"Эффективные способы запоминания"
презентация по коррекционной педагогике

Молодкина Анна Владимировна

Деловая игра для педагогов . Цель:повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приемов мнемотехники.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра «Эффективные приемы запоминания» МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №34» Презентацию подготовила учитель-дефектолог Молодкина А.В.

Слайд 2

К . Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Слайд 3

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Прием №1 Кодирование информации (замена понятия графическим изображением) Чтобы запомнить слово применяется 1)геометрические фигуры 2)Условные обозначения (символы, смайлики)

Слайд 4

Прием №1 Кодирование информации с помощью геометрических фигур На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет . На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Слайд 5

Задание №1 Закодируйте с помощью геометрических фигур героев сказки«Теремок»

Слайд 6

ТЕРЕмок (Мнемомодель сказки)

Слайд 11

Как у бабушки Наташи Ели вкусную мы кашу, Каша пшенная, с дымком С хлебом, с маслом, с молоком Взяли мы большие ложки Съели все до самой крошки Вот какая каша, У бабушки Наташи ! Мнемотаблица для заучивания речевой игры « Как у бабушка Наташи »

Слайд 12

Кодирование стихотворения с помощью символов «ПТИЧКА» Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках , То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.

Слайд 13

Закодируйте с помощью 3-х символов загадку. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж) Задание №3

Слайд 14

Закодируйте загадку с помощью геометрических фигур и символов: «Круглая, а не мяч, жёлтая, а не солнце, с хвостом, а не мышь».

Слайд 15

Мнемотаблица к загадке о репке

Слайд 16

Прием №2 Ассоциативное запоминание Используется силуэтное изображение (словесные ассоциации ) Радость- Прием №3 Тренировка памяти 1.Воспроизведение (прошедшего дня, события; образа (не требуют никакого материала) 2. Осознание изменений («Пары слов», «Чего не стало», «Что изменилось», «Запоминание мест предметов»,»У кого ,что было», «Техника 10 слов» «Парные шумелки »)

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!



Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Эффективные приемы запоминания»

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.

Задачи:

- закрепить, обобщить знания педагогов по данной теме;

- дать навыки работы в группе;

- активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;

- раскрыть личностный потенциал педагогов;

- развить чувство работы в коллективе.

Участники: педагоги всех возрастных групп;

Регламент: 1 час.

Предварительная работа:

- изготовление мнемосхем и мнемотаблиц по развитию речи дошкольника;

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

-проведение консультации «Использование приёмов мнемотехники в работе с дошкольниками».

Реквизит:

- выставка литературы;

- листы бумаги, карандаши, маркеры;

- карточки с заданиями

- мультимедиа проектор с экраном

План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап.

2. Содержательный этап.

3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.

1. Мотивационно – организационный этап.

Добрый день коллеги! Сегодня мы с вами немножко поиграем, но не просто поиграем ,а научимся эффективным приемам запоминания

Следует отметить, что память это один из самых востребованных психических процессов. Это сложный познавательный процесс благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.

И говоря о памяти можно привести пример этих строк Константина Дмитриевича Ушинского « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету»

 И сейчас мы с вами рассмотрим эффективные приемы запоминания

1.Прием (слайд №3)

Кодирование информации

Сейчас мы рассмотрим способы кодирования информации

1 способ- кодирование информации - с помощью геометрических фигур

2 способ кодирования информации – с помощью предметных картинок

3 способ кодирования информации- с помощью символов

Прием №1(слайд №4)

 Кодирование информации с помощью геометрических фигур

На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков  объекта, ориентированные на качественные характеристики (злой,  добрый, трусливый и т. п.).

Мы рассмотрели приемы эффективного запоминания , а именно кодирование информации с помощью геометрических фигур

И сейчас мы с вами научимся применять такой прием кодирование информации с помощью геометрических фигур.

Задание №1

Закодируйте с помощью геометрических фигур  героев сказки «Теремок»

И так мы с вами научились кодировать информацию с помощью геометрических фигур. Этот прием кодирования информации пригодится в работе с детьми , когда ребенку необходимо будет запомнить сказку или стихотворение

Сейчас будет приведен пример кодирования, а именно мнемомодель сказки «Теремок»

Следует отметить что  мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение,

- связную речь,

- мелкую моторику рук.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

2. Содержательный этап. (презентация  через мультмедиа.Задания)

Задание №2   Угадайте сценку из сказки по предложенным мнемотаблицам

Задание №3  

Закодируйте с помощью 3-х символов загадку

(по строчкам)

Загадка:

Под соснами,

под елками

лежит мешок с иголками.

Задание №4

Закодируйте с помощью геометрических фигур загадку (по столбцам)

«Круглая, а не мяч,
жёлтая, а не солнце,
с хвостом, а не мышь»

Следующим приемом кодирования информации является более сложным приемом, так как объединяет в себе несколько способов запоминания информации.

Прием №2

Ассоциативное запоминание слов, обозначающих понятия, которые невозможно напрямую изобразить.

Например, слово «радость»  слайд №15      

Используются изображения (предметная или сюжетная картинка) , символы, геометрические фигуры – разные люди будут использовать разные, только им понятные изображения (символы)

Следует отметить,что любые примеры будут хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к своему жизненному опыту и особенностям психики и поведения. Поэтому то, что подходит одному человеку может быть и не востребовано другим человеком.

Как  можно использовать  ассоциативное запоминание

Давайте закодируем слово

РАЗЛУКА

Вариант использования данного приема для детей – дидактическая игра

«Пары слов»

когда ребенку предлагается запомнить пары слов ,а затем попросить назвать втрое слово из пары

Например:

Цветок-пчела

Ложка-вилка

Яблоко-сок

Курица-яйцо

Молоко-творог

Рот-язык

Автобус-колесо

Существуют более сложные нелогичные парные ассоциации слов при  отсутствии видимой связи между ними. В этом упражнение требуется объединить в воображении два предмета, не имеющие ничего общего друг с другом, т.е не связанные между собой естественными ассоциациями. Пусть, например, даны слова «волосы» и «вода»;почему бы не вообразить волосы промокшие под ливнем. Каждый из нас строит в воображении свои собственные ассоциации. Вот пары слов для упражнения-постройте на основе каждой пары единый зрительный образ:

Горшок-коридор

Ковер-кофе

Кольцо-лампа

Ноготь-словарь

Солнце-палец

Двор-ножницы

Бифштекс-песок

Единорог-пальто

Прием №3

Следующим приемом кодирования информации является

Осознание изменений

Дидактические игры:

«Чего не стало»

«Что изменилось»

«Что где было»

«У кого что было»

Прием №4

Тренировка памяти

Воспроизведение

прошедшего дня, события; образа

(не требуют никакого материала)

Дидактические игры:

«Запомни слова»  - слуховая память

«Запомни картинки» – зрительная память

«Парные шумелки» - слуховая память

«Чудесный мешочек» - тактильная память

«Узнай на вкус» – вкусовая память»

«Узнай на запах»- обонятельная память.

Итак, память-это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность  психической жизни человека.

2. Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям.

Время хранения материала:

мгновенная (иконическая) - благодаря этой памяти  удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации;

кратковременная (КП) - способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме.

Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам.

В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ;

оперативная (ОП) - функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;

долговременная (ДП) - информация сохраняется на неопределенно долгий срок.

в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п.

У человека ДП и КП неразрывно связаны.

Прежде чем материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию;

генетическая память стала выделяться исследователями сравнительно недавно.

Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания.

Ведущая роль того или иного анализатора:

двигательная - запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).

Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти;

эмоциональная - запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз.

Этот вид памяти также возникает у ребенка очень рано, согласно современным исследованиям уже на первом году жизни, хорошо развит у детей дошкольного возраста.

Характеризуется следующими особенностями:

а)        особая прочность;

б)        быстрое формирование;

в)        непроизвольность воспроизведения;

зрительная - преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов.

У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок.

О таких людях говорят, что у них эйдетическая память (эйдос - образ), т. е. память, обладающая фотографической точностью.

У многих людей эйдетическая память хорошо развита в дошкольном возрасте, но у отдельных лиц (чаще это люди искусства) она сохраняется на протяжении всей жизни.

Например, В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев могли запомнить и воспроизвести на инструменте сложное музыкальное произведение после всего лишь одного восприятия;

слуховая - способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков.

Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т. п.

Как особую разновидность этого вида выделяют словесно-логическую память - это чисто человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.;

обонятельная - хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи;

вкусовая - преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;

осязательная - хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п.

Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранее перечисленные, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из основных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух (известно много случаев, когда слепые люди становились отличными музыкантами).

Существует целый ряд профессий, где именно эти виды памяти являются востребованными.

Например, дегустаторы должны обладать хорошей вкусовой памятью, парфюмеры - обонятельной.

Очень редко бывает, когда у человека преобладает какой-либо один вид памяти.

Гораздо чаще в качестве ведущей выступает зрительно-слуховая память, зрительно-двигательная, двигательнослуховая.

Помимо приведенных классификаций память может различаться по таким параметрам, как скорость, длительность, прочность, точность и объем запоминания.

Многообразие видов памяти позволяет достигать успеха в различных видах деятельности.

3. В составе памяти выделяются следующие процессы:

запоминание;

воспроизведение;

сохранение;

забывание.

Запоминание- это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации.

Запоминание подразделяется на:

произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) - непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий);

механическое (информация запоминается в результате простого повторения) - логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).

Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений:

делать установку на запоминание;

проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать);

группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.);

процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд.

новое повторение улучшает запоминание ранее выученного;

вызвать интерес к запоминаемому;

необычность материала улучшает запоминание.

Воспроизведение (восстановление)- процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.

Выделяются следующие формы воспроизведения:

узнавание - появление чувства знакомости при восприятии;

Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим.

воспоминание - восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке);

реминисценция - воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);

припоминание - активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

Сохранение - удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.

Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже.

Такое явление в психологии называется эффектом края.

Интересный факт был открыт Б, В. Зейгарник. в ее опытах испытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математические задачки, лепка фигурок и др.).

Оказалось, что те действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить.

Это явление получило название эффекта Зейгарник.

Забывание - выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала.

Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается в первое время после заучивания, чем в дальнейшем, также быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой.

Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации.

Иногда забывание становится болезненным, вплоть до полной потери памяти.

Такое явление называется амнезией.

Большое внимание анализу механизмов забывания уделил 3. Фрейд (основатель психоанализа).

Он считал, что процесс забывания во многом объясняется нежеланием человека помнить неприятные ситуации своей биографии.

Он забывает о тех вещах, которые могут напомнить психологически неприятные обстоятельства.

Итак, память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания.

4. Процесс развития памяти осуществляется по следующим направлениям:

онтогенетически более ранняя механическая память постепенно замещается логической;

с возрастом запоминание становится более осознанным, начинается активное использование мнемотехнических приемов и средств;

преобладающее в детстве непроизвольное запоминание становится произвольным.

Основываясь на перечисленных направлениях, можно определить следующие пути и средства совершенствования памяти.

Правильно использовать процесс повторения.

Наиболее целесообразным является повторение, максимально приближенное к восприятию материала.

Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15-20 мин после заучивания.

Следующее повторение желательно проделать через 8-9 ч, а затем - через 24 ч.

Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном.

Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять повторению того материала, который располагается в середине информационного ряда.

Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начале или конце.

Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий:

мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой;

оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ;

мысленно воссоздать этот образ.

Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой- либо истории.

Материал будет вспоминаться легче, если применить прием ассоциирования. Для этого следует как можно чаще задавать себе вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» «Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из жизни мне напоминает этот эпизод?»

и т. п.

При осуществлении этого правила действует следующая закономерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал.

Последовательную цепочку событий или предметов можно запомнить, если эти предметы мысленно расставлять по пути ежедневного следования на работу или учебу.

Идя по данному пути, мы эти предметы вспоминаем

Итак память можно назвать шкатулкой, в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Думаю, что в некоторой мере смогла раскрыть такой многогранный и сложный процесс как память, который является одним из основных составляющих интеллектуального развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычный способ запоминания детьми месяцев по временам года.

 Я работаю с детьми подготовительной к школе группы. Дети этого возраста  знают времена года и уже учатся выделять звуки из слов, многие умеют читать, поэтому можно применить для запо...

Консультация для воспитателей "Мнемотехника как способ запоминания в дошкольном возрасте"

в данной консультации педагогам даны рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...

Данная подборка стихов выполнена в соответствии с возрастом детей. Короткие стихи для заучивания можно дополнять простыми движениями по тексту, что более эффективно для запоминания и интересно детям.

Подборка стихов про осень для детей.А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях в...

Необычный способ запоминания месяцев по сезонам

Я решила поделиться  маленьким «секретом» запоминания названий месяцев по сезонам. Несколько лет назад я прочла об этом в одном журнале....

Статья - Мнемотехника – быстрый и веселый способ запоминания.

Что такое мнемотехника. Ее цели, задачи и актуальность. Примеры запоминания....

Консультация для родителей «5 способов запоминания стихотворений или как привить любовь к поэзии»

Консультация для родителей «5 способов запоминания стихотворений или как привить любовь к поэзии»...

Статья «Интересный способ запоминания стихов с детьми» (из опыта работы)

Короткий рассказ о том, как творческий воспитатель, используя забавные комические истории из жизни героя Джонни  Воробьева помогла  своим воспитанникам заучить  трудное для запоминания ...