Представление педагогического опыта
материал по коррекционной педагогике

« Привитие навыков культурного поведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyt1.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Балятинской Натальи Викторовны

        воспитателя ГБОУ РМ «Инсарская

общеобразовательная школа-интернат»

Тема  моего педагогического опыта « Привитие навыков культурного поведения»

Дата рождения:  08.03.1980г

Профессиональное образование:  организатор - методист дошкольного образования, педагог-психолог по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Высшее,МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом -регистрационный номер  1106, дата выдачи 31.01.2005г.

Стаж педагогической работы: в должности воспитателя-16 лет

Общий трудовой стаж: 21 год

Наличие квалификационной категории:  первая

Дата последней аттестации: 23.12.2016г.(Приказ № 1222 от 23.12.2016г)

Актуальность проблемы.

    В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является привитие  навыков культуры поведения.  Наши дети с раннего детства ущербны. Не приучены к порядку, у них отсутствуют элементарные навыки культурного поведения. А главное – они запечатлели в своей эмоциональной памяти извращённые отношения между людьми. Их никто не учил, как надо культурно себя вести. Моя задача подготовить их к самостоятельной жизни. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком и его результатом, часто является истинной причиной нарушения поведения учащихся.  Моя цель помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности  воспитанники были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение соответствовало показателям культуры поведения человека. Умение жить и работать в коллективе, быть внимательным и вежливым по отношению к товарищам и взрослым, бережно относится к  общественному имуществу, иметь культурный облик, соблюдать гигиенические требования - являются основными требованиями в культуре поведения.

  При привитии навыков необходимо помнить, что формирование их должно проходить  в процессе повседневной деятельности воспитанников под руководством воспитателя.

Основная идея.

Культура поведения важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и  каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

 

В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:

 

  • Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
  • Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
  • Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, напоминать о необходимости здороваться, прощаться, называть работников интерната по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
  • Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
  • Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
  • Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
  • Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
  • Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.

 Теоретическая базы:

    По данной проблеме применяю разнообразные формы и методы работы с детьми. Я   использую различные виды технологии, способствующие развитию нравственных и этических понятий у детей, разнообразные принципы подхода к воспитанию младших школьников, ИКТ, опыт учителей своей школы.

Новизна.

  Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением нравственного  воспитания школьников  с интеллектуальными нарушениями, научным обоснованием системы коррекционно-педагогического воздействия на нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями посредством воспитательных занятий, выявлением  условий развития нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие нравственных ценностей  детей с интеллектуальными нарушениями.

Технология опыта

   Моя работа  заключается в совершенствовании работы с детьми над нравственными и культурными понятиями. Данная работа выдвигает методы разновариантности, что позволяет конструировать воспитательный процесс. Наиболее распространенным методом воспитания культуры поведения являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми.

   Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания культуры.   Прежде всего выясняю, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам  разъясняю  нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Чтобы у детей укрепились данные понятия, я провожу цикл бесед по нравственному воспитанию: «Этикет, или просто хорошие манеры», «Беседа о вежливости», «Поведение в школе», «Поведение в транспорте», «Поведение в музее», «Беседа о доброжелательности и равнодушии» и многие другие.

   Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры.

Первые книги, которые познают дети – это сказки. В них ребёнок впервые знакомится с понятиями добра и зла.

   Целесообразно также использовать произведения художественной литературы. В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Поэтому на занятиях мы знакомимся с произведениями различных писателей. Например, таких как рассказы Л.Н. Толстого, В.Бианки, В.Катаева, М.Пришвина и другие.

   Наиболее распространенным средством воспитания культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также.

   Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Хорошим средством воспитания этической культуры у  школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему. Важным средством в воспитании этической культуры школьников является поощрение.

   Таким образом, все описанные средства и методы воспитания культуры  поведения  воспитанников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

Занятия по общекультурному воспитанию строю с учётом возрастных и психологических особенностей  школьников. На втором этапе своей работы в 2015 году было проведено открытое мероприятие «Я живу среди людей»,  в котором раскрываются такие понятия как преданность, чувство долга, достоинство, дружба. Очень важно то, что дети с огромным удовольствием принимают активное участие в таких мероприятиях. Поэтому считаю необходимым продолжать работу по данной теме.

Результативность:

    Результативность моего опыта состоит в том, что разработки занятий общекультурного содержания благоприятно влияют на детей. Они становятся добрее друг к другу и к окружающим.

    Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств воспитания позволяет создавать рабочую атмосферу на занятиях и в повседневной жизни, развивает творческие способности детей, формируют умения и навыки , умение пополнять и обновлять свои знания.        

      Наблюдая в течение нескольких лет за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа в данном направлении дает определенные результаты. Девочки стали  более культурными, знают и  выполняют правила поведения в общественных местах, с удовольствием общаются друг с другом, могут спокойно играть в активные игры и разговаривать между собой. Но пока это только ростки, необходимо продолжать эту работу ежедневно.  

Поэтому реализация этой проблемы остается актуальной, и работа в этом направлении мною будет продолжаться.

В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:        

продолжение разработки темы.

создание общей системы работы, связанной с  привитием навыков культуры поведения, для дальнейшей их социализации в современной жизни.

Список литературы.

1.А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.

2.  Браим И.Н « Этика делового общения». – Минск,1996.,

3.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.

4.Журналы: Воспитание школьников.

5.В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.

5.Дорохова А.С « Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения» -М.1979.,

6. Климанова Л.Ф, Макеева С.Т « Школа вежливости» Просвещение 2001.,

7.Лазаренко Е.Ю, Мудрова.Л.Д, Стернин И.А «Культура общения» ВОИПКиПРО 2009.,

8.Петерина С.В « Воспитание культуры поведения» просвещение 1986.,

9.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.

10.Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1984.

11.А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.

Смирнова Е, Холмогорова В « Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения» -М 1989.,

12.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, 2001.

13.Специальная педагогика/Под. Ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

14. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...