Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА
статья по коррекционной педагогике

глазырина татьяна викторовна

У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыкального руководителя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА

У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыканта.

  Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На дополнительных музыкальных занятиях так же как и на основных, дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать ее на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На дополнительных занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, играют на музыкальных инструментах, осваивают игры с музыкальным сопровождением, исполняют не сложные танцевальные движения, адаптированные под детей с нарушениями ОДА.

   В своей работе я успешно применяю музыкально-коррекционные занятия, которые в системе комплексного метода работы с детьми с нарушением ОДА занимают особое место, т. к. объединяют психотерапевтические, музыкально – коррекционные, обучающие и общевоспитательные задачи. Музыкально-коррекционное занятие - это специальное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Организация движений, слова с помощью музыкального ритма развивают у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствуют формированию целенаправленной деятельности.

  Задачи которые я ставлю при проведении музыкально-коррекционных занятий представлены на слайде

   Как говорил Б.Т. Лихачев   «Организация  положительной  эмоциональной  обстановки создает   благоприятный  климат, способствует развитию  эмоционально - волевой  сферы  детей, вызывает у них чувство  удовольствия  и побуждает к общению, формируя  интересы  и потребности»

                                                                                                         

  В основе продуктивных музыкально-коррекционных занятий лежит взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.  Учитель-логопед дает детям знания, а музыкальный руководитель их закрепляет на своих занятиях. Благодаря этому музыка  в сочетании с наглядными и игровыми приемами позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с нарушением ОДА.  

  Каждое дополнительное занятие должно приносить ребенку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Именно поэтому свои дополнительные занятия провожу в увлекательной игровой форме с чередованием упражнений, требующих активности, со спокойными упражнениями и заданиями;

  Создаю игровую ситуацию, которая развивает интерес у детей и вызывает желание играть, принимать активное участие в занятии. Для этого на дополнительных занятиях использую необходимые атрибуты, костюмы, различные предметы, интересные персонажи.

  Коммуникативные  танцы  построены  в  основном  на жестах и  движениях, которые  в  житейском  обиходе  выражают  дружелюбие, открытое отношение  людей друг к другу

  В целом  они  производят  положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует  развитию доброжелательных отношений между  детьми  и нормализации  социального  климата  в группе, в детском коллективе

  Это танцы  с несложными  движениями, включающие  элементы невербального  общения, смену партнеров, игровые  задания. Движения и фигуры в танцах очень просты, доступны в исполнения. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание.

  При построение музыкально-коррекционных занятий  я учитываю ряд необходимых условий, представленные на слайде:

Важно отметить, что музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением.

Музыкально-коррекционные занятия имеют следующую структуру:

  Вводная часть – разминка, включающая в себя разминку в виде распевок и несложных ритмических движений.

  Основная часть – состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально-ритмических движений, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей.

  Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекции пения с движениями.

  Здесь же используется игра на ДМИ, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.

   Заключительная часть включает в себя спокойные музыкально-ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия. 

Все виды музыкальной деятельности, используемые мною в образовательном процессе с детьми ОДА, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания - восприятия музыки у детей развивается внимание память, мышление, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

  В процессе певческой деятельности у детей с ОДА развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция; развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).

  Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике развития воспитанников с нарушение ОДА: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....

Инновационные подходы к музыкальным занятиям с детьми ОВЗ

Использование инновационных методов и приемов как условие эффективного усвоения задач музыкального воспитания детьми с ОВЗ....

"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"

Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....

Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей воспитанника с нарушением речи

Традиционные и новые формы работы с семьей воспитанника, имеющего речевые нарушения....