Дидактическое пособие «Чудесный ларец»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Абрамова Елена Владимировна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КАМНЕТЕРАПИИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didak_posobie_chudesnyy_larets_abramova_sharya.doc679 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город Шарья

Костромской области.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ЧУДЕСНЫЙ ЛАРЕЦ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ КАМНЕТЕРАПИИ

Автор: педагог-психолог

Абрамова Елена Владимировна.

г. Шарья   2018 г.

Автор дидактического пособия  педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №11 «Звездочка»»

городского округа город Шарья Костромской области

Абрамова Елена Владимировна

 Дидактическое пособие «Чудесный ларец» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и решает задачи социально-коммуникативного, художественно-эстетического  и познавательного развития детей.

 В руководстве использования дидактического пособия представлены новые нетрадиционные методы и способы психолого-педагогической помощи детям, такие как арттерапия, камнетерапия. Методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.

       Пособие можно       использовать      в групповой и  индивидуальной работе с детьми дошкольного   возраста 4-7 лет.

  Дидактическое пособие будет интересно воспитателям, студентам, гувернерам,  педагогам – психологам,  дефектологам,  родителям.  

  1. Введение.

В настоящее время для нас, педагогов и психологов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста, испытывающих трудности в поведении, эмоциональном, а также личностном развитии. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям.

Данная  проблема подтолкнула меня к созданию методического пособия «Чудесный ларец»  направленного на преодоление этих трудностей.

Издавна на Руси играли в увлекательные и полезные игры в камушки, которые воспитывали внимание, сосредоточенность, находчивость, развивали ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Эти игры во все времена увлекали детей.

Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для строительства жилища и как магический символ. С древних времен камни считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения, наделяются душой и магическими силами. В этих природных оберегах заключена сила природных стихий.

Для кого-то это символ счастья, для кого-то оберег, защищающий от всех неприятностей. Но для всех камень синоним чего-то крепкого, нерушимого, защищаемого.

Я замечала, с каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают и т. д. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают  какой-то неведомой  энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Дети и натолкнули меня на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия. На данных занятиях происходит коррекция таких личностных проблем, как неумение общаться, договариваться, агрессивность, конфликтность. У детей развиваются познавательные процессы, навыки конструктивного взаимодействия, любознательность, активность.

К настоящему времени в отечественной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях. Несмотря на тот факт, что проведено много исследований отечественными и зарубежными учеными в области психологии, целостная концепция психологического воздействия камня, которая отвечала бы запросам философской, культурологической, психологической и т.д. мысли отсутствует. Это определяет особенности камнетерапии как технологии, обеспечивающей личностный баланс. Взаимодействие с камнем, создание или отказ от создания образа, проговаривание в этом момент все несет определенную информацию.

Камень как мощный фактор на эмоциональную сферу человека издавна использовался в качестве целебной силы в лечении души и тела, в особенности для терапии и профилактики психологических проблем. Швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, К.Г. Юнг в начале ХХ в. уделил особое внимание психотерапевтическим возможностям игр с камнем, которые он использовал в качестве одного из методов работы «элементов сознания в подсознании», связанных с творческой жизнью, посредством отреагирования подавленных эмоций через обогащение сенсорного опыта. Психотравмирующий опыт, который таится в глубине бессознательного может ожить в игре с камнем. С точки зрения М.Л. фон Франц, К.Г.Юнга,  происходит самолечение, самоисцеление, «отрабатывание» своих проблем и,  таким образом преодоление внутреннего кризиса.

Камнетерапия воссоздает одну из некогда утерянных форм психотерапии. Я также придерживаюсь того мнения, что рассмотрение влияния средств камнетерапии на творческий подъем оказывает мощное влияние на психологию личности.

А.В. Черняевой отмечается, что средства камнетерапии вызывают просветленные и добрые чувства и состояния, способствуют мыслительным и творческим процессам у испытуемых.    

  Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.

Дидактическое пособие получило свое название «Чудесный ларец», потому как ребенок  достает из ларца различные «сокровища», притягивающие его своей необычностью, таинственностью, так и он – ребенок, в свою очередь, в процессе творчества раскрывает «сокровища»  своей души, своего внутреннего мира. Это ли не чудо?!

Дидактическое пособие: «Чудесный ларец» позволит детям стать более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрыться, рассказать о своих проблемах; поможет справиться с негативными переживаниями; в увлекательной форме разовьет психические процессы и творческие способности. Поскольку ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, поэтому этот процесс для него становится таким терапевтичным.

Я считаю, что данное дидактическое пособие  может активно использоваться как психологами, так и логопедами и воспитателями для индивидуальной работы.

Пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и решает задачи социально-коммуникативного, художественно-эстетического  и познавательного развития детей.

  1. Основная часть.
  1. Тема: «Чудесный ларец».
  2. Цель – коррекция и развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы детей дошкольного возраста.
  3. Задачи:
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков и эмпатии у детей;
  • Психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
  • Способствовать снижению психоэмоционального и физического напряжения, стабилизации эмоционального фона;
  • Развивать собственные представления о себе;
  • Развивать фантазию и воображение детей;
  • Способствовать развитию регуляции поведения;
  • Коррегировать и развивать психические процессы детей;
  • Развитие речи детей.

  1. Возраст детей: Дидактическое пособие «Чудесный ларец» создано для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет).

  1. Разделы. Модули темы учебного материала, в которых могут быть использованы названные дидактические материалы.

Данное пособие может использоваться в занятиях в следующих областях: «Речевое развитие» («Сравнение», «Найди пару»), «Познавательное развитие» («Угадай звук», «Бусы», «Классификация;), «Физическое развитие» (Метание камушка в корзинку, использование пальчиковой гимнастики с камнями.), «Социально-коммуникативное развитие» («Коллективная картина», «Найди пару».), «Художественно-эстетическое развитие» («Заплатки», раскрашивание камней и составление из них изображений)

 Приложение 1.

  1. Дидактическое пособие «Чудесный ларец» направлено на эффективное применение на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Данное пособие может использоваться как часть занятия, или целым занятием в соответствии с учебной нагрузкой: 4-5 лет – 15-20 минут, 5-6 лет – 20-25 минут, 6-7 лет – 25-30 минут.

7. Технология использования методического пособия.

Дидактическое пособие состоит из:

  • Коробка-ларец для хранения содержимого;
  • Шкатулка с камешками «Марблс»;
  • Мешочек с разноцветными искусственными камнями;
  • Шкатулка с самодельным каменным «Домино»;
  • 3 коробки с натуральными камнями различной фракции (мелкие, средние, крупные);
  • Коробка с раскрашенными камнями;
  • Набор карточек с изображением геометрических фигур и силуэтов предметов;
  • Набор карточек «Продолжи ряд» и «Выложи по схеме»;
  • Набор картинок-заплаток;
  • Набор для творчества: кисточки, акриловые краски, палитра, стаканчик для воды, подкладные салфетки;
  • Приложение 1(Модули темы учебного материала, в которых могут быть использованы названные дидактические материалы.);
  • Приложение 2 (Картотека игр с камнями);
  • Приложение 3 (Художественное слово: стихи, пальчиковая гимнастика, сказки о камнях);
  • Приложение 4 (Фото).

Правила использования данного пособия:

  1. Пособие используется только под контролем педагога!
  2. Обязательно перед применением данного пособия озвучить детям инструкцию по технике безопасности: «Никакие предметы в рот не брать»!
  3. Камни мелкой фракции рекомендуется использовать только при работе с детьми старшего возраста!

Технология использования методического пособия.

Развитию коммуникативных навыков и эмпатии у детей способствуют:

  • Слушание сказок и стихов о камнях;    Приложение 3
  • Использование игры «Домино»   Приложение 4 с.5;
  • Сравнение, классификация, обобщение камней  Приложение 4 с.7;
  • Выкладывание отдельных фигур и создание целостных изображений (сюжетные картины)  Приложение 4

Снижению психоэмоционального и физического напряжения, стабилизации эмоционального фона способствуют:

  • Выкладывание отдельных фигур и создание целостных изображений (сюжетные картины);
  • Использование пальчиковой гимнастики с применением камней;  Приложение 3
  • Знакомство со свойствами камней: рассматривание, ощупывание, прикладывание, простукивание;
  • Расписывание камней и создание сюжета;
  • Подбор заплаток в соответствии с цветом, размером или воображением детей. Приложение 4
  • Развитию регуляции поведения способствуют:
  • Выкладывание отдельных фигур и создание целостных изображений (сюжетные картины);  Приложение 4
  • Расписывание камней и создание сюжета;
  • Поиск заданного предмета с ограничением по времени.

Развитию психических процессов детей (восприятия, внимания, памяти, мышления) способствуют:

  • Выкладывание камней с учетом схемы или речевой инструкции;  Приложение 4
  • Знакомство со свойствами камней: рассматривание, ощупывание, прикладывание, простукивание;
  • Классификация по заданному признаку; см. Приложение 4
  • Запоминание и выкладывание по зрительному или речевому образцу;

Развитию речи детей способствуют:

  • Слушание сказок и стихов о камнях;
  • Использование пальчиковой гимнастики с применением камней;
  • Составление  собственных сказок и историй.

8. Ожидаемые результаты:

Применение методического пособия: «Чудесный ларец»  позволит достичь следующих результатов:

  • У детей развиты коммуникативные навыки: они способны обсуждать замысел, договариваться, умеют слышать собеседника, принимать предложения и предлагать свои идеи; способны сопереживать персонажам и выражают желание помочь.
  • Отмечается снижение тревожности, дети открыты к общению, не проявляют элементов агрессии;
  • Эмоциональный фон детей стабилен, отмечается адекватность реакций;
  • У детей развиты собственные представления о себе;
  • Развита фантазия и воображение детей;
  • Дети способны  регулировать свое поведение в нужной ситуации. Стали более усидчивы и внимательны, способны переключать и удерживать внимание определенный промежуток времени;
  • Развиты психические процессы детей: восприятие, память, внимание, мышление;
  • Стал богаче пассивный и активный словарь детей. Дети способны выразить словами свои чувства и переживания.
  1. Заключение.

Дети с большим удовольствием работают с камушками. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детямтрудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы камнетерапии, позволяющие выразить свое состояние каменную фигурку, так удивительно подходят для работы с детьми.

Система психологических занятий с камнем, позволяет не только актуализироватьличностный, творческий потенциал ребенка, но и способствуетэстетическомуотношениюк окружающей действительности.

Данное пособие существенно обогащает познавательное и социально-коммуникативное развитие детей.

Оно способствует развитию любопытства, познавательного интереса, коммуникативных качеств, способствует психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения — вот основные мои задачи. По горящим глазам детей, по их удивленным лицам я могу сказать, что они выполнены.

Литература:

  1. Копытин А. И., Свистовская Е. Е  Арт-терапия детей и подростков.-  М.:Когито - Центр, 2007.-198с.
  2. Киселева М. Арт-терапия в работе с детьми:Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: Издательство «Речь», 2007.-160с. 
  3.  Реброва Екатерина Викторовна Игра в камушки.//[электронный ресурс] http://www.psylist.net/avtor/00009.htm
  4. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
  5. Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006.
  6. Камнетерапия как средство психотерапии в работе психолога. Черняева А.В. Высшее образование сегодня, 2013, 2, С. 63-66.

Приложение 1.

Разделы. Модули темы учебного материала, в которых могут быть использованы названные дидактические материалы.

Данное пособие может использоваться в занятиях в следующих областях:

Образовательная область

Название игры

Оборудование

«Социально-коммуникативное развитие»

  • «Каменное домино»;
  • «Классификация»;
  • «Вокруг стула»;
  • «Волшебный мешочек»;
  • «Балансирующие камни»;
  • «Коллективная картина»;
  • «Эмоции»;
  • «Найди пару».

Шкатулка с самодельным каменным «Домино»;

Стул, набор камней.

«Познавательное развитие»

  • Выкладывание из камней контуров различных предметов;
  • Перебирание, ощупывание и рассматривание камешков.
  • «Самый-самый»;
  • «Дорожки»;
  • «Угадай звук»;
  • «Бусы»;
  • «Математические башни»;
  • «Классификация;
  • «Заплатки»;
  • «Каменное домино»;
  • «4-й- лишний»;
  • «Цифра и количество»;
  • «Отличия»;
  • «Повтори»;
  • «Волшебный мешочек»;
  • «Змейка»;
  • «Поиск предмета»;
  • «Поставь в пустую клеточку»;
  • «Математический диктант»;
  • «Сравнение»;
  • «Балансирующие камни».

Набор карточек с изображением геометрических фигур и силуэтов предметов;

Емкость с камнями.

Набор карточек «Продолжи ряд» и «Выложи по схеме»;

Набор картинок-заплаток

Шкатулка с камешками «Марблс»;

Шкатулка с самодельным каменным «Домино»;

Мешок с камнями.

Емкость с камнями.

Екость с камнями разной фракции.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • «Коллективная картина»;
  • «Заплатки»;
  • Раскрашивание камней и составление из них изображений.

Шкатулка с камешками «Марблс»;

Коробка с раскрашенными камнями;

Емкость с камнями.

Набор для творчества

«Речевое развитие»

  • «Классификация»;
  • «4-й- лишний»;
  • «Волшебный мешочек»;
  • «Сравнение»;
  • Слушание сказок, стихов и беседа;
  • «Найди пару».

Мешочек с разноцветными искусственными камнями;

Приложение 3.

«Физическое развитие»

  • Подбрасывание и перебрасывание камней;
  • Метание камушка в корзинку;
  • Использование пальчиковой гимнастики с камнями.

Корзинка или коробка.

Емкость с камнями.

Приложение 3.

Приложение 2

Картотека игр и упражнений.

Правила использования данного пособия:

  1. Пособие используется только под контролем педагога!
  2. Обязательно перед применением данного пособия озвучить детям инструкцию: «Никакие предметы в рот не брать»!
  3. Камни мелкой фракции рекомендуется использовать только при работе с детьми старшего возраста!

Сенсорное развитие.

  • Выкладывание из камней контуров различных предметов (геометрические фигуры, животные, транспорт, цифры, буквы и т.д.).

Цель - развитие у детей тактильного, зрительного и пространственного восприятия, связи «глаз-рука».

На первых этапах ребенку предлагается выложить геометрическую фигуру, силуэт животного, транспорта, цифры, буквы и т.д. по карточке.

На следующем этапе ребенок выкладывает фигуру, глядя на образец.

Далее ребенку предлагается выложить контур фигуры без опоры на зрительный образец.

  • Перебирание, ощупывание и рассматривание камешков.

Цель – развитие тактильного и зрительного восприятия, мелкой моторики.

  • Положите камешки в любую емкость, опустите туда руку, пусть ребенок последует вашему примеру. Вместе с ребенком пальчиками перебирайте камешки. Рассматривайте каждый камешек, ощупывайте. Называйте цвет, форму, размер. Обращайте внимание, какой камешек гладкий или шероховатый.
  • «Поиск предмета».

Цель – развитие тактильного и зрительного восприятия, мелкой моторики.

Спрячьте любой предмет в емкость с камешками. Пусть ребенок постарается отыскать его.

«Найди такой же».

Цель – развитие зрительного восприятия и внимания.

Высыпьте камешки на стол. Предложите ребенку отыскать одинаковые камешки.

  • «Самый-самый».

Цель – овладение детьми операциями сравнения предметов по различным свойствам.

 Ребенку предлагается внимательно рассмотреть все камешки и отыскать самый большой и самый маленький, самый яркий и самый тусклый, самый длинный и самый короткий, самый объемный и самый плоский.

  • «Дорожки».

Цель – закрепление понятий «длинный - короткий», «широкий - узкий», «высокий -низкий», «прямой - извилистый»; развитие тактильного восприятия.

Ребенку предлагают выложить «дорожки» для пальчиков: длинную и короткую, широкую и узкую, прямую и извилистую. Затем пальчиками левой и правой руки «ходить» по дорожкам вперед-назад.

  • «Волшебный мешочек».

Цель – развитие тактильного восприятия, воображения, речевой активности, коммуникативных навыков (умение объяснять и слушать товарища).

Ребенок запускает руку в мешочек с различными камешками, среди которых необходимо найти камешки на ощупь по показу или речевой инструкции. Ведущим может быть как педагог, так и ребенок.

  • «Найди пару».

 Цель – развитие коммуникативных навыков (умение объяснять и слушать товарища), активизация речевой деятельности детей, развитие зрительного и слухового восприятия.

В игре принимают участие 2 детей. Потребуется 2 одинаковых набора разноцветных камней. Дети стоят спиной друг к другу. Перед каждым ребенком на столе находится поднос с камнями. Один ребенок выбирает любой камень и описывает его н-р.: «Найди большой круглый камень желтого цвета». Второму ребенку нужно на слух по описанию найти этот камень. Затем оба ребенка поворачиваются друг к другу и сравнивают камни. Потом дети меняются ролями.

  • «Угадай звук».

Цель – развитие слухового восприятия.

Ребенок стучит камешками по различным поверхностям — друг о друга, по дереву, пластику, металлу. Ребенок отворачивается. Взрослый предлагает угадать, какой звук звонче, какой ниже, какой звук выдает большой камень, а какой маленький.

  • «Заплатки».

Цель – развитие зрительного восприятия, закрепление названий цветов, развитие творческих способностей, снижение психоэмоционального напряжения.

 Ребенку предлагается подобрать камешки-заплатки по цвету или по собственному желанию.

  • «Каменное домино».

Цель - развитие  усидчивости, сосредоточенности, быстроты реакции, зрительного восприятия, мышления. 

Изготовление детьми каменного домино развивает у детей сосредоточенности, задействует связь «глаз-рука», точность графических навыков.

Алгоритм изготовления домино.  

  1. Ребенок выбирает костяшку и подбирает подходящий камень. Выкладывают их друг под другом.
  2. Простым карандашом делит камень на 2 равных части.
  3. Простым карандашом наносит количество точек сначала на одну половину камня, затем на другую. Расположение точек должно соответствовать оригинальному расположению. Педагог корректирует при необходимости процесс.
  4.  Используя выбранный цвет, ребенок аккуратно наносит кисточкой акриловые краски на камень. Вода используется только для промывания кисточки.
  5. Ребенок прибирает рабочее место и оставляет высыхать готовую костяшку.

Правила игры.

Для игры понадобится 2-4 участника. Если играют двое, каждый должен получить по 7 костей. Когда же участвуют 3 или 4 человека, то раздают по 5 костяшек. Остальные камни нужно положить в сторону, причем обязательно точками вниз. Это будет так называемый закрытый резерв.

В процессе игры нужно выстроить цепь из плиток так, чтобы они касались друг друга частями с одинаковым количеством точек. Начать должен тот, у кого на руках окажется дубль 6-6, если такого нет, то 5-5. Может оказаться, что у участников нет камней с дублями, тогда начинает тот, у кого кость с наибольшим значением.

Кого интересует вопрос, как научиться играть в домино, следует знать такие моменты:

  • в резерве следует брать камень тогда, когда нужный отсутствует на руках;
  • если резерв отсутствует, то следует пропускать ход;
  • тур заканчивается, когда у одного участника заканчиваются на руках камни;
  • нельзя пропускать ход, брать кости в резерве, если на руках есть необходимый камень.

Ситуацию, когда у игроков есть костяшки, но совершить ход оказывается невозможно, называют «рыбой». Того, кто походил последним, именуют «рыбаком» и все очки записываются ему. Выигрывает тот участник, у кого первого закончились костяшки. В случае ситуации «рыба» подсчитываются очки и выигрывает тот, у кого меньше очков.

Игры для развития мыслительных операций.

  • «Бусы».

Цель - развитие логического мышления, осознание закономерностей.

Ребенку предлагается выложить бусы в определенной последовательности, например:

  • разложить камни по размеру от маленького к большому или наоборот;
  • выложить камни в определенной цветовой последовательности;
  • предложить составить более сложные  ряды по схеме: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки  и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.

  • «Математические башни».

Цель – овладение навыками счета, соотнесение цифры и количества предметов, развитие внимания.

Если ребенок владеет счетом и знает цифры от 1 до 10 (или от 1 до 5 для среднего возраста) – можно предложить такую игру. Напишите цифры от 1 до 10, разложите цифры, пусть малыш напротив каждой цифры положит соответствующее количество камешков.

  • «Поставь в пустую клеточку».

Цель – развитие логического мышления.

Ребенку предлагают рассмотреть заполненное поле и выбрать подходящий камень для пустой клеточки.

  • «Четвертый лишний».

Цель – развитие логического мышления, способности выделить лишний предмет по какому-либо признаку.

Ребенку предлагается убрать не подходящую по какому-либо признаку фигуру и объяснить свой выбор. Можно также обозначить камешком лишнюю картинку.

  • «Классификация».

Цель - развитие навыков классификации и обобщения.

Ребенку предлагается разложить камни на кучки. Ребенок объясняет по какому признаку он разделил камушки.

Сортировать камни можно:

  • По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и малыш будет подбирать каждой тарелке свои камешки;
  • По размеру: можно поставить  несколько коробок с указателями для различного размера  — для маленьких, средних, больших камней;
  • По форме: можно оформить  коробку,  проделав в нем несколько отверстий различного диаметра  — для овальных камней, круглых;
  • По весу: Можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах»;
  • По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» — насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.

  • «Математический диктант».

Цель - ориентировка на листе и закрепление понятий «лево – право», «верх – низ».

Педагог диктует инструкцию – дети на слух выполняют действия. Например: «Возьмите 1 красный камень и положите в центре листа. Возьмите 1 синий камень и положите слева от красного» и т.д.

  • «Сравнение».

Цель - формирование умения устанавливать простейшие связи и отличия между предметами и явлениями, способности к  простейшим обобщениям. Развитие наблюдательности.

Ребенок выбирает 2 камня. Сначала он должен объяснить – что у них общего, потом – чем они отличаются.

Игры для развития внимания и памяти.

  • «Отличия».

Цель –развитие внимания.

Ребенку показывают 2 картинки. Предлагается каждое найденное отличие на картинках отмечать камушком.

  • «Повтори».

Цель – развитие зрительной памяти.

Ребенок запоминает расположение камней. Затем их убирают и предлагают ребенку выложить камни в той же последовательности.

  • «Послушай и повтори».

Цель – развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Ребенку дают речевую инструкцию н-р.: «Положи слева красный большой камень, посередине – маленький синий, справа – маленький желтый». Повторяют инструкцию при необходимости. Ребенку необходимо выполнить инструкцию.

  • «Змейка».

Цель – развитие графомоторных навыков, произвольного внимания (концентрации и устойчивости).

Можно выложить камни на листе на некотором расстоянии друг от друга и провести сначала пальцем одной руки, не задевая камни (змейка ползет).  Затем пальцем другой руки (змейка ползет обратно). На следующем этапе ребенку дают ручку или карандаш – он должен провести дорожку для змейки, не задев камни.

Для развития внимания, сосредоточенности, регуляции поведения подойдут игры:  

  • «Вокруг стула».

Цель – развитие внимания, сосредоточенности, регуляции поведения, навыков сотрудничества.

На стул выкладываются вперемешку различные камни. Дети ходят вокруг стула, приговаривая: «Вокруг стула я хожу и свой камешек ищу». Потом ведущий говорит: «Возьми любой камень кроме….(круглого, зеленого, маленького и т.д.)». Детям нужно как можно быстрее взять подходящий камень.В роли ведущего может выступать как педагог, так и ребенок.

Игры, способствующие раскрытию внутреннего мира ребенка, развитию его фантазии, творческих способностей, стабилизации эмоционального фона.

  • «Балансирующие камни»

Цель - развитие воображения, исследовательской деятельности, мелкой моторики рук, навыков самоконтроля, терпения, снятие тревожности, агрессивности и страхов.
Задача - выстроить из плоских и гладких камушков настолько высокую башенку, насколько это возможно.

  • «Эмоции».

Цель – различение детьми эмоциональных состояний и соотнесение с настроением персонажа, развитие способности изобразить настроение через каменную картину.

Ребенку читают сказку или показывают картинки героев, проявляющих  различные эмоции. Ребенок называет эмоцию, предполагает причину данного настроения. Потом ребенку предлагают выложить «лицо» из камней с тем или иным настроением.

  • «Коллективная картина»

Данное занятие направлено на решение следующих задач:

-развивать коммуникативные навыки (умение задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению,

-воспитывать уважительное отношение к иному мнению, терпимость,

- вырабатывать необходимые действия и нормы сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- радоваться своим успехам и успехам товарищей,

- развивать умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Раскрашивание камней и составление из них изображений увлекает ребенка, завораживает и успокаивает, способствует раскрытию его внутреннего мира – мира фантазий!

Игры и упражнения для развития и активизации физической активности.

  • Перебрасывать камешек друг другу, ловить двумя руками.
  • Перебрасывать камешек друг другу, ловить поочередно правой и левой рукой.
  • Перебрасывать камешек из руки в руку.
  • Подбрасывать и ловить камешек правой рукой.
  • Подбрасывать и ловить камешек левой рукой.
  • Подбрасывать камешек правой, а ловить левой рукой.
  • Подбрасывать камешек левой, а ловить правой рукой.
  • Бросать камешек в корзинку поочередно левой и правой рукой, двумя руками.
  • Использование пальчиковой гимнастики с камнями.

Приложение 4

Выкладывание из камней контуров различных предметов (геометрические фигуры, животные, транспорт, цифры, буквы и т.д.).

     

«Математические башни»

«Дорожки»

«Заплатки»

«Каменное домино»

«Поставь в пустую клеточку»

«Четвертый лишний»

«Классификация»

«Последовательность»

«Бусы»

«Балансирующие камни»

«Коллективная картина»

C:\Users\Users\Desktop\Camera\20180214_120033.jpg

        

        

http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/03/cf/03cf9fd79280b541dc0dd8e7b48c4c6c.jpg


Я по бережку морскому похожу, похожу.
Я на камешки морские погляжу, погляжу.
Погляжу, возьму с собой, 
С моря синего — домой.
                        А. Монт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие "Чудесный домик-развивайка"

Учитывая возраст детей и их наглядно-действенное мышление, мною было разработано многофункциональное пособие "Чудесный домик-развивайка".Многофункциональность пособия состоит в том, что оно одновремен...

Дидактическое пособие "Чудесный экран"

Дидактическое пособие "Чудесный экран" позволяет наглядно продемонстрировать детям многоплановость изображения....

Презентация " Многофункциональное дидактическое пособие " Чудесная шляпа"

Презентация показывает как можно из старого головного убора сделать моивирующий детей атрибут.  Как его использовать для привлечения интереса детей к занятиям....

Игровое дидактическое пособие «ЧУДЕСНЫЙ ДОМ».

    Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальн...

Дидактическое пособие "Чудесная коробка "Говорилка"

        Данное дидактическое пособие «Чудесная коробка «Говорилка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-7 лет). В пособии представлены игр...

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудесный сад»

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудесный сад» которое можно использовать в образовательных областях (речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативном). Одна ...

Дидактическое пособие "Волшебный ларец"

В современной практике образования особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и о...