СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
статья по теме

В статье представлен опыт по организации совместной деятельности дефектолога и родителей детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnaya_deyatelnost_dou_i_semi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Домашенко Елена Николаевна

Учитель-дефектолог I квалификационной категории

МДОУ – ЦРР детский сад №23 «Алёнушка»

        В настоящее время в силу ряда причин наблюдается рост числа детей с различными отклонениями в развитии, значительную долю составляют дети с нарушением когнитивной сферы, что выражается в замедленной скорости приёма сенсорной информации, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности представлений об окружающем, слабости таких психических процессов, как внимание, мышление, память. У некоторых детей отмечается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольной регуляции поведения. В связи с этим активно развивается система комплексного сопровождения развития ребёнка в образовательном процессе.

        Для достижения положительного результата в обучении и воспитании ребёнка с проблемами в развитии важно правильно организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса, то есть педагогов, ребёнка, родителей.

В последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. В Законе РФ "Об образовании" прописано, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [п.1 ст. 18]

Это мнение приобретает особое значение в ситуации с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии. Такие дети с раннего возраста нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, в которой растет особенный ребенок, испытывает  трудности и сама нуждается в поддержке. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его.

Дошкольное образовательное учреждение является общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, и, следовательно, имеющим возможность оказывать определенное влияние на семьи воспитанников. Опираясь на опыт работы с родителями, можно сделать вывод, что это наиболее сложная часть организационно - деятельностного компонента.

Приводя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы его не только готовили к школьному обучению, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли потенциальные способности. А это не всегда возможно в полной мере с ребёнком имеющим задержку в развитии. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Вовлекая семью ребенка в педагогический процесс, мы

- оказываем психологическую поддержку родителям;

- повышаем уровень их педагогической культуры;

- изучаем и обобщаем опыт семейного воспитания с целью создания преемственности между семьей ребенка и педагогическим коллективом в методах воспитания, обучения и развития.

В большинстве случаев бывает нелегко добиться поддержки, понимания  родителей. Как показывает опыт, семьи детей с особенностями развития часто просто не замечают, проблем своего ребёнка, считая, что он ещё недостаточно вырос и  особенности его поведения изменятся с возрастом. А тем не менее, чем раньше психолого - педагогическая коррекция будет начата, тем эффективней будет ее воздействие.

В своей практике мы используем следующие формы привлечения родителей к коррекционной работе:

- родительские собрания, на которых специалисты помогают мамам и папам повысить уровень своих знаний и представлений о проблемах собственных детей;

- консультации (как групповые, так и индивидуальные);(приходят родители, которых тревожат некоторые поведенческие особенности ребенка, их внимание, успеваемость…)

- обучение родителей приемам и методам воспитания  в соответствии с задачами развития ребенка, участие в реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы;

- открытое индивидуальное занятие - показ для мамы или папы ребёнка;

- привлечение родителей к участию в занятии не в качестве стороннего наблюдателя, а непосредственного участника, действующего лица. Особенно эффективна эта форма работы с детьми раннего возраста, когда ребёнок плохо идёт на контакт. В родителях же ребёнок видит пример для подражания, относится к их деятельности более внимательно. В таком случае мы вовлекаем родителей в развивающие игры, упражнения, учим правильно объяснять, показывать и играть с детьми в домашних условиях. Раскрываем родителям конкретную задачу каждого занятия, корригируем характер общения и взаимодействия с ребенком, обучаем умению наблюдать за его поведением и реакциями в разных ситуациях.

        Привлечение родителей к занятию в качестве непосредственного его участника практикуется нами с семьями детей, посещающих Отделение диагностики, коррекции и консультирования.

Родителям в процессе таких занятий самим становится очень интересно, они с удовольствием ползают с детьми, катают мячики, собирают кубики, пирамидки, обыгрывают с куклами сюжеты из жизни и т.д.

Примеры из опыта работы:

1. Мама приводит на занятие ребёнка трёх лет. Ребенок демонстрирует полный негативизм, заплакал, на игрушки сначала не обращает внимания, затем  бросает их на пол. Я приглашаю маму к игровому столу и предлагаю ей поиграть со мной. Ребёнок удивлён, он присматривается и постепенно включается в игру, при этом сам показывает маме, как нужно собирать матрёшку. Моя задача здесь направлять  игру в нужное русло, чтобы у ребёнка в процессе игры формировалось и развивалось познание.

2. Приходит девочка 3,5 года с бабушкой. Войдя в кабинет, она прижимается к бабушке, улыбается, но общаться со мной не собирается. На первом занятии я показываю бабушке, как провести дома обучающую игру. Во время второго занятия ребёнок уже показывает мне, как он играл с бабушкой. На последующих занятиях девочка сама вовлекает бабушку в игру, присматривается к её действиям, пытается ей подражать, что-то говорит, хотя до этого был речевой негативизм. Уже на шестом занятии, бабушка в полном восторге рассказывает, как внучка дома приобщает к развивающим играм членов семьи, показывает свои знания, учит их).

Проводя комплексную диагностику детей, мы часто рекомендуем индивидуальные занятия со специалистами на базе нашего учреждения. Однако возникла проблема оказания помощи детям из отдалённых районов, которые не имеют возможности систематически посещать занятия. Специалистами Отделения была разработана консультативно- заочная форма обучения и развития ребёнка. Эта форма включает в себя:

- обучение родителей приёмам и методам развития познавательной сферы и речи ребёнка (обучающие занятия, рекомендация специальной литературы и  инструкция по работе с ней);

- с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка,

разрабатывается  цикл занятий для проведения  в домашних условиях;

- с целью активизации работы родителей, для фиксации заданий, способов и оценки их выполнения предлагается, разработанная специалистами Отделения «Настольная книга заботливых родителей».  Это дневник для родителей, в котором они записывают  задания, оценивают, насколько правильно оно было выполнено, фиксируют возникшие вопросы и трудности для получения в дальнейшем помощи специалиста.

        Консультативно-заочная форма позволяет охватить коррекционной работой детей, по тем или иным причинам не имеющих возможности посещать занятия.


В результате совместной работы педагогов и родителей дети становятся более внимательны, начинают проявлять живой интерес к различным видам деятельности, постепенно включаются в подгрупповые и групповые занятия и, впоследствии, становятся более самостоятельны и активны.


Педагоги и родители являются самыми заинтересованными участниками педагогического процесса. Правильное построение отношений между специалистами и родителями будет способствовать реализации главной задачи специальной педагогики – достижению ребёнком с особыми образовательными потребностями максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....

Социализация детей с особыми образовательными потребностями через организацию совместных игр.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии ...

План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»

План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"

Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА " Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями"

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ...

Публикация в журнале Дошкольник. РФ Тема: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы.Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью воспр...