Игровое дидактическое пособие «ЧУДЕСНЫЙ ДОМ».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Портнова Ольга Ивановна

      Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер. Она пронизывает всю жизнь, является источником информации, социализации, методом обучения и воспитания.

 В дошкольной педагогике дидактическая игра, игра - пособие рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.

   Дидактические пособия имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д.

Использование в педагогическом процессе дидактических игр повышает эффективности воспитания и обучения, именно поэтому задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребёнка. Ребенок, играя, незаметно для себя решает один из нескольких элементов дидактической игры: дидактическую задачу, основной элемент дидактической игры.

      Дидактическая игра – явление многоплановое, которое может быть методом и формой обучения. Изготовленная руками педагогов, она позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.

  Мы решили создать дидактическое пособие, применение которой поможет формировать умения и навыки сразу в нескольких образовательных областях, попутно помогая в развитии сенсорных и тактильных навыков, развитии мыслительной деятельности, путем упражнений для развития мелкой моторики. Это многофункциональное пособие «Чудесный дом».

 Использовать данное пособие можно как в научно – образовательной, так и в индивидуальной работе и свободной деятельности.

      Дидактическое пособие включает в себя десяток игр, которые выполняют задачи всех образовательных областей.

      Данное пособие развивает и мотивирует интерес детей к познанию мира, приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (ФГОС), что является фундаментом формирования патриотических качеств у детей.

         Данное пособие позволяет детям сделать выбор игры, использовать материалы, которым можно найти несколько применений, стимулируют познавательную деятельность, интеллектуальное развитие, прививают любовь и уважение к малой и большой Родине.

       Представленное пособие обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

        Ценность нашего пособия не только в его многофункциональности, но и в том, что оно перспективно для дальнейшего развития, причем по любым из образовательных областей. Со временем могут добавляться новые персонажи, игровые элементы, меняться правила и ход игры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx493.49 КБ
Файл posobie_foto_s_prez.docx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ № 6 Структурное подразделение «Детский сад «Бабочка»

Игровое дидактическое пособие                   «ЧУДЕСНЫЙ ДОМ»

     

C:\Users\User\Desktop\Пособие\2016-10-21 07-36-23.JPG                                                                                     

                                                                                    Подготовили: Жарова Ж.Ю.

Кузнецова Е.Е.

Портнова О.И.

г. о. Новокуйбышевск

2016 г.

 Цель: воспитывать патриотические чувства, формирование инициативности, самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, познавательной активности детей.                                                  

Развитие речи:

-формировать умение согласовывать слова в нужном числе, роде, падеже;

-закреплять обобщающие понятия, пополнять и активизировать словарь;

-формировать правильное звукопроизношение;

-развивать связную и диалогическую речь;

-развивать умение правильно выражать свои мысли, чувства, развивать слуховое, внимание, эмоции;

-развивать слуховое внимание и фонетическое восприятие;

-формировать умение составлять рассказы, истории с сюжетом, описание того или иного предмета.              

 

 Художественно-эстетическое развитие:

- развивать сенсорное восприятие,

- формировать умение называть не только основные цвета, но и близкие к ним оттенки.

Познание:

 - расширять представление детей об окружающей действительности;

-совершенствовать внимание, наблюдательность, мышление;

-формировать умение считать, сравнивать, анализировать;

-учить ориентироваться на плоскости;

-различать и называть геометрические фигуры;

-закреплять состав числа и умение составлять простые арифметические действия и задачи.

Социально-коммуникативное развитие:

-воспитание у детей любви, привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

-формировать бережное отношение к природе и всему живому;              

-воспитывать уважение к труду.

Актуальность

     

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра-это искра, заменяющая огонёк пытливости и любознательности»

                                                                    В. А. Сухомлинский.

      Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер. Она пронизывает всю жизнь, является источником информации, социализации, методом обучения и воспитания.

 В дошкольной педагогике дидактическая игра, игра - пособие рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.

   Дидактические пособия имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д.

Использование в педагогическом процессе дидактических игр повышает эффективности воспитания и обучения, именно поэтому задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребёнка. Ребенок, играя, незаметно для себя решает один из нескольких элементов дидактической игры: дидактическую задачу, основной элемент дидактической игры.

      Дидактическая игра – явление многоплановое, которое может быть методом и формой обучения. Изготовленная руками педагогов, она позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.

  Мы, воспитатели группы «Колокольчик» решили создать дидактическое пособие, применение которой поможет формировать умения и навыки сразу в нескольких образовательных областях, попутно помогая в развитии сенсорных и тактильных навыков, развитии мыслительной деятельности, путем упражнений для развития мелкой моторики. Это многофункциональное пособие «Чудесный дом».

 Использовать данное пособие можно как в научно – образовательной, так и в индивидуальной работе и свободной деятельности.

      Дидактическое пособие включает в себя десяток игр, которые выполняют задачи всех образовательных областей:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

      Данное пособие развивает и мотивирует интерес детей к познанию мира, приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (ФГОС), что является фундаментом формирования патриотических качеств у детей.

         Данное пособие позволяет детям сделать выбор игры, использовать материалы, которым можно найти несколько применений, стимулируют познавательную деятельность, интеллектуальное развитие, прививают любовь и уважение к малой и большой Родине.

       Представленное пособие обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

        Ценность нашего пособия не только в его многофункциональности, но и в том, что оно перспективно для дальнейшего развития, причем по любым из образовательных областей. Со временем могут добавляться новые персонажи, игровые элементы, меняться правила и ход игры.

Аннотация пособия

 Данное пособие представляет собой дом, с раскладывающейся стеной, которая, одновременно, является игровым полем. Действие игры может происходить и в самом доме. Стены дома украшают съемные детали с игровыми заданиями.   Дидактическое пособие «Чудесный дом» можно использовать в совместной деятельности взрослого и ребенка, в режимных моментах; непосредственно образовательной деятельности; самостоятельной деятельности детей.

Основным дидактическим материалом являются дополнительные компоненты:

-фигуры людей («Семья»)

- вязаные цветы («Луг»)

-геометрические фигуры (Окна, двери)

-животные («Где кто живет»)

         Использование дидактического материала зависит от целей и задач, поставленных педагогом перед игрой. Количество детей определяется сложностью игровых заданий.

Ожидаемый результат

Игровое пособие обеспечивает у детей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

Ребенок:

-выбирает и группирует предметы по признакам и свойствам, называет обобщающие слова;

-различает понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», определяет место звука в слове;

-называет главный город России, знает герб, флаг, гимн России, имеет представление о родном городе, крае, стране и их достопримечательностях;

 -знает представителей животного мира – дикие животные, домашние животные, земноводные, насекомые, птицы;

-знает правила поведения в природе и соблюдает их;

-обладает развитым воображением, которое реализуется в игре, владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-развита мелкая и крупная моторика;

-проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, умеет наблюдать и экспериментировать;

-самостоятельно отбирает разнообразные сюжеты игр;

-моделирует предметно – игровую среду;

- договаривается об очередности ходов, выборе карт, схем, фишек;

-проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

   У ребенка развиты инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, любознательность. (по ФГОС)

Рекомендуемый список дидактических игр

к пособию «Чудесный дом»

- «Семья»

- «Пуговичная полянка»

- «Цветы на лужайке»

- «Звуковая гусеница» (звуковая схема)

- «Кто, где живет» (Животные: дикие, домашние)

- «Насекомые»

- «Назови и посчитай»

- «Волшебный город»

- «Опиши на ощупь» (тактильное восприятие)

- «Собери корзину» (фрукты, овощи, ягоды)

-  «Бродилки» (Игры – путешествия) – 3шт.

-........................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ

«ЧУДЕСНЫЙ ДОМ»

Дидактическая игра «Семья»

Цель: Воспитывать патриотизм, учится играть по правилам, искать оптимальное решение поставленных игровых заданий, развивать собственные коммуникативные навыки, учиться быстро реагировать на изменения ситуации.

Задачи:

-стимулировать развитие грамотной речи;

-формирование словаря по данной теме;

-учить устанавливать родственные связи между членами семьи;

-развивать мелкую моторику.

Ход игры:

     Воспитатель распределяет между детьми куклы, изображающих членов семьи.  Уточняет познание детей о роли каждого члена семьи. Дети создают и проигрывают игровые ситуации, таким образом, создавая сюжет игры. В процессе игры роли детей могут меняться, вводиться новые персонажи, переносить действия игры за пределы дома.

 "Какого человечка не стало".

Первый вариант.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного человечка. Дети открывают глаз и отгадывают, какой человечек убежал.

Второй вариант.

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования человечков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.

Дидактическая игра «Пуговичная полянка»

Цель: закрепить знание количественного и порядкового счета в пределах первого десятка, учиться считать и решать элементарные математические примеры, тренировать память.

Задачи:

- развивать умение считать до 10 в прямом и обратном порядке;

- формировать умение систематизировать и определять предметы по одному или нескольким признакам;

- развивать речь, используя в речи прилагательные и наречия.

Ход игры:

      Попросить детей найти пуговицы:

- голубые квадратные;

- синие (белые) круглые;

- красного цвета;

- круглые красные большие;

- прозрачные круглые;

- белые в форме цветов;

- круглые зеленые;

- круглые большие на ножках;

- маленькие белые, круглые.

     В ходе игры воспитатель просит посчитать, сравнить количество пуговиц, используя понятия «большие», «маленькие» и «круглые».

Дидактическая игра «Цветы на лужайке»

Цель: Развивать зрительное восприятие, сенсорные умения и способности.

Задачи:

- закрепить знание основных цветов;

- развитие пространственную ориентацию;

- научить действовать согласно предложенного алгоритма;

- закрепить представления детей о цветовом спектре;

 - использовать в речи детей качественные прилагательные.

Ход игры:

«Разложи цветочки» - Воспитатель предлагает ребёнку выложить на верхней полоске, например, два цветка определённого цвета, затем на средней полосе цветок другого цвета. Выигрывает тот, кто, выполняя задание ни разу не ошибся. 

«Радуга» - Воспитатель предлагает рассмотреть радугу, закрепляя в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Ребенок выкладывает цветы в «радужном» порядке.

«Найди пару» - Предложить детям подобрать соцветья и серединки одного цвета, помочь ориентироваться в различных цветовых оттенках и находить похожие по цвету.

Дидактическая игра «Звуковая гусеница»

Цель: Формировать умение составлять звуковую схему слова.

Задачи:

- формирование фонетико – фонематических представлений и слоговой структуры слова;

- учить анализировать свои и схемы других детей;

- развитие моторики звука.

Ход игры:

        Воспитатель называет слово, и ребёнок составляет схему слова при помощи разноцветных шаров (синий шар-согласный твёрдый звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

      Воспитатель составляет схему слова - дети подбирают слова, подходящие к звуковой схеме.

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Цель: Формировать умение классифицировать домашних и диких животных.

Задачи:

-развивать речь детей;

-учит называть и объединять в группы домашних и диких животных;

-расширять кругозор детей;

-активировать словарь по теме «Животные».

Ход игры:

     Воспитатель поручает детям классифицировать животных по месту их обитания. На одну полосу должны быть поставлены животные, которые живут около человека, на другую – дикие. По мере того, как ребенок выбирает представителей того или иного вида, он должен составить описание животного и аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Насекомые»

Цель: Научить ориентации на плоскости, определять предметы по величине и размеру.

Задачи:

- развивать логическое мышление;

-развивать речь детей;

-учит называть и определять предметы по величине и размеру;

-расширять кругозор детей;

-активировать словарь по теме «Насекомые».

Ход игры:

     Воспитатель дает детям словесные инструкции по игре, дети выполняют их.  На одну полосу (широкую) должны быть поставлены маленькие(мелкие) насекомые, на другую (узкую) - большие (крупные) и наоборот. По мере того, как ребенок выбирает то или иное насекомое, он должен составить их описание и аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Назови и посчитай»

Цель: Закрепить знание о геометрических фигурах, стать более внимательным.

Задачи:

- развивать умение классифицировать геометрические фигуры по виду и величине;

- называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол);

- формировать умение видеть геометрические фигуры в предметах окружающего мира, символических изображениях.

Ход игры:

      Предложить посчитать сколько квадратов, кругов, треугольников можно насчитать. Сравнить полученные результаты, используя понятия «больше», «меньше», «поровну».

      Попросить назвать и показать элементы геометрических фигур.

      По символическим изображениям определить название фигуры и ее характерные признаки.

Дидактическая игра «Волшебный город»

Цель: Закрепить умение видеть в форме предметов геометрические фигуры.

Задачи:

-закрепить знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник)

-учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

-называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, стороны, угла);

-формировать умение решать логические задачи на анализ и синтез предметов, составленных из геометрических фигур, закреплять их название.

Ход игры:

     Предложить найти геометрические фигуры и назвать их. Посчитать сколько квадратов, кругов, треугольников в «Волшебном городе». Сравнить полученные результаты, используя понятия «больше», «меньше», «поровну».

Дидактическая игра «Опиши на ощупь»

 (доска тактильных ощущений)

Цель: развивать тактильные ощущения и выражать их в словах, тренировать мелкую и крупную моторику, координацию движений.

Задачи:

- обогащать тактильный опыт детей через узнавание на ощупь различных материалов;

- совершенствовать мелкую моторику;

- стимулировать речевую активность в процессе совместных игр.

Ход игры:

     Воспитатель завязывает глаза ребенку и просит на ощупь определить, из чего сделан лепесток волшебного цветка. Ребенок, помимо определения материала лепестка должен развернуто описать свои тактильные ощущения (мягкий, шелковистый, шершавый, твердый и т.д.).  

Дидактическая игра «Собери корзинку»

Цель: развивать речь детей.

Задачи:

-закреплять знание детей об овощах и фруктах;

-упражнять в употреблении глаголов действия;

-закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными;

-учить составлять описательные рассказы.

Ход игры:

      Воспитатель предлагает собрать урожай фруктов и овощей, и, уточнив условия и место их хранения, разложить по разным корзинам. Те дети, кто быстрее и правильнее совершат свой выбор – победители.

Дидактическая игра «Бродилки»

Цель: Учить соблюдать правила, развивать зрительное восприятие, сенсорные умения и способности.

Задачи:

- развивать умение различать цифры считать до 10 в прямом и обратном порядке;

- развитие пространственную ориентацию;

- научить действовать согласно предложенного алгоритма.

Ход игры:

В комплект входит игровое поле с пронумерованной «дорожкой», фишки, кубики, фигурки.  В основе игры – приключенческий сюжет или квест.

Игроки по очереди бросают кубики и ходят фишками по «дорожке». Некоторые ее ячейки могут быть другого цвета, с изображением каких-либо символов. По правилам игры они могут иметь особое значение: встав на ячейку, игрок получает право на дополнительный ход, пропускает ход, прочее. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.

Используемая литература.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Сазонова С. Н. Слово за словом. Учебно-методическое пособие преодолению общего недоразвития у дошкольников. – Новокуйбышевск, 2000.
  3. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Е. Л. Агаева, В. В. Брофман и др.; Под ред. О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар. Дом печати, 1994.
  5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. – М. Просвещение, 1996.
  6. Виноградов В. Интегративный компонент // Дошкольное воспитание. -2003. -  №5.
  7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. // Журнал Психологического общества им. Л.С.Выготского М.: 2000. - №1.
  8. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей? – Н.Н.: 1992.
  9. Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения. - Н.Н.: 1999.
  10.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
  11.  Юрская Н.М. Игра ребенка. СПб., 2000.
  12.  Яковлева Ф.Д. Учимся играть. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  13.   Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2008.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие "Чудесный домик-развивайка"

Учитывая возраст детей и их наглядно-действенное мышление, мною было разработано многофункциональное пособие "Чудесный домик-развивайка".Многофункциональность пособия состоит в том, что оно одновремен...

Дидактическое пособие "Чудесный экран"

Дидактическое пособие "Чудесный экран" позволяет наглядно продемонстрировать детям многоплановость изображения....

Презентация " Многофункциональное дидактическое пособие " Чудесная шляпа"

Презентация показывает как можно из старого головного убора сделать моивирующий детей атрибут.  Как его использовать для привлечения интереса детей к занятиям....

Дидактическое пособие "Чудесная коробка "Говорилка"

        Данное дидактическое пособие «Чудесная коробка «Говорилка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-7 лет). В пособии представлены игр...

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудесный сад»

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудесный сад» которое можно использовать в образовательных областях (речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативном). Одна ...

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия "Чудесный мешочек Нюша"

Дидактическое пособие «Чудесный мешочек» — увлекательная игрушка для малышей. Ведь она не только интересна ребенку, но она помогает развивать мелкую моторику, логику, сенсорное ...

Дидактическое пособие «Чудесный ларец»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КАМНЕТЕРАПИИ...