Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
статья по логопедии на тему

Янченко Вера Александровна

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, эмоционального, психического и речевого развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_noyabr_2017_-_2_.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, эмоционального, психического и речевого развития ребёнка.

К таким новым инновационным технологиям относятся:

  • Информационно-компьютерные технологии
  • Песочная терапия
  • Су-Джок терапия
  • Дидактический синквейн
  • Кинезитеропия 

Компьютерные технологии в логопедии

Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютерные технологии. В своей работе мы используем интерактивные игры  развивающего интернет – портала «Мерсибо». Авторы  указывают, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.

В компьютерной технологии «Мерсибо» представлены упражнения для работы по  развитию фонематического слуха,  общей и мелкой моторики,  связной речи, обучению чтению, автоматизации звуков, тренировки памяти, логики и мышления.

Применение компьютеризированных заданий поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.

Песочная терапия

Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

С 2014 года мы начали активно использовать приемы Су -джок терапии. 

Это массаж специальными шариками Су-джок, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его.

Цель применения данной технологии- это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Дидактический синквейн

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического  синквейна.

Применение данной  технологии  помогает  создать  условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.  Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными  областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.  В дидактическом  синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово)

Пример синквейна по теме «Перелётные птицы. Ласточка»:

  1. Ласточка.
  2. Красивая, перелётная.
  3. Летает, поёт, вьёт.
  4. Ласточка прилетает весной.
  5. Весна.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра, в ходе которой у них расширяется и уточняется  словарный запас, формируется  речемыслительная деятельность, что не мало важно при   подготовке дошкольника к успешному обучению в школе.

Кинезитерапия

С этого учебного года мы начали апробацию новой технологии – кинезитерапия.

Кинетическая чувствительность является главной для становления межсенсорных связей: зрительно-двигательных, зрительно-моторных и слухо-моторных,  речедвигательных.

Простые движения способствуют снятию напряжения не только с рук, но и с губ, снижают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает неловкость движений. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные изменения в организме: совершенствуется и  координируется роль нервной системы; синхронизируется работа полушарий головного мозга.

 В своей работе мы применяем  упражнения А.Л. Сиротюк:  «Колечко»,  «Кулак-ребро-кулак»,  «Лягушка»,  «Зеркальное рисование».

1. «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

2. «Лягушки» - положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Все вышеперечисленные технологии способствуют повышению качества образования, обучения и воспитания, укреплению и сохранению здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

"Использование малых форм русского народного фольклора в коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В данном материале приводится краткое описание малых фольклорных форм русского устного творчества, а также их значение в развитии речи дошкольников....

Моторный тренинг как одна из форм эффективных практик в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Моторный  тренинг –  игровая форма организации моторного  праксиса  путем  системного  воздействия  на  общую, мелкую  и  артикуляционную  ...