Программа психолого – педагогического сопровождения для детей дошкольного возраста с нарушениями развития
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Вальтер Татьяна Викторовна

программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_s_ovz.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  

детский сад  «Радуга» с. Мамонтово

                                                                                                          Утверждаю:

                                                                                                          Заведующий МБДОУ

                                                                                                          детский сад «Радуга»

                                                                                                           _________О.Н.Жигальцова

                                                                                                           Приказ № _________

                                                                                                    от «__» _____________  20__г.

 

 Программа

психолого – педагогического

сопровождения для детей дошкольного возраста с нарушениями развития

 на

2020-2021год

                       

с. Мамонтово   2019г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6 части 1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377), СанПиН 2.4.1.3049-13. п.12.15.

                        1.Общие сведения

ФИО ребенка

Возраст

Шесть лет

Группа

Кратковременного пребывания детей

ФИО родителей

ФИО педагога (куратора)

ФИО специалистов сопровождения должность

Заключения и рекомендации ПМПК

Форма обучения

Группа кратковременного пребывания детей с ОВЗ

Срок реализации программы сопровождения

Наличие инвалидности

Да

            2.Заключение и рекомендации ПМПк образовательной организации

                          2.1. Основные особенности воспитанника

                               (на основании обследования специалистов)  

Характер деятельности

Игровая деятельность частично сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны, соответствуют узкому общению ребенка с окружающим миром.

Особенности речи

Речь окружающих понимает в пределах возрастной нормы. Наблюдается расширение словарного запаса. Диалогическая и монологическая речь сформована в соответствии с возрастом.

Особенности мышления

Навыки обобщения и классификации сформированы, при сравнении и обобщении самостоятельно выделяет и обобщает по существенным признакам.  

Особенности моторного развития и графических навыков

Нарушение координации движений (в связи с заболеванием). Недостаточная согласованность действия рук.

Особенности поведения, общения

Владеет правилами поведения, взрослых не боится, но на контакт идет избирательно, по настроению; стремления к общению с    детьми не проявляет, вспышек агрессии не наблюдалось.

Другое

Внимание неустойчивое. Иногда ребенок может внимательно выслушать инструкцию, активно принять задачу, но к концу занятия уже наблюдается снижение устойчивости и концентрации внимания.

Объём слухоречевой и зрительной памяти соответствует возрастной норме.  Доминирующий вид памяти — зрительная. Восприятие устойчивое. Ребенок знает все цвета и оттенки, фигуры знает и соотносит

                2.2. Трудности формирования учебных навыков по предметам

                    (по результатам освоения ребенком учебных дисциплин)

     

ФЭМП

Сформированы знания о цвете, форме, величине предмета. Геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал) знает и соотносит, называет.  Знает понятия: вверх, вниз, вперед, назад, справа, слева; слева вверху, слева внизу.                                                                            

Продуктивная деятельность.

Труд.

Навыки рисования и лепки частично сформированы. Антон стал лучше делать штриховку, нажим на карандаш при выполнении заданий - средний. Работа с пластилином иногда вызывает затруднения: ребенок не всегда может самостоятельно скатать шар из пластилина. Трудовые навыки частично сформированы.

Окружающий мир

Имеет представления об окружающем мире, социуме и быте.  

Ребенку доступны классификации предметов, обобщает понятия. Нужно отметить, что операции обобщения, исключения, сравнения понятий Антон выполняет легко.

Другое

Работоспособность ребенка не стабильная. Иногда отмечается утомляемость при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке.

       

2.3. Создание специальных образовательных условий.

     Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Педагог - психолог

Развитие общей и мелкой моторики, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальная

2 раза в неделю по 30 минут

Учитель - логопед

Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи.

Индивидуальная

2 раза в неделю по 30 минут

Воспитатель

Обеспечение максимально полной  социальной адаптации

Индивидуальная

5 раз в неделю

2 занятия по 30 минут

                  Специальные условия, необходимые для обучения

Временной режим

Обучение проходит 5 раз в неделю с 9.00. до 12.00.по гибкому режиму с учетом физического и психо – эмоционального состояния ребенка.

Организация пространства кабинета /ОО

НОД проводится индивидуально в специально оборудованном кабинете.

Организация рабочего места

Модульный детский стол с внутренней овальной врезкой для расположения рук, обычный детский стул. Мебель регулируется в соответствии с ростом ребенка. Освещение с учетом требований СанПиН.

Технические средства обучения

Нуждается.

Вспомогательные средства

Не имеются.

Специальный дидактический, методический материал

В малом количестве имеется дидактический материал.

Форма и условия оценки достижений

Достижения фиксируются в заключениях специалистов, которые в дальнейшем обсуждаются на ПМПк нашего ДОУ с целью коррекции программы психолого – медико – педагогического сопровождения.

3.Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Совместная работа логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком образовательной программы и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 

1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

                4.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Образовательный компонент

Этапы маршрута, примерные сроки освоения

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционно-развивающей работы

Ответственный

1. Начальный

Цель: формирование предпосылок для успешного освоения ребенком ИОМ

Задачи:

  • коррекция нарушений развития высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка;
  • развитие коммуникативной компетентности ребенка и его социализация.

  • коррекция речевых нарушений на индивидуальных занятиях;
  • коррекция нарушений развития внимания, памяти и мышления, развитие эмоционально-волевой сферы ребенка на индивидуальных занятиях с педагогом-психологом;
  • развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы ребенка через использование дидактических игр, театрализованной деятельности;
  • повышение коммуникативной компетентности ребенка и его социализация в детском коллективе в процессе занятий с психологом, в непосредственно образовательной и игровой деятельности.

учитель-логопед

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатель

педагог-психолог

воспитатель

педагог-психолог

воспитатель

2. Основной

Цель:  коррекция задержки психического развития и освоение ИОМ

Задачи:

  • дальнейшая коррекция нарушений развития высших психических функций;
  • дальнейшее развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка;
  • постепенное усвоение содержания образовательной программы ОУ
  • дальнейшая работа по коррекции нарушений развития речи, внимания, памяти и мышления, развития эмоционально-волевой сферы личности, развития коммуникативной компетентности ребенка.
  • адаптация содержания образовательной программы ОУ для данного возраста с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка;
  • постепенное усвоение содержания образовательной программы ОУ в индивидуальных занятиях с психологом;
  • постепенное адаптивное усвоение содержания образовательной программы ОУ путем подбора воспитателем посильных заданий в процессе НОД, повторением и закреплением пройденного индивидуально в свободной деятельности

педагог-психолог

учитель-логопед

воспитатель

педагог-психолог

учитель-логопед

воспитатель

педагог-психолог

воспитатель

3. Завершающий

(1 неделя)

Цель: оценка актуального уровня развития ребенка и эффективности коррекционно-развивающей работы в рамках ИОМ

Задачи:

  • диагностика психического развития ребенка
  • педагогическая диагностика для определения уровня освоения ребенком образовательной программы ОУ
  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы в рамках ИОМ
  • проведение итоговой диагностики развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков с целью определения актуального состояния развития ребенка;
  • проведение итоговой диагностики уровня освоения образовательных областей воспитательно-образовательной программы ОУ;
  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы в рамках ИОМ на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой психологической и педагогической диагностики.

педагог-психолог

учитель-логопед

воспитатель

педагог-психолог

1. Организация непосредственно образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13.

2. Ежедневно проводится занятия согласно плану специалистов.

3. Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей.  

Определенная часть образовательной деятельности осуществляется в процессе режимных моментов, например, наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира на прогулке.  Ежедневно отводится время для чтения художественной литературы.

5.План коррекционной работы

План воспитателя группы кратковременного пребывания детей

Направление

Срок             исполнения

Ожидаемый результат

Фактический результат

1

Исходно-диагностическая     работа :                                   1.Сбор анамнестических      данных по средствам   изучения  медицинской и  педагогической  документации       2.Проведение диагностики  (знаний, умений и навыков)  3.Анализ результатов             совместно с родителями            

1- 2неделя  

сентябрь 2020г.

Определения характера уровня нарушений познавательной  деятельности

Составлена индивидуальная адаптированная программа

2

Формирование                        элементарных математических представлений :             1.Коррекционные занятия.     2.Совместные занятие с        родителями.                           3. Работа с родителями по их запросу.                    

Сентябрь - май     2020-2021г.

 Владеет навыками счета до 10, отсчитывает по заданной мере, обозначает число цифрой, называет цифры от 1 до 10.

 Знает количественный состав числа из единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших, различает количественный и порядковый счет.

  Соотносит количество предметов с цифрой.

 Владеет умением увеличивать и уменьшать число на единицу. Составляет и решает задачи на сложение и вычитание, пользуется арифметическими знаками действий.

 Измеряет длину предметов с помощью условной мерки.

 Узнает и называет геометрические фигуры, их величину: круг,

квадрат, треугольник, прямоугольники.

 Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Называет текущий месяц, последовательность дней недели, времена года (месяцы по временам года).

Ребенок, в полной мере овладевший элементарными представлениями о признаках предметов, количестве и числе, выполняет простейшие счетные операции, решает арифметические задачи, ориентируется во времени и

пространстве.

Овладел средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3.

Конструирование:

1.Коррекционные занятия.     2.Совместные занятие с        родителями.                           3. Работа с родителями по их запросу.                    

Сентябрь - май     2020-2021г.

  Готовит рабочее место к выполнению того или иного задания в соответствии с определенными условиями деятельности — на столе или на ковре.

 Различает конструкторы разного вида и назначения.

  Создает по просьбе взрослого предметные и сюжетные конструкции, выполняемые детьми в течение года.

 Создает постройки по образцу, представлению, памяти, речевой

инструкции (из 6 — 7 элементов).

  Выполняет постройки по предварительному замыслу.

 Участвует в выполнении коллективных построек.

 Рассказывает о последовательности выполнения работы.

Дает оценку своим работам и работам сверстников.

4.

Развитие речи:

1.Коррекционные занятия.     2.Совместные занятие с родителями.                           3. Работа с родителями по их запросу.                    

Сентябрь - май     2020-2021г.

Выражает свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых     высказываниях.

 Пользуется в повседневном общении фразовой речью. Употребляет в речи названия предметов и детенышей животных с

использованием уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Понимает и использует в активной речи предлоги: в, на, под, за, перед, около, у, из, между.  Использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе.

 Использует в речи глаголы настоящего и прошедшего времени.

 Строит фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех – четырех предложений.

 Читает наизусть 2 - 3 стихотворения.

Отвечает на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечисляет ее основных персонажей.

  Знает 1 - 2 считалки, умеет завершить потешку или поговорку.

 Планирует в речи свои ближайшие действия.

5.

Окружающий мир.

 1.Коррекционные занятия.  

 2.Экскурсии.                           3.Набдюдения.                       4. Работа с родителями по их запросу.                    

Сентябрь – май

2020-2021г.

Называет  всех членов своей семьи, знать их имена.

Находит на фотографии близкого человека (выбор из пяти).

Называет имя друга или подруги.

Рассказывает  о содержании  деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец.

Имеет представления о повседневном труде взрослых.

Выделяет отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи,

фрукты.

Называет функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни.

 Называет изученные группы животных, показывает основные части тела животного.

 Называет или определяет по картинке основные признаки  времени года: зима, лето, весна,  осень.

Определяет  текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная, дождливая.

6.

Продуктивная деятельность:1. Коррекционные занятия.    2.Участия в выставках

в ДОУ.        

3. Работа с родителями по их запросу.  

Сентябрь - май

   2020-2021г.    

     Лепка

  Обследует предмет перед лепкой - ощупывает форму предмета.

  Создает лепные поделки отдельных предметов по образцу и играет с ними.        Передает в лепных поделках основные свойства и отношения предметов

(форму - круглый, овальный; цвет - белый, серый, красный; размер - большой, средний, маленький, длинный, короткий; пространственные отношения - вверху, внизу, слева, справа).

     Лепит предметы по образцу, словесной инструкции.

     Дает элементарную оценку своей работе и работам сверстников.

     Участвует в создании коллективных лепных поделок.

  Аппликация

 Ориентируется в пространстве листа бумаги, работая по образцу: вверху, внизу, посередине, слева, справа.

  Правильно располагает объект аппликации на листе бумаги, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого.

Выполняет аппликации по образцу - конструкции, по представлению и речевой инструкции взрослого.

 Рассказывает о последовательности действий при выполнении работы.

 Дает оценку своим работам и работам сверстников, сравнивая их с образцом, с наблюдаемым предметом или явлением.

Рисование

Готовит рабочее место к выполнению задания в соответствии

с определенным видом изобразительной деятельности.

 Пользуется изобразительными средствами и приспособлениями — карандашами, красками, фломастерами, мелом, губкой для доски, подставками для кисточки, тряпочкой для кисточки.

Создает по просьбе взрослого предметные и сюжетные изображения знакомого содержания.

 Выполняет рисунки по предварительному замыслу.

Участвует в выполнении коллективных изображений.

 Эмоционально реагирует на красивые сочетания цветов, подбор предметов в композициях, оригинальных изображениях

Рассказывает о последовательности выполнения работы.

Дает оценку своим работам и работам сверстников.

7.

Социализация по средствам игры в группе

 общеразвивающей   направленности:    

1.Настольно-печатные игры

2.Сюжетно ролевые игры

 3.Тетрализованные игры    4.Малоподвижные игры в     группе  и на  прогулке

Сентябрь – май

2020-2021г.

  Умеет играть в коллективе сверстников.

  Передает эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление).

  Отражает в игре события реальной жизни. Переносит в игру увиденное во время экскурсий и в процессе наблюдений.

   Участвует в знакомых сюжетно - ролевых играх: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Аптека», «Цирк», «Школа», «Театр».

   Передает в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения.

   Использует в игре знаки и символы, ориентироваться по ним в процессе игры.

   Самостоятельно выбирает игру для совместной деятельности.

   Участвует в коллективной драматизации знакомых сказок или рассказов.

8.

Взаимодействие со                специалистами ДОУ:             1.Совместные занятия.          2.Консультации.                     3.Подбор литературы.

Сентябрь - май  

2020-2021г.

Откорректированное комплексно – тематическое сопровождение ребенка

9.

Итогово- диагностическая     работа :                                    1.Отслеживание динамики.

 2.Анализ результатов            работы, проведённой  в         течение года                           3.Работа с родителями.

4неделя мая             2021г.

Определения  дальнейшего маршрута (переход в школу).

Условия реализации индивидуального образовательного маршрута:

1. предметно-пространственная среда:

Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

      Эффективным условием реализации образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка с ОВЗ, обеспечивающей охрану и укрепление здоровья, коррекцию и компенсацию нарушений развития, эмоционально комфортную для ребенка с ОВЗ.

К основным принципам организации предметно-пространственной развивающей среды (далее - ППРС) для детей с ОВЗ относятся:

• доступность;

• безопасность;

• содержательная насыщенность;

• вариативность;

• полифункциональность.

     В Организации соблюдены все требования к организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с нормативными документами и рекомендациями (в т.ч. в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»).

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в Организации обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. ППРС обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков речевого развития детей с ЗПР.

     В ДОУ внутреннее оформление помещений и групп устроено так чтобы, любые дети, в том числе и дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно.

      Организация оснащена необходимым специальным оборудованием и имеет должного уровня материально-техническую базу и образовательную среду, отвечающую потребностям детей с ЗПР (здания и оборудование для учебного процесса) в соответствии с требованиями СанПиН:

  1. - процедурный, медицинский;
  2.  - кабинеты специалистов (логопеда, психолога), оснащенные адаптированными дидактическими пособиями для детей с ЗПР, методическим обеспечением для коррекционной работы с детьми, оборудование и материалы;
  3.  - групповое помещения для воспитанников;
  4. - физкультурный зал;
  5.  - методический кабинет;
  6.  - музыкальный зал с наборами музыкальных шумовых инструментов для проведения коррекционных занятий;

   

  Для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей с ЗПР имеется достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития тонкой моторики и осязанию.

    Дидактические пособия по развитию мелкой моторики и осязанию: «Умные шнурочки», «Шнуровка», «Тактильный квадрат», «Волшебный мешочек», маркерная магнитная доска с набором маркеров, стол и зеркало для постановки звуков, песочные часы, пособие для тренировки правильного выдоха и силы вдоха и другие специальные дидактические пособия.

     Для обеспечения информатизации образовательного процесса в Организации имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т.д. )

2. Кадровые условия реализации ИОМ:

Кадровый состав педагогов, осуществляющих реализацию ИОМ детей с ЗПР, представлен педагогическими работниками с высшим или средним профессиональным  образованием: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный работник, инструктор по физической культуре.

  Основную работу по образовательной области «Познавательное развитие» реализуют воспитатель группы, педагог-психолог, учитель-логопед. Педагог-психолог осуществляет работу по становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы.

   Основную работу по образовательной области «Речевое развитие», связанное с профессиональной коррекцией нарушений звуко-речевого развития детей с ЗПР осуществляет и координирует учитель-логопед. Другие педагоги подключаются и планируют образовательную деятельность.

   Основная функция учителя-логопеда - коррекция недостатков фонематической, произносительной и лексико-грамматической сторон речи вовремя непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с ребёнком и в процессе индивидуальных и занятий.

   Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

  Воспитатель планирует работу, направленную на развитие общей и мелкой моторики, сенсорных способностей, предметно-практической и игровой деятельности, закрепляются речевые навыки. Работа организуется в форме игры, практической или речевой деятельности, упражнений.

 

Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации ИОМ: 

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной форме.

Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов в данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:

1. Воспитатели совместно с педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).

Здесь нужно учитывать, что педагог-психолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит педагог-психолог.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

4. Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает педагог-психолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Заключение

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Сроки реализации ИОМ : 1 год

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

- Форма обучения очная.        

- Группа кратковременного прибивания.

- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

-  Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

 Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,  

 «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:

-  развитии игровых умений и навыков;

- присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

   нравственные ценности;

- формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие

  социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

  сопереживания;

- становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

  действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР, имеющих эмоционально-волевые нарушения

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ

Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный нас...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста

Программапсихолого-педагогического сопровождения одаренных детейдошкольного возраста...