Дидактическое пособие "Чудесная коробка "Говорилка"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна

 

          Данное дидактическое пособие «Чудесная коробка «Говорилка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-7 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у воспитанников, внимания, памяти. Пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, в индивидуальной и подгруппой работе с воспитанниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_chudesnaya_korobka.docx133.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 14 "Шатлык"                                         городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Дидактическое пособие:

«Чудесная коробка «Говорилка»

по развитию речи

с воспитанниками 4 – 7 лет

                                 Выполнил:

                                                                       Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна

                                                                          педагогический работник  высшей

                                                                   квалификационной категориии

Октябрьский, 2019 г

Аннотация.

Данное дидактическое пособие «Чудесная коробка «Говорилка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-7 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у воспитанников, внимания, памяти. Пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, в индивидуальной и подгруппой работе с воспитанниками.

Введение.

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества воспитанников, имеющих различные нарушения речи.

Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка.

Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра – прекрасное средство формирования и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

В игре воспитанник  получает возможность:

• обогащать и закреплять словарь;

• формировать грамматические категории;

• развивать связную речь;

• расширять знания об окружающем мире;

• развивать словесное творчество;

• развивать коммуникативные навыки.

Работая с такими воспитанниками, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации , снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на речевое развитие у детей. «Чудесная коробка «Говорилка» -  прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В небольшой коробке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с педагогом, затем самостоятельно. Использовать пособие можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.

Цель: развитие связной речи, совершенствование  грамматического строя  речи.

Задачи:

Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.

Формировать умение  составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам.

Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление.

Воспитывать познавательный интерес.

Расширять представления детей об окружающем мире.

Воспитать аккуратность и самостоятельность.

Основная часть.

Дидактическое пособие «Чудесная коробка «Говорилка» - настоящая сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных ООД по развитию речи дошкольников. Комплект карманов превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.

Дидактическая игра «Противоположности»

Цель: развитие умения  воспитанников  выбирать предметы с противоположными свойствами (слова-антонимы).

Задачи:

-Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.

-Развивать внимание, память.

-Расширять представления детей об окружающем мире.

Ход игры: Найди карточки с противоположными свойствами и назови их.
Пример: горячий - холодный, тяжелый - легкий

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель игры: закрепление  употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи.

Задачи:

Обогащать и активизировать словарный запас воспитанника.

Развивать внимание, память.

Расширять представления детей об окружающем мире.

Ход игры: Найди часть картинки и назови правильно то, что на ней нарисовано.
Пример: Чей хвост?  - заячий.

Дидактическая игра «Вкусное варенье»

Цель: закрепление в речи воспитанников употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Задачи:

Развивать словарный запас.

Развивать зрительное внимание и восприятие.

Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Назови, какое варенье бабушка сварила.

Пример: Бабушка сварила  яблочное варенье.

Дидактическая игра "Один, много"

Цель: закрепление  названий предметов  в единственном и множественном числе.

Задачи:Закрепить понятия "один, много."

Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.

Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Расскажи, сколько предметов  на картинке.

Пример: Один медвежонок, много медвежат.

Дидактическая игра «Кто, что ест?»

(4-6 лет)

Цель :  закрепление  знаний по темам "Дикие и домашние животные".

Задачи:создать условия для активизации словаря воспитанника по данным темам, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развивать  мелкую  моторикк рук.

Ход игры:

Средний возраст. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем предлагает  детям  покормить животных. Дети поочерёдно находят, то что едят животные  

Старший возраст.  Дети ежедневно самостоятельно ищут кто что ест и проговаривают слова. Дети читают слово на секторах круга и находят соответствующих животных.

Дидактическая игра  «Найди звук»

(5-7 лет)

Цель: создание условий для формирования представлений о звуковом составе слов

Задачи: совершенствовать умение определять местонахождение звука в слове, развивать фонематический слух, умение работать с картой, воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Ход игры: определить местонахождение заданного звука в слове и поставить бабочку на соответствующий цветок.

Дидактическая игра «Сколько слогов в слове?»

(5-7 лет)

Цель: закрепление умения воспитанников делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов, определять ударный слог.

Ход игры: воспитатель показывает воспитаннику картинки с изображением предметов, воспитанник называет слово, определяет количество слогов и  сажает зайчика в  вагон с цифрой  соответствующий количеству слогов в слове.

Загадки

(4-6 лет)

Цель: обогащение словарного запаса воспитанников .

Задачи: развивать зрительную память , мышление.

Ход игры: воспитатель читает загадку, если воспитанник отгадывает правильно, открывается картина с отгадкой

Ребусы

(6-7 лет)

Цель: развитие умения воспитанников составлять и читать слова.

Задачи: развивать зрительное внимание, мышление, воспитывать интерес к чтению .

Чистоговорки

(4-7 лет)

Цель:  закрепление умения правильно произносить трудно произносимые слова для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие , произвольное внимание, память, логическое мышление, связную речь и словарный запас.

Ход: разучивая чистоговорки с воспитанником необходимо, чтобы произношение звуков было чистым. Делать это необходимо не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорки несколько раз, выполняя при этом разные задания – тихо, громко, с различной интонацией.

Артикуляционная гимнастика.

(4-7 лет)

Цель: выроботка правильных, полноценных движений  и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения  звуков, и объединение простых  движений в сложные.

Дыхательная гимнастика

(4-7 лет)

Цель: укрепление дыхательной системы воспитанника.

Задачи: развивать дыхательную мускулатуру воспитанника, вырабатывать привычку делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Эмоции

(4-7 лет)

Цель: закрепление умения воспитанников различать различные эмоции и определять по ним  внутреннее состояние человека.

Расскажи мне сказку.

(4-7 лет)

Цель: развитие умения пересказывать и сочинять сказки, активизация словаря.

Задачи: развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения, упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль, воспитывать интерес к сказкам, стимулировать творческий и эмоциональный интеллект.

Ожидаемый результат.

С помощью данного дидактического пособия «Чудесная коробка «Говорилка» будет совершенствоваться связная речь, грамматический строй речи у воспитанников, обогащаться и активизироваться словарный запас. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления у воспитанников  об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....