ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР
материал по коррекционной педагогике


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР.

Воспитатель

Довженко Юлия Анатольевна

Первая квалификационная категория

2021

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОВЗ имеет особую значимость в адаптации к окружающему миру. Отсутствие речи или в частности ее коммуникативной функции является одной из самых значительных трудностей в работе с ребенком. Вместе с тем несформированность речевых навыков ведет к огромной пропасти в понимании ребенка окружающими. Неумение ребенком выразить свои желания и просьбы чаще всего приводит к появлению нежелательного поведения, выполняющего функцию «потребности». Например, нормально развивающийся ребенок попросит: «Мама, купи мороженое», в то время как, ребенок  с отсутствием коммуникативной речи, вполне вероятно, начнет кричать в магазине, топать ногами, валяться на полу. В таком случае, станет намного проще, если, ребенок, научившись «общаться» с помощью карточек, «обменяет» картинку, на любимое лакомство.

Умение общаться играет весомую роль не только в рамках выражения своих потребностей, но и умении полноценно общаться с взрослыми и сверстниками в целом.

Я работаю на группе с детьми с ЗПР и большая часть детей в группе не могут общаться традиционным способом. Перед нами встала проблема, как организовать взаимодействие этих детей с окружающими.

Существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей. Одной из эффективных методик является альтернативная система коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS), которую мы и решили использовать.

PECS (PictureExchangeCommunicationSystem), или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в 1985 году доктором Эндрю Бонди и его помощником ЛориФрост.

Главной целью системы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие, т.е. дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов. Вторичная цель – это уменьшение моментов нежелательного поведения, такого как агрессивность, вокализация, аутостимуляция.

Как правило, с системой коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS начинают знакомить детей с различными нарушениями младше пяти лет; проводят ее в виде тренинга, который можно проводить как в образовательном учреждении, так и дома. В нашем саду мы начали знакомить детей с ЗПР при поступлении в сад. На момент начала работы дети были среднего и старшего дошкольного возраста.

С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.

Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).  Они станут основой для дальнейшего обучения ребенка.

Стадия первичного обучения – это осуществление физического обменакарточки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные стимулы. Для этого ведется наблюдение за ребенком в течении некоторого времени, и подмечаются предметы и игрушки, которые привлекают его вниманиев большей степени. Дома помимо игрушек родители могут использовать еще и пищевые стимулы. Главная задача первого этапа – вызвать у ребенка понимание и желание коммуникации. (Я могу получить это-если попрошу).

На первом этапе как показывает практика легче всего добиться понимания этого действия, проводя занятие за столом.Педагог сидит напротив ребенка и привлекает его внимание на любимый предмет (играет перед ним, но не дает в руки). Помощник сидит за ребенком, и направляет руку ребенка к карточке, когда тот тянется к игрушке - стимулу. Если ребенок не понимает, что от него хотят, то помощник помогает ему методом «рука в руке» осуществить обмен карточки на желаемый предмет. Обратите внимание, что эта помощь предоставляется только после инициативы ребенка. (тянет руку к игрушке). Также немаловажную роль имеет и подкрепляющие словесные стимулы (похвала). Мы обязательно должны эмоционально похвалить ребенка за проявленную инициативу. Постепенно он начинает понимать принцип действия обмена, что в дальнейшем мы используем как обучающий элемент. Количество карточек, как и пассивный словарь ребенка постепенно увеличивается за счет проводимых занятий, в основном именами существительными, а помощь со стороны помощника требуется, все меньше, сходя в итоге на нет.

Как только ребенок начинает понимать принцип общения, мы добавляем новый атрибут – книгу для карточек и отдельную полоску для составления фразы. С этого момента и начинается второй этап обучения. Карточки стимулы находятся на передней стенке книги. Остальные, которые ребенок уже освоил, находятся внутри. Ребенок должен научится, прикреплять ее к полоске и дать педагогу уже не просто карточку, а полоску с карточкой. На первых занятиях число карточек минимальное и так же необходима помощь второго человека.  Мы продолжаем действовать по принципу «от простого к сложному», так же дожидаясь инициативы от ребенка. На этом этапе первоначально ребенку необходимо освоить действие с книгой, а именно приклеить нужную карточку на полоску, и перенести уже имеющийся навык обмена карточки на предмет. Как только данное действие освоено, обучение постепенно переносится из-за стола в помещение группы. Расстояние от обучающегося к обучаемому увеличивается. Для поддержания интереса ребенка педагог держит в руках стимульный материал, а помощник помогает ребенку, направляя его. Как только задействовано все пространство, а помощь со стороны помощника минимальна или совсем не требуется, все игрушки, которые являются стимулами убираются на видное, но недоступное для ребенкаместо (например, лежат в закрытом контейнере или на верхней полке стеллажа). С этого момента начинается второй шаг второго этапа, главной задачей которого является обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Ребенку нужно дать четко понять, насколько важно добиться внимания коммуникативного партнера. Бывает так, что ребенок, освоивший действия с книгой и расстояние просто приносит карточку, кладет ее и уходит к желаемому предмету. В этот момент он не дождался прямого взаимодействия, а только проявил инициативу. Соответственно, взрослый не может выполнить его просьбу. Причин может быть масса – не увидел карточку, был занят и многое другое. Соответственно, не получив обратной связи у ребенка происходит откат назад. Чтобы не было таких откатов нам необходимо добиться, чтобы карточка передавалась из рук ребенка в руки педагога. Только после этого взаимодействие считается полноценным. И тут нам снова потребуется помощь второго человека, который будет направлять ребенка, подсказывая ему алгоритм действий.

Третий шаг второго этапа – это расстояние до книги. Не всегда бывает так, что коммуникативная книга у ребенка под рукой. Но, так как это его средство общения, он должен четко усвоить, где может взять нужные картинки. Для этого во время занятия с ребенком помощник постепенно увеличивает расстояние от ребенка до книги. Начинать нужно от нескольких сантиметров, так чтобы пришлось дотянутся до карточки, заканчивая тем местом, где будет лежать книга. Когда ребенок начинает понимать, где лежит его книга, проявляет инициативу самостоятельно, без посторонней помощи этап можно назвать успешно освоенным. Но второй этап не прекращается никогда! При вводе новых карточек необходимо проходить все ступени второго этапа до полного усвоения.

Третья стадия обучения– это различение карточек. На этом этапе очень важно выявить, а правильно ли ребенок различает карточки или он просто усвоил механические движения (даю карточку-получаю предмет). Именно сейчас вводятся в занятия такие игры как «Сравни с образцом», «Дай то, что покажу». Педагог как бы меняется с ребенком местами, теперь он показывает карточку, а ребенок дает предмет. Начинать нужно все так же с одной двух карточек, постепенно увеличивая их количество. Как правило детям очень нравятся такие игры. Это и будет первый шаг к дальнейшему обучению. Вторым шагом будет само различение карточек. Занятие проводится за столом, ребенку предлагается две карточки, одна из которых является самым желаемым предметом, а вторая нелюбимым или отвлекающим. Как только ребенок потянет руку к нужной карточке очень важно именно в этот момент дать обратную связь, а именно похвалить. Обратите внимание, что никакой помощи на этом этапе уже нет. И похвала выступает в роли вторичного или условного подкрепления. Если же ребенок дает не ту карточку –это говорит о том, что он усвоил лишь механические действия. В таком случае нам необходимо исправить ситуацию следующим образом: педагог не дает никакой обратной связи (не направляет его, не дает ни словесного ответа «нет», ни жестового знака). Как только ребенок дает неправильную карточку (ну к примеру варежка), он получает варежку. Если ребенок реагирует негативно (плачет, отбрасывает предмет в сторону), то педагог дает визуальную подсказку (привлекает внимание ребенка к нужной карточке, и раскрывает ладонь рядом с ней). И только после того, как ребенок дает нужную карточку педагог хвалит ребенка. Затем педагог, не отдавая предмет, переключает ребенка на любое успешное, хорошо усвоенное ребенком действие («сделай так», «повтори за мной»). И только после этого повторяется весь алгоритм действий сначала (две карточки).На данном этапе очень важно заканчивать занятие на правильном действии ребенка.

Следующим шагом будет различение двух предпочитаемых предметов. Алгоритм действий тот же, но принцип немного другой. Если до этого ребенок точно усвоил, что одна карточка является не желаемым предметом, то сейчас ему предлагается выбор из двух желаемых предметов.

Затем все полученные навыки отрабатываются на расстоянии. И как только ребенок хорошо усваивает все вышеперечисленное начинается обучение поиску нужной карточки в книге.

Для полноценной картины все результаты обязательно фиксируют в дневник наблюдений.На этом этапе обучения нельзя переходить к следующему этапу до тех пор, пока результаты в дневнике наблюдений не будут положительными.

Четвертая этап обучения – это обучение составлению простых предложения из карточек. На этом этапе вводят простые глаголы, «Дай», «Хочу», и новые карточки «Я хочу», и «Дай мне». Конечной целью этого этапа является овладение ребенком этими глаголами-карточками и умение составлять простую фразу.

На первых порах карточка «Я Хочу» прикрепляется взрослым в левый угол полоски. Когда ребенок проявляет инициативу и прикрепляет карточку с желаемым предметом на полоску и передает ее педагогу, очень важно проговорить все предложение, которое получилось. Разворачиваем полоску лицевой стороной к ребенку, и указывая на карточки проговариваем их. Только после этого можно дать желаемый предмет. Этот шаг считается пройденным, когда ребенок самостоятельно может принестисоставленную фразу взрослому. Следующим шагом будет самостоятельное прикрепление карточек «я хочу» и карточки-предмета. Кода ребенок тянется к карточке-предмету, педагог направляет его руку к карточке «Я хочу» и помогает прикрепить на полоску. Все так же продолжаем проговаривать вслух получившееся предложение. Но хвалить ребенка следует только после проявления инициативы, то есть только после того, как он сам потянется к карточке «Я хочу».

Если на первых трех этапах было одним из важных условий предоставление желаемого предмета при проявленной инициативе, то с четвертого возможно введение слова «нет». Сделать это можно несколькими способами:

  1. Самым естественным способом является показ. показать пустой контейнер, пустую баночку, пустую упаковку. Затем можно предложить выбрать что-либо другое из альбома или просто показать предмет.
  2. Метод «сначала-потом». Очень действенное в плане занятий. Когда ребенок просит что-то, педагог может показать поле с карточками, где прикрепляет две карточки. Первая-то, что нужно сделать или как раз то, что ребенок не любит делать, вторая карточка – желаемый предмет. Проговариваем, ребенок выполняет, получает желаемое.
  3. Научить ждать. Этот метод мы используем только в том случае, если точно уверены, что сможем дать желаемое через какое-то непродолжительное время. Вводится новая карточка «жди», и каждый раз, когда потребуется, педагог ее показывает. Начинать нужно с непродолжительного времени, постепенно увеличивая.

Пятый этап обучения можно разделить на два направления, который идут параллельно друг с другом. Первое направление — это расширение словарного запаса и отработка 4 этапа. На этом этапе вводят карточки свойства предметов (цвет, форма, размер). Для начала педагог подмечает для себя, какие свойства привлекают ребенка в желаемых предметах. Первыми вводят именно эти карточки. Все делается по аналогичному алгоритму с предыдущим шагом. Постепенно увеличивается количество карточек -прилагательных, а составленные фразы состоят уже из 3-4 карточек. (Я хочу красный мяч, дай мне большую машину, я хочу круглую книгу и т.д.).

Второенаправление - обучение отвечать на простой вопрос«Что ты хочешь?» при помощи карточек. Перед началом построения фразы педагог задает вопрос «Что ты хочешь», одновременно показывая на карточку «я хочу». Так как ребенку знакомы последующие действия, он беспрепятственно выстроит фразу. Если же этого не происходит, педагог помогает ребенку.  Со временем любая жестовая подсказка педагога производится сначала с задержкой, а затем и вовсе убирается, оставляя только вопрос.

Шестая стадия обучения – обучение делать комментарии при помощи карточек. Ребенок должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности, сколько на назывании данного явления. В начале, педагог действует так же, как и на предыдущих этапах: задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает.

Чтобыдойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться. Зачастую спонтанные комментарии трудно даются воспитанникам, имеющим небольшой опыт общения с помощью системы PECS. Работа с такими детьми должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласую с остальными общее направление.

На практике введение системы PECS бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. Причиной этому служит не в затруднения самого ребенка, а в неправильные действия родителей и педагогов. Ошибки бывают следующие:

  1. Страх. При малейшей неуспешности в приобретении навыка обмена карточками родители отказываются от данной системы и возвращаются к занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий. Опасения возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыка звукопроизношения приведет к общению.
    2
    . Закрепление «не коммуникативных» действий. На практике встречаются помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке (без его внутренней мотивации). Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться, когда он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых. Также существует проблема закрепления нежелательного поведения со стороны взрослого. Взрослый, сталкиваясь с криками, истериками отходит от системы PECS, давая ребенку требуемый предмет, тем самым закрепляя у него в сознании, что нежелательное поведение приводит к результату.
    3. Слишком быстрый переход к этапу различения карточек. Пренебрежение вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию карточек.
    4. Ограниченная среда обучения. Очень важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка везде, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

5. Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях. Ограниченный набор карточек для просьб мотивационных стимулов часто не позволяет навыкам коммуникации последовательно развиваться. В данном случае общение становится принужденным и бессмысленным.
6. Зависимость от подсказок. Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.

7. Требование речевых реакций в процессе использования карточек. Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов.

8. Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек. Чтобы ограничить использование предмета, нельзя убирать карточку – просто нужно научиться говорить ребенку «Нет» на его назойливые просьбы.

В нашем саду мы используем систему PECS с января 2019 года. Изначально, обучение по системе, проводилось с шестью детьми. С каждым ребенком в индивидуальной форме. Все они находились на разной стадии обучения в силу своих индивидуальных особенностей. На конец 2020-2021 учебного года все воспитанники успешно освоили данную систему до 4 – 5 этапа. За это время были сделаны коммуникативные книги домой, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно, проведены тренинги и консультации для родителей. Также сделано пособие визуального расписания для занятий в группе, что позволяет ребенку четко понимать, что за чем следует и что он будет выполнять в данный момент.

Практика показывает, что данная методика успешно влияет на развитие детей не только в коммуникативном, но и в познавательном и речевом развитии. У детей появилась заинтересованность в предлагаемых педагогами видах деятельности, также они стали проявлять инициативу и «озвучивать» педагогу то, чем желают заниматься в данный момент (поливать цветы, рисовать красками, собирать пазлы, рассматривать картинки и т.д.), данная методика благоприятно повлияла на эмоциональное состояние детей, поведение. Дети стали более спокойно реагировать на смену деятельности, уменьшилось количество криков, истерик и агрессивного поведения.

В сентябре этого учебного года к нам пришли новые дети, с которыми мы начинаем наш путь с самых азов, с первого этапа. Планируемые результаты к концу обучения – научить взаимодействию с окружающими их людьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР. Воспитатель: Довженко Юлия Анатольевна I квалификационная категория 2021

Слайд 2

Счастье — это когда тебя понимают! Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.

Слайд 3

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация Нарушение слуха Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия , апраксия). Интеллектуальные проблемы Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм) Специфические органические проблемы артикуляционных органов Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз). Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта). Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

Слайд 4

Цель - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. 1 этап

Слайд 5

Цель - закрепить и обобщить навык подачи карточки коммуникативному партнеру, для того, чтобы получить желаемый предмет. Шаг 1. Снять картинку с книги (папки для карточек). Шаг 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и педагогом. Шаг 3. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и книгой. Шаг 4. Постепенное прекращение использования подсказок. Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации. 2 этап

Слайд 6

3 этап Цель – различение стимулов. Шаг 1: выбор из двух карточек (карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить). Шаг 2: выбор из двух желаемых предметов. Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.

Слайд 7

4 этап Цель - усложнение реакции (учится складывать несколько карточек в предложение). Прикрепить в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подать эту полоску коммуникативному партнёру. Конечный результат: открывает книгу - > находит символ «Я хочу» -> наклеивает его на полоску - > находит изображение предмета -> наклеивает на полоску -> отрывает полоску от книги -> подходит к коммуникативному партнеру и подает эту полоску. К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.

Слайд 8

5 этап Цель - обучение ребенка реагировать на вопрос «Что ты хочешь?» педагог, держит в руках предмет, который хочет получить ребенок обращается к ребенку с вопросом и одновременно указывает пальцем на карточку в коммуникативной книге ребенка - на символ «Я хочу» ребенок берет этот символ и прикрепляет его на полоску добавляет карточку желаемого предмета протягивает полоску педагогу (просит таким образом предмет)

Слайд 9

6 этап Цель - обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, и таким образом привлекать внимание окружающих. I этап : выбор соответствующих ситуаций и подготовка коммуникативной книги (оставить на поверхности только карточку: "Я вижу..." и подготовить те карточки, которые будут соответствовать предметам, которые видит ребенок). показ нового предмета «Что ты видишь?» Ребенок берет карточку "Я вижу..." и карточку с изображением нового предмета.

Слайд 10

II этап : обучение ребенка различению карточек "Я хочу…" и "Я вижу…". На поверхности книги выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов. Ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы «Что ты хочешь?» и «Что ты видишь?». Нужно обучить ребенка комментировать спонтанно, а не реагировать на вопрос, а также постоянно поддерживать спонтанные просьбы предметов или действий. 6 этап

Слайд 11

Трудности, возникающие в процессе Страх Закрепление «не комунникативных » действий Торопливость Ограниченная среда Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях Зависимость от подсказок Требование речевых реакций в процессе использования карточек Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек

Слайд 12

Пособия, разработанные для детей и родителей.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе альтернативного метода коммуникации с помощью карточек PECS

В данном разделе размещены материалы по внедрению в коррекционный процесс метода альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS...

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь....

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"

Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...

Методика альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

PECS – это коммуникационная система обмена изображениями...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»

laquo;РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК  PECS»...