Развитие фонематических процессов
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ведерникова Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskih_protsessov.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие фонематических процессов у детей

старшего дошкольного возраста»

ПЛАН

  1. Развитие фонематических процессов у старших дошкольников в норме.
  2. Развитие фонематических процессов у детей дошкольников 5-6 лет с нарушениями речи (легкая степень псевдобульбарной дизартрии).
  3. Логопедическая работа (логопедические игры) по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  1. Развитие фонематических процессов у старших дошкольников в норме.

     В дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Исследователи детской речи (А.Н.Гвоздев, В.И.Пельтюков, Н.И.Жинкин и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой (мишка-миска). Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения полной устной и письменной речью. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

   Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. В связи с особым значение, которое имеет развитие фонематического восприятия, большой интерес представляют намеченные Р.Е.Левиной этапы развития у ребенка осознания звуковой стороны языка. Всего ею намечено пять этапов.

  На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это фонематическая стадия развития речи.

  На втором этапе возникает различие наиболее легких форм, но и отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других, не замечает он и своего произношения. Ребенок одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

  На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает и неправильно произносимые слова и способен производить различие между правильным и неправильным произнесением. На этом этапе сосуществует косноязычный прежний и новый формирующийся звуковой фон. Речь еще остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослым.

  На четвертом этапе возникает преобладание новых образов восприятия звуков. Однако еще не вытеснены предшествующие фонемы. Ребенок на этом этапе еще узнает неправильно сказанные слова. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.

  Наконец, на пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

  Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве (до 3-х лет), в дошкольном возрасте он проходит две последние стадии. А.Н.Гвоздев специально указывает на то, что с 2-3 лет начинают осознавать особенности своего произношения и даже выступают в качестве «борцов» за правильное произношение. К концу дошкольного возраста ребенок (в норме) правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением.

  По данным А.Н.Гвоздева и Н.И.Жинкина на шестом году жизни дети четко произносят все звуки родного языка. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. В норме пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выполнением слогов и слов с заданным звуком из группы других слогов и слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнять другие более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух. Например, дети не смешивают звуки «к» и «р»; «ш» и «л», т.е. звуки акустически и артикуляционно контрастные, но недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например, при выделении слога или слова со звуком «с» из группы слогов или слов дети выделяют и такие, в которых есть звук «з» или даже звук «ш». Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие «с» и «ш», «ж» и «з», звуки «с» и «ц», «щ» и «ч».

   Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые произнося, они еще недостаточно четко дифференцируют, например, звуки «с» и «ш» - «Шла Саша по шоссе», «Саша любит сушки, а Соня ватрушки», «Шесть мышат в шалаше шуршат». Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне хорошо справляются. Ребенок, если посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает необходимые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова и т.д. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет исключительно большое значение для овладения в дальнейшем навыками чтения и письма.

  1. Развитие фонематических процессов у детей дошкольников (5-6 лет) с нарушениями речи (легкая степень псевдобульбарной дизартрии).

  Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (подвижность мышц) речевого аппарата.

  Дизартрия псевдобульбарная – дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкототочным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.

 Легкая степень

 Экспрессивная (активная) речь внятная, понятная для окружающих, но в речевом потоке отмечаются нечеткость в произношении, легкая смешанность по всем основным фонематическим группам. В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при легкой степени псевдобульбарной дизартрии отмечается, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, замедляют процесс школьного обучения детей, снижают его активность. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются задания на различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т.д. Все это свидетельствует о том, что у этих детей имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, непонятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения.

  Одним из необходимых условий овладения правильным звукопроизношением является способность различать звуки по их акустическим признакам. Такое различение оказывается сложным для этих детей. Несформированность фонематического восприятия у них ярко проявляется в процессе различения акустически близких звуков (в заданиях на различение слов, при повторении серии слогов). В исследованиях Р.Е.Левиной было выдвинуто предположение, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия – пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка. Итак, в настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи – несформированности в полной мере фонематического восприятия.

  1. Логопедические игры по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

  Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает, как обязательное условие развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей мы проводим на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в игровой форме и проводит как логопед, так и воспитатель.

  Игры

  1. Подготовительные игры на развитие слухового внимания
  • «Где позвонили?». Цель: определение направления звука.
  • «Скажи, что ты слышишь?»
  • «Тихо-громко». Цель: развитие координации движений и чувства ритма.

 Для развития слухового внимания важно учить детей слушать друг друга, а не только взрослого. Например, в играх «Эхо», «Верни слово» детям необходимо прислушиваться к словам, которые они передают друг другу шепотом.

  1. Игры с гласными звуками
  • «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков (А-У-О-У-А-А-О-У).
  • «Лишний звук»: а-у-а.
  • «Придумай имя»: вспомнить и назвать имена на звук «а».

  1. Игры с согласными звуками
  • «Узнай звук», «Поймай звук». Цель: развитие фонематического восприятия, выделение согласного звука среди других согласных (п-т-п-к-п-х).
  • «Хлопни в ладоши на слог «па»
  • «Звонок-свисток» (за-са, зо-со)
  • «Синий-зеленый» (та-тя, па-пя)
  • «Эхо» (ба-па, да-та)
  • «Не ошибись». Дети хлопают в ладоши на слово «пух»: пух-бух-пиф-пух-буф.
  • «Кто самый внимательный», «Покажи картинку» (на заданный звук)
  • «Какой звук спрятался в конце слов?» (нос, автобус, ананас)
  • «Добавь звук» (пау…к, ма…к, бы…к)
  • «Где звучит звук ?»                                            мак        кот
  • «Найди пару» (дочка-точка; бочка-почка; удочка-уточка)
  • «Живые звуки»
  • «Куда спрятался звук?»
  • «Озорные звуки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.

Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные  игры...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...