Главные вкладки

    Дидактические игры. Подготовка и проведение дидактических игр.
    материал по теме

    Коваленко Валентина Сергеевна

    Памятка для воспитателей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

        1). Предметные игры – это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

        2). Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

    Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

    -  Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать

    картинки по сходству.

    -  Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

    -  Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

    - Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

    - Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

        3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа  «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

         Важное  значение имеет содержание дидактических игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

    В подготовку к проведению дидактической игры входят:

    1.  отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

    1.  установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

    1.  определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях  или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

    1.  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

    1.  определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

    1.  подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

    1.  подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

    1.  подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни,  необходимым для решения игровой задачи

    Проведение дидактических игр включает:

    1. ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания  и преставления детей о них);

    1. объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

    1. показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

    1. определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью;

    1. дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    1. подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

     Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

    Конспект проведения дидактической игры «Плывет, плывет кораблик» для детей второго года жизни

    Программное содержание: - развитие эмоциональной сферы; - сенсорное развитие;- формирование речи, мышления, внимания, памяти;- приобретение необходимых умений и навыков в бытовой и игр...

    Методическая разработка проведения дидактической игры "Навигатор" на закрепление навыков осознанного безопасного поведения на улице

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших потребностей человечества. Формирование навыков осознанного безопасного поведения необходимо начинать еще с дошкольного возраста....

    Конспект проведения дидактической игры «Знаю все профессии» (возраст детей – 4-5 лет)

    Организация детей на игру и создание игрового пространства...

    Конспект проведения дидактической игры «Знаю все профессии» (возраст детей – 4-5 лет)

    Организация детей на игру и создание игрового пространства.Мотивация детей на игру и предъявление инструкции...

    Дидактическая игра "Сколько капелек упало?" . Дидактическая игра "Найди улитке домик"

    Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуал...