ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Симонова Ольга Викторовна

Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

При внедрении комплексно-тематической модели построения образовательного процесса в ДОУ дети с хорошей речью имеют ряд преимуществ перед детьми с речевыми нарушениями, потому как дети-логопаты менее полно и адекватно понимают речь взрослых и других детей; менее часто выбираются другими детьми как партнеры для совместной деятельности; имеют меньше речевых возможностей самим вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками для получения нужной информации.

Как следствие, у детей с плохой речью знания, полученные в результате совместной деятельности, являются менее системными и полными, нежели у сверстников без речевых нарушений. Все это может привести к снижению детской самооценки, неуверенности, возможной неуспешности в будущем. В то же время Программа ДОУ должна обеспечить

равные стартовые возможности для последующего обучения всем детям. Решение этой проблемы мы видим в более активной позиции логопеда дошкольного учреждения.

В результате нами был разработан и готовится к внедрению проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ». Целью проекта является повышение компетентности родителей младших и средних возрастных групп в вопросах речевого развития дошкольников через построение логообразовательной среды в ДОУ. Организованная нами для родителей логообразовательная среда имеет профилактическую направленность и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями. Среда включает в себя:

- Элективные речевые курсы для родителей, или курсы по выбору. Каждый родитель ДОУ имеет возможность выбрать свой курс из предложенных практикумов: «Вместе мы играем – маме подражаем» (развитие речевого дыхания и просодики). «Тренируем пальчики и язычок» (развитие мелкой и артикуляционной моторики). «Учим новые слова» (развитие лексической стороны речи). «Учимся говорить правильно» (развитие грамматического строя речи). «Игры со звуками» (развитие фонематической стороны речи).

- Возможность получения родителями разнообразного практического материала. В распоряжении родителей «Лекотека» – подборка речевых игр, которые родители могут взять из логопедического кабинета и позаниматься с ребенком дома.

Наиболее интересной для родителей является картотека памяток-стикеров «Игры на холодильнике». Данные памятки с игровыми упражнениями для развития речи разработаны к каждому практикуму. Маленькие, удобные карточки, не занимающие много места (их легко можно разместить на холодильнике), будут находиться постоянно в поле зрения родителей, на-

поминая о необходимости речевых упражнений с ребенком.

Используя возможности компьютерных технологий, родителям предлагаются  видеопрезентации с систематизированным дидактическим материалом по темам практикумов. Кроме этого, родители могут получить видеоконсультацию по развитию у детей фонематических представлений. Взаимообучение родителей через организацию службы родителей-консультантов. Звание консультантов получают родители, посетившие практикумы и являющиеся проводниками знаний для других родителей.

- Регулярную смену содержания специального информационного стенда для родителей «Уголок родительского университета» (анонсы новых игр, видеопрезентаций, списки родителей-консультантов и др.)

В результате, активизирующая логосреда и активная позиция части родителей позволит повысить общую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и, как следствие, уменьшить количество детей с речевыми нарушениями.

Другим направлением нашей деятельности станет работа с детским портфолио. Программа портфолио дошкольника под названием «Книжка про меня» была разработана педагогами ДОУ. Проекты своих страничек портфолио разработали и начали внедрять специалисты детского сада, в том числе и логопеды. Логопедические странички способствовали повышению детской самооценки и, как следствие, более активному включению ребенка в общение со сверстниками.

На логопедических страничках мы предлагаем ребенку рассказать о своих достижениях в овладении трудными звуками. Названия страниц отражают важность достигнутых результатов («Трудный звук, ты наш друг», «Этот непокорный звук…» и другие). Логопедическая страничка может содержать одну из самых интересных, на взгляд ребенка, творческих домашних работ; разгаданный кроссворд или придуманные стихи и чистоговорки; буквы, которые ребенок научился правильно читать и др.

Итогом работы с логопедическими страничками портфолио будет являться праздник Правильной речи, который традиционно будет проводиться в конце года в подготовительной группе. На празднике дети будут делать презентации своих логопедических страничек, выученных стихов и чистоговорок, учувствовать в конкурсах, например, «Лучший скороговорщик».

Научиться правильно произносить звуки и употреблять их в своей самостоятельной речи для маленького шести-семилетнего человечка – немалое достижение. Рассказывая своим портфолио о том, чего он не умел, но достиг, ребенок укрепляет веру в свои силы, в свои возможности.

Таким образом, реализация данных направлений деятельности будет способствовать созданию условий, обеспечивающих благополучие и разностороннее развитие каждого ребенка-дошкольника с учетом его индивидуальных речевых особенностей, позволила нам осуществлять свою работу в диалоге с детьми и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен опыт по организации совместной деятельности дефектолога и родителей детей с ОВЗ....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они станов...

"Использование малых форм русского народного фольклора в коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В данном материале приводится краткое описание малых фольклорных форм русского устного творчества, а также их значение в развитии речи дошкольников....

Доклад "Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)"

Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)...