Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
материал по логопедии на тему

Боженкова Светлана Васильевна

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия с хорошо видящими детьми, при которых сужается сфера для развития двигательно-моторной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы учителя-логопеда

при коррекции речевых нарушений у дошкольников

с нарушениями зрения  в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия с хорошо видящими детьми, при которых сужается сфера для развития двигательно-моторной активности.

Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.

Овладение фонетической (произносительной) стороной речи совершается на основе подражания. Формирование речедвигательных образов, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает, так как ребёнок не может видеть артикуляторные движения окружающих его людей. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что  у детей с нарушенным зрением проблемы со звукопроизношением встречаются в 2 раза чаще, чем у хорошо видящих детей.

Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания, что приводит  к формальному усвоению знаний и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Таким образом, зрительная патология отрицательно влияет на доречевое и речевое развитие ребёнка с нарушениями зрения.

Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей  протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения  чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Работа логопеда с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

- Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

-    Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;

-   Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;

-    Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

-    Условия для полного и точного восприятия       демонстрируемого объекта:

  • выбор адекватного фона;
  • выбор оптимального цвета;
  • постоянное использование указки для уточнения;
  • ребенок с окклюзией находится при показе у доски со     стороны открытого глаза;
  • · педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
  • · непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).

При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:

  • · обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
  • · развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);
  • · развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);
  • стимуляция зрительно-познавательной активности;
  • · включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
  • · развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится также звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложение – слово – слог – звук). Однако эта работа имеет ярко выраженную  коррекционную направленность. Дети не только учатся чтению и письму, но и в процессе бесед, наблюдений, экскурсий получают «живые»  впечатления об окружающей действительности, обогащающие их словарь и речь в целом.

Важной частью работы логопеда является подготовка детей к обучению грамоте, включающая следующие задачи:

  • развитие интереса к занятиям;
  • · уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи;
  • · исправление недостатков слухового  восприятия, воспитание фонематического слуха;
  • · укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков;
  • · развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
  • координация мелких мышц кисти руки.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят  к анализу речи. Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано  с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга.

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения мышц артикуляционного аппарата, исправление произношения, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов, заучивание стихотворений на определенный звук создают основу для преодоления нарушения речи.

Работа с детьми по развитию  зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.

На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева.

Во многих пособиях по автоматизации звуков картинки  расположены рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать нужную картинку, показывает ее указкой.

Для подготовки к обучению грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают».

Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

В результате проводимой работы  удаётся устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

Оборудование кабинета и адаптация пособий к группам зрительной нагрузки является неотъемлемой частью комплексного воздействия на развитие речи у детей с нарушениями зрения.

Весь используемый в работе дидактический материал адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушениями зрения.

Благодаря комплексному воздействию на развитие речи дошкольников с нарушениями зрения, отмечается положительная динамика в коррекции речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.

Окружающая среда оказывает огром­ное влияние на развитие дошкольни­ка.Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом раз­витии, большая часть информации, посту­пающей из окружающей его среды, являет­ся нед...

Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.

Развивающая предметно-пространственная  среда в группе  компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы...

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация :  Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...