Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА
статья по коррекционной педагогике
У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыкального руководителя.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА
У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыканта.
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На дополнительных музыкальных занятиях так же как и на основных, дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать ее на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На дополнительных занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, играют на музыкальных инструментах, осваивают игры с музыкальным сопровождением, исполняют не сложные танцевальные движения, адаптированные под детей с нарушениями ОДА.
В своей работе я успешно применяю музыкально-коррекционные занятия, которые в системе комплексного метода работы с детьми с нарушением ОДА занимают особое место, т. к. объединяют психотерапевтические, музыкально – коррекционные, обучающие и общевоспитательные задачи. Музыкально-коррекционное занятие - это специальное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Организация движений, слова с помощью музыкального ритма развивают у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствуют формированию целенаправленной деятельности.
Задачи которые я ставлю при проведении музыкально-коррекционных занятий представлены на слайде
Как говорил Б.Т. Лихачев «Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности»
В основе продуктивных музыкально-коррекционных занятий лежит взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя. Учитель-логопед дает детям знания, а музыкальный руководитель их закрепляет на своих занятиях. Благодаря этому музыка в сочетании с наглядными и игровыми приемами позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с нарушением ОДА.
Каждое дополнительное занятие должно приносить ребенку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Именно поэтому свои дополнительные занятия провожу в увлекательной игровой форме с чередованием упражнений, требующих активности, со спокойными упражнениями и заданиями;
Создаю игровую ситуацию, которая развивает интерес у детей и вызывает желание играть, принимать активное участие в занятии. Для этого на дополнительных занятиях использую необходимые атрибуты, костюмы, различные предметы, интересные персонажи.
Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу
В целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе
Это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Движения и фигуры в танцах очень просты, доступны в исполнения. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание.
При построение музыкально-коррекционных занятий я учитываю ряд необходимых условий, представленные на слайде:
Важно отметить, что музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением.
Музыкально-коррекционные занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть – разминка, включающая в себя разминку в виде распевок и несложных ритмических движений.
Основная часть – состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально-ритмических движений, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей.
Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекции пения с движениями.
Здесь же используется игра на ДМИ, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.
Заключительная часть включает в себя спокойные музыкально-ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.
Все виды музыкальной деятельности, используемые мною в образовательном процессе с детьми ОДА, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания - восприятия музыки у детей развивается внимание память, мышление, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
В процессе певческой деятельности у детей с ОДА развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция; развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).
Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике развития воспитанников с нарушение ОДА: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/12/picture-478967-1542040669.jpg)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-994355-1515740662.jpg)
Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".
В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-1014929-1519360619.jpg)
Инновационные подходы к музыкальным занятиям с детьми ОВЗ
Использование инновационных методов и приемов как условие эффективного усвоения задач музыкального воспитания детьми с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-1087295-1543415241.jpg)
Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии
....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-54710-1413912271.jpg)
"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"
Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365419-1386745111.jpg)
Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей воспитанника с нарушением речи
Традиционные и новые формы работы с семьей воспитанника, имеющего речевые нарушения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-1186476-1574768840.jpg)
Консультация для родителей: ЧЕШКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ ЧЕШКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ Каждый из нас, наверное, помнит, когда ходили в детский сад, на занятия музыкой приходилось надевать чешки. Как ни удивительно, это правило действует и с
ЧЕШКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ Каждый из нас, наверное, помнит, когда ходили в детский с...