

Анализ воспитатель-дети

  • Мнение детей вопросом
  • Побуждение к осознанию противоречия
  • Побуждение к проблеме: 

     - Как ты думаешь все ли магниты имеют одинаковую силу?

Вопрос был один? А мнений сколько? Почему так получилось? Чего мы не знаем?

- Какой возникает вопрос?

- Все ли магниты имеют одинаковую силу?

В работе с детьми с ОВЗ помимо основной цели коррекционной работы – повышение уровня психического развития ребенка, у детей формируются знания, умения, навыки, необходимые для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья. Для решения данных задач необходимо задействовать возможность обучения в режимных моментах.

Режимные моменты – так же являются непрерывным процессом обучения детей с ОВЗ.

В своей практике мы применяем проблемный диалог помимо непосредственной образовательной деятельности в совместной деятельности с детьми.

При проведении режимных моментов большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. При этом учитывается программа, реализация условий, а также заболевания каждого ребенка. Обучение ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий в режимных моментах имеет немаловажное значение для развития и реабилитации их в обществе. Во избежание перегрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности, период напряженной работы чередовать с расслаблением. Здоровье сберегающие технологии рассматриваются как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ.

Уже сейчас наш небольшой опыт использования данной технологии в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ЗПР свидетельствует о достаточно высоком уровне результативности. У старших дошкольников качественно компенсируются дефициты в развитии и формируется познавательный интерес.

В результате применения технологии «Проблемный диалог» в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта

учителя-дефектолога Аникеевой Ирины Анатольевны

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.

Томас Фуллер

Тема опыта: «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время в системе образования произошел ряд изменений. Образовательные учреждения призваны обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2 п. 27). Это коснулось и дошкольного образования.

Таким образом, целью дошкольного образования для детей с ОВЗ стало: устранение социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особыми возможностями здоровья к общему образованию, приобщение к жизни в социуме.

Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ (в частности с ЗПР, стремятся максимально полно компенсировать дефициты в их развитии). Известно, что для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характерна низкая познавательная активность, вплоть до интеллектуальной пассивности. Недостаточное развитие познавательного интереса у детей с задержкой психического развития связывают с интеллектуальным отставанием, незрелостью эмоциональной сферы и личности в целом. Для большинства детей с ЗПР характерно отсутствие познавательно-интеллектуальных предпочтений, т. е. они предпочитают когнитивно облегченные занятия (музыка, рисование, физкультура). Познавательный интерес к когнитивно насыщенным занятиям мало выражен. На занятиях дети проявляют недостаточную сосредоточенность, бездеятельность при затруднениях.

В связи с этим коррекционно-развивающий процесс с такими детьми направлен как на развитие познавательных процессов, так и на развитие познавательного интереса. Не для кого не секрет, что у большинства детей с ЗПР к концу дошкольного возраста сформированы лишь предпосылки познавательного интереса. Что усложнит их обучение в школе. Ознакомившись с технологией проблемного диалога, мы пришли к выводу, что ее использование на занятиях будет способствовать не только полноценному развитию познавательных процессов, но и формированию познавательного интереса.

Проблемное обучение – это создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активная деятельность детей по их разрешению, в результате которой происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Поскольку у детей с задержкой психического развития не сформирована познавательная, поисковая мотивация (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей. Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Когда ребенок будет стремиться сам получать новые знания, то и сам коррекционный процесс окажется более эффективным. Поэтому в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо непосредственное вовлечение детей в процесс познания.

Для успешной работы по формированию познавательного интереса у детей с задержкой психического развития необходима организация личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Поскольку обучение проходит более эффективно, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя. Работа на занятиях должна проводиться таким образом, чтобы дети разбирались во всем самостоятельно, так как то, чего ребенок добился сам, усваивается намного быстрее и качественнее.

Технология Проблемного диалога может в полном объеме обеспечить соблюдение перечисленных выше требований, и подтолкнула нас к ее внедрению в коррекционно-образовательный процесс.

Несмотря на то, что технология проблемного диалога была разработана для использования в школьном обучении, и совсем недавно ее стали использовать в дошкольном образовании, а внедрение ее в работу с детьми с ЗПР вообще только начинается, мы видим большие перспективы использования данной технологии именно в работе с детьми с ОВЗ. С помощью технологии «Проблемный диалог» в НОД реализуются коррекционно-развивающие задачи и формируется познавательно-исследовательская деятельность. Как пример предлагаю проблемную ситуацию из НОД по экспериментированию «Свойства магнита»

Анализ воспитатель-дети

  • Обнажить житейское представление детей вопросом
  • Предъявить научный факт
  • Побуждение к осознанию противоречия
  • Побуждение к проблеме:

- Миша, как ты думаешь, если два магнита поднести друг к другу, что произойдет?

Поднести два магнита разными полюсами друг к другу, магниты отталкиваются.

- Вы сначала как думали?

- А как на самом деле?

Какой возникает вопрос?

- Миша, как ты думаешь о чем мы сегодня будем говорить? Они притянуться друг к другу

Что магниты притягиваются друг к другу.

Они отталкиваются

- Почему магниты оттолкнули друг друга?

О магнитах, когда они отталкиваются, а когда притягиваются друг к другу

Как результат использования технологии «Проблемный диалог» в НОД по экспериментированию решаются коррекционно-развивающие задачи, а именно: развитие умения выдвигать гипотезы, делать выводы. А это в свою очередь помогает в формировании познавательного интереса у детей с ОВЗ, таким образом обеспечивая подготовку к обучению в школе.

На занятиях по экспериментированию проблемный диалог можно включать не только в начале занятия как организационный момент, побуждающий к созданию проблемной ситуации, но и в ходе НОД, что позволяет активизировать мыслительную деятельность детей.

Анализ воспитатель-дети

  • Мнение детей вопросом
  • Побуждение к осознанию противоречия
  • Побуждение к проблеме: 

     - Как ты думаешь все ли магниты имеют одинаковую силу?

Вопрос был один? А мнений сколько? Почему так получилось? Чего мы не знаем?

- Какой возникает вопрос?

- Все ли магниты имеют одинаковую силу?

В работе с детьми с ОВЗ помимо основной цели коррекционной работы – повышение уровня психического развития ребенка, у детей формируются знания, умения, навыки, необходимые для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья. Для решения данных задач необходимо задействовать возможность обучения в режимных моментах.

Режимные моменты – так же являются непрерывным процессом обучения детей с ОВЗ.

В своей практике мы применяем проблемный диалог помимо непосредственной образовательной деятельности в совместной деятельности с детьми.

При проведении режимных моментов большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. При этом учитывается программа, реализация условий, а также заболевания каждого ребенка. Обучение ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий в режимных моментах имеет немаловажное значение для развития и реабилитации их в обществе. Во избежание перегрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности, период напряженной работы чередовать с расслаблением. Здоровье сберегающие технологии рассматриваются как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ.

Уже сейчас наш небольшой опыт использования данной технологии в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ЗПР свидетельствует о достаточно высоком уровне результативности. У старших дошкольников качественно компенсируются дефициты в развитии и формируется познавательный интерес.

В результате применения технологии «Проблемный диалог» в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Путешествие в страну экологии"

Тема «Экология» выбрана мною не случайно. Страна, когда-то имевшая огромные ресурсы чистой воды, газа, нефти, полезных ископаемых, леса..., находится на грани истощения.В связи с развитием научно-техн...

публичное представление собственного педагогического опыта "Фитбол-гимнастика в ДОУ"

      В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогре...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Фитбол-гимнастика для дошкольников"

В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большин...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Фитбол-гимнастика для дошкольников"

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование,  педагоги ищут всё новые формы об...