Использование инновационных методов и приёмов музыкального руководителя в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОНР.
консультация по коррекционной педагогике

Колотилина Ольга Валерьевна

Влияет ли развитие чувство ритма ребёнка на развитие  его речи?

Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование инновационных методов и приёмов музыкального руководителя в коррекционно – развивающей работе с детьми  с ОНР.

Влияет ли развитие чувство ритма ребёнка на развитие  его речи?

Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

                   Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу.

По мнению Тарасовой Киры Владимировны – руководителя авторского коллектива программ по музыкальному воспитанию детей «Гармония», «Синтез», «Малыш» и доктора психологических наук, чувство ритма имеет три основных компонента:

темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

          Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, при условии использования умело подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы, музыкальные способности, чище становится речь. К сожалению, нет относительно полной характеристики музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с ОНР, специальная комплексная методика развития этих способностей разработана очень расплывчато. Исходя из личных наблюдений, я пришла к выводу, что развивать ритмическое чувство у детей с ОНР наиболее эффективно через систему музыкально-коррекционного воздействия в основе, которой лежат инновационные технологии музыкального воспитания детей.

          В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая:

пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.       

Сегодня я остановлюсь на особо интересных инновационных формах работы музыкального руководителя, которые помогают в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками.

      Игра Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой

                                   (искусствовед, учитель музыки) 

«Взял-отдал» - передача предмета по кругу

(мы передаем киндер яйцо или грецкий орех). 

        Игра способствует межполушарной координации, развитее  ритма и памяти.

Мелкий предмет (орехи, мячи, игрушки) кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя, а потом у соседа. 

Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ» 

     Игра звуками, типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) или подручными предметами как своеобразный и оригинальный инструмент.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Например: «Весёлый оркестр» (лист бумаги, крышечки)

          Очень важно, по моему мнению, научить детей вслушиваться в музыкальный ритм, ориентироваться на сильную долю. Педагог должен постоянно напоминать об этом воспитанникам. Если этого не делать, дети, увлекаясь, забывают о ритмической стороне мелодии и выполняют движения хаотично.

        В результате исполнения ритмических упражнений у детей воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения.

Сегодня  я предложу вам, любимую всеми детьми

  ритмическую зарисовку «Часики»

Хочу предложить вашему вниманию    «Хор рук» с успехом можно включать  в коррекционную работу с детьми в завершении основной образовательной деятельности, или как физ. минутку.

             Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие

●      координационной свободы движения,

●      чувства ритма,

●      слухового и зрительного внимания,

●      ансамблевой слаженности,

●      способности к двигательной импровизации.

                                             

У нас были голоса цветов, голоса мотыльков.

Можно взять голоса капель дождя о голоса тучек; голоса волн и дельфинов; т.д.

Дети учатся воспроизводить  данный ряд последовательных действий, переключаться с одного движения на другое, активизируется внимание детей

 Развивается чувство ритма.

Я предлагаю создать хор рук из голосов цветов и голосов птиц.

             Данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции у детей,  имеющих различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития речи нарушена эмоциональная сфера). Как известно, такой ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

        Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, я использую следующие нетрадиционные методы:

  • Метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;
  • Диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;
  • Игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации коррекционной работы по музыкальному воспитанию, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

   Литература:

  1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (под ред. Голубевой Э. А., Гусевой Е. П., Кольцовой В. А. и др.). М.: Наука, 2003. – 379 с.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272 .
  3. Комиссарова Л. Н., Медведева Е. А., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.  М.: ТЦ Сфера, 2002. – 198с.
  4. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. СПб. Композитор. 2005. – 76 с.
  5. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. Педагогика, 1988. 173с.
  6. Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. //Журнал Музыкальный руководитель. – 2005. – №2. – с.35 – 37. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...

«Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формиров...

Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...