Доклад выступления на тему «Обучение на основе движения: кинезиологические двигательные игры и упражнения»
материал по коррекционной педагогике

Попова Оксана Петровна

Обучение на основе движения — это подход, который позволяет построить образовательный процесс радостнее, эффективнее и легче.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Обучение на основе движения:

кинезиологические двигательные игры и упражнения

Воспитатель высшей категории

Попова Оксана Петровна

Слайд 1

Заставка: Тема выступления, автор доклада.

Слайд 2

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня на нашем семинаре не раз уже озвучивались цели и задачи реализации национального проекта «Образование» в ДОУ. Поэтому, чтобы не повторяться, я упущу эту часть своего выступления и скажу лишь, что одной из ключевых задач национального проекта «Образование» я считаю, является создание условий, в которых нашим детям и нам будет комфортно развиваться.

Слайд 3

Сегодня мне хотелось бы с вами немного погрузиться в тему новую для российского образования, она достаточно давно уже развивается в странах Европы, в Америке. Но к нам не так давно пришла, как интеграция разных образовательных практик.

И звучит она так: «Обучение на основе движения» — это подход, который позволяет построить образовательный процесс, в котором мы в целом можем сказать, что дети и взрослые, потому что взрослые это тоже участники образовательного процесса, это родители, педагоги могут учиться радостнее, эффективнее и легче.   Объединяет эта технология специалистов совершенно разных направлений. Это логопеды, психологи, специалисты образования, которые занимаются физкультурой, ритмикой, танцами, но и конечно те педагоги, которые хотят, чтобы ребёнок учился легче, эффективнее и радостнее.

Нейрофизиологами доказано, что человеку для закрепления мысли нужно движение. Неподвижный ребёнок – плохо обучаем и поэтому необходимо создавать специальные условия в обучении для движения.

Главные составляющие данного подхода, как я уже сказала — это обучение удовольствие и движение

Слайд 4

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово». То есть это наука о движении человека.

Кинезиология изучает развитие мозга с помощью специальных движений. Она основана на улучшении связи и взаимодействия полушарий мозга, что ведёт к повышению гармонии всего организма в целом.  

Слайд 5

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогают нормализовать работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечивают стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем. Под их влиянием ребёнок добивается значительных улучшений в обучении и учится управлять своими эмоциями. Чем интенсивней будет нагрузка, тем более значительными будут результаты. Данные упражнения помогут увидеть способности и таланты ребёнка и устранить неполадки в развитии. Расширяются способности мозга и повышается продуктивность его работы.

 Не так давно появилась даже такая новая профессия - кинезиолог –   и это возможно та будущая специальность, которая придет скоро в образование и кроме воспитателей, психологов, музыкальных руководителей, физинструкторов и логопедов у нас появятся специалисты в обучении на основе движения.    

Методы образовательной кинезиологии пришли к нам в Россию, как я уже сказала недавно. Это направление достаточно новое, родилось оно в 60-е годы 20 века в Калифорнии.

Слайд 6

В нашей стране этой технологией «Обучение на основе движения» эффективно занимается Институт изучения детства семьи и воспитания Российской Академии образования.

В России эта технология существует официально вот уже 4 года, а неофициально, как говорят сами сотрудники 8 лет.

В России существует сеть научных федеральных инновационных площадок.

Одна из них, и, наверное, такая главная на сегодня находится в городе Череповец. В городе 14 детских садов, которые объединились в такую инновационную площадку, где педагоги апробируют, пробуют, и внедряют эту технологию в работу с детьми.

С этой технологией я познакомилась сравнительно недавно, в прошлом году. Прослушав  очень интересные вебинары кандидата педагогических наук , психолога, кинезиолога, ведущего научного сотрудника  РАО и руководителя сетевой педагогической лаборатории «Обучение на основе движения» Бояринцевой  Анны Викторовны, я заинтересовалась этой технологией,  начала её изучать подробнее и делать небольшие первые шаги по её применению в своей работе.

Слайд 7

Начну я вот с таких интересных слов, которые написала Мария Монтессори по поводу отношения к движению. (вы их видите на слайде)

Все мы знаем, что у нас, к сожалению, современное образование настроено и направлено на голову, если можно так сказать. То есть в обучении мы обращаемся к зрению, у слуху, к речи, у нас учится голова ребёнка и весь образовательный процесс строится вокруг тех органов чувств, которые находятся в области головы. К сожалению, всё тело и области движения отданы на откуп таким занятиям как физкультура, либо какие-то спортивные занятия, ритмика и т.д.

Но мы, как педагоги, понимаем, что для ребёнка,  особенно  маленького, движение – это не специальная форма существования, а это суть его развития и формирования его личности, его способностей, и особенно!!! Мы знаем, что мозг его развивается через движение.

Поэтому движение является важным и характерным свойством существования жизни, как писала Монтессори ещё 100 лет назад.  Посредством движения осуществляются все другие функции и в этом его превосходство. И мы, педагоги, понимаем, насколько это важно современным детям, детям, которые приходят сегодня к нам в дошкольные учреждения.  И поэтому нельзя судить о движении, только как о функции тела. Духовное воздействие движения не менее значительно, чем физическое.

Слайд 8

Наверное, эти слова значимы сейчас как никогда.  Современные дети в каком-то смысле обеднены в движениях, они сейчас больше живут у нас в виртуальном мире, чем в мире физических движений. Вспомните нас, поколение Х, наших родителей… Если раньше мы с большим интересом бежали во двор, играли в лапту, резиночки и т.д. То сейчас дети не делают выбор в сторону двигательной активности. А куда они делают выбор? В сторону гаджетов.!  

Поэтому наша задача с вами обеспечить ребёнку не просто двигательную активность, но обучать ребёнка на основе движения.

И тут хочется отметить, что обучение на основе движения, это не про физкультуру, хотя понятно, что занятия физкультурой важно само по себе. Но когда мы говорим про обучение на основе движения, мы говорим о роли движения в развитии ребенка и становлении его, как и физического и духовного существа.

Слайд 9

Ну и ещё очень важная мысль, которую   нам подарила Карла Ханнафорд – исследователь из Америки. Её книги сейчас есть в доступе в Интернете. Она говорит о том, что мы с вами учимся не только головой, но и руки, ноги, тело, спина и живот и всё наше тело в обучении участвует, об этом не надо забывать. И нужно обязательно давать малышам, особенно в первые три года осваивать мир через разные каналы, которые у нас с вами есть, это и глаза, и уши, и вкус и запах и тактильность должны участвовать в обучении.  Кстати, хорошо с этим справляются ТРИЗ технологии.

Ну и конечно в группах в детских садах  должны появляться специальные зоны, материалы для движения, которые  Институт изучения семьи сейчас активно разрабатывает, они собирают лучшие практики, собирают идеи и запаковывают их  в дидактические пособия, которые будут помогать и дома и в детском саду создавать среду, в которой бы мы интересно и эффективно учились. И, надеюсь, скоро мы их увидим. А пока дидактические пособия разрабатываются, педагоги, которые заинтересовались этой технологией придумывают и разрабатывают свои пособия и игры для обучения на основе движения.  

Слайд 10

Существует очень много различных практик, где обучение выстраивается на основе движений.  И наверняка вы о многих слышали, и кто-то из вас, несомненно, их применяет. Это такие практики как:

- йога для детей;

- музыкальная кинезиология (синтез музыки и движения);

- ритмические практики и двигательные игры;

- синтез сенсорной интеграции и двигательных практик;

- игры «Вэй-Той» «Форма, цвет, размер». Игра эта создана в России.   Создатель этой подвижной развивающей игры Марк Вайнапель.  На это игровое пособие был получен патент в России и еще в 35 странах, а сама игра была признана «Лучшим учебным пособием».

- «Гимнастика мозга» и т.д.

Слайд 11

Сегодня мы с вами попробуем стать кинезиологами, погрузившись немного в тему, которая связана с познанием того, как помочь детям легче, радостнее и эффективнее учиться. И я хочу кого-то из вас может познакомить, а у кого-то расширишь представление о такой интересной практике как «Гимнастика мозга» и как можно использовать эту гимнастику, а также упражнения и игры на основе гимнастики мозга в работе с детьми дошкольного возраста. Эта практика так же широко и эффективно используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

И так, как я уже сказала, что это международная практика, которая появилась в Калифорнии и сейчас распространена уже по всему миру. Благодаря работе и сотрудничеству педагога, учителя младших классов Пола Деннисона и его жены Гейл Деннисон, которая была Монтессори педагогом. И вот такое семейное научное сотрудничество этой замечательной пары Деннисонов с физиологами, нейропсихологами, с представителями науки из разных сфер привело к созданию очень интересной программы, которая называется «Гимнастика мозга». 

Это уникальный материал, который состоит из 26    эффективных координационных упражнений, которые легко и свободно могут осваивать и дети, и взрослые.

После того, как  супруги Деннисоны получили великолепные результаты и эти результаты по работе с неуспевающими детьми, и направляющимися с программой   увидели  коллеги,    что оказывается можно легко и быстро выводить ребёнка в ситуацию легкости в обучении, они поняли, что можно эту практику использовать и для студентов, и для бизнесменов и для дошкольников и стали эту гимнастику мозга использовать в разных ситуациях, для того, чтобы эффективно осваивать информацию , снимать стресс и т.д.

Эти упражнения имеют положительный эффект, сейчас вы на себе это попробуете.   При этом эти упражнения имеют эффект накапливания. То есть если 21 день, а сколько формируется позитивная привычка, выполнять эти упражнения, то вы увидите, что эффект сбалансированности будет нарастать.

Итак, я вам предлагаю сейчас переключится в режим практики.

 И мы попробуем проделать сегодня вместе с вами, у кого есть такая возможность, маленький комплекс упражнений «Гимнастика мозга»

Нам нужно сесть поудобнее, в помещении, где много воздуха, где есть водичка для того, чтобы мы свами поиграли, расслабились и позанимались.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение на основе движения: кинезиологические двигательные игры и упражнения Попова Оксана Петровна воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад «Оленёнок» с.Казым»

Слайд 2

Национальный проект «Образование» З адача : Создание условий, в которых нашим детям будет комфортно развиваться

Слайд 3

Технология «Обучение на основе движения» Удовольствие Движение Обучение

Слайд 4

Термин «кинезиология» , от греч. kinesis – «движение» и logos – «наука, слово» Кинезиология - это наука о движении человека

Слайд 5

нормализуется работа мозга; налаживается связь между мозговыми полушариями; обеспечивается стрессоустойчивость, хорошая память; расширяются способности мозга и повышается продуктивность его работы .

Слайд 6

Бояринцева Анна Викторовна психолог, Монтессори-педагог, кинезиолог, кандидат педагогических наук, руководитель сетевой педагогической лаборатории «Обучение на основе движения» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Слайд 7

«Движение является важным и характерным свойством существования жизни. Посредством движения осуществляются все другие функции, и в этом его превосходство. Неверно судить о движении как о функции тела… Духовное воздействие движения не менее значительно, чем физическое» Мария Монтессори

Слайд 8

Движение – дверь в обучение

Слайд 9

«Мы учимся не только головой, а всем телом!» Карла Ханнафорд

Слайд 10

Практики «Обучение на основе движения» йога для детей; музыкальная кинезиология (синтез музыки и движения); ритмические практики и двигательные игры; синтез сенсорной интеграции и двигательных практик; игры « Вэй -Той» «Форма, цвет, размер» и др.

Слайд 11

«Гимнастика мозга» Это уникальный материал, который состоит из 26 эффективных координационных упражнений. Комплекс упражнений «Гимнастика мозга » разработан психологом, педагогом Полом Деннисоном и его женой Гейл Деннисон Это несложные упражнения, каждое из которых поможет ребёнку и взрослому справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно осваивать мир, выстаивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать! Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему:"Обучение дошкольников правилам дорожного движения,посредством дидактической игры"

Условия становление опыта,входящая диагностика и результат,диапозон опыта,содержание работы....

Движение - это жизнь. Движение - это жизнь. Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и осанки с детьми раннего возраста.

Движение - это жизнь.Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и осанки с детьми раннего возраста....

Доклад на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности».

В условиях развития современного общества проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма приобретает доминирующее значение. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важн...

Доклад на тему: «Развитие просодических компонентов речи у дошкольников в играх и упражнениях»

Актуальность. Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возрастаШирокая  распространённость просодических нарушений ...

Доклад на педсовете на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...

Выступление из опыта работы Тема: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего...

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...