Комплекс логопедических упражнений: "Артикуляционные сказки".
тренажёр по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Мельникова Елена Павловна

Комплекс логопедических упражнений для постановки свистящих и шипящих звуков для детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Артикуляционные сказки

Комплексы логопедической гимнастики для детей с нарушениями звукопроизношения от трёх до пяти лет

                                                      Разработаны учителем-логопедом ГДОУ №75

                                                                                                                 Мельниковой Е.П.

Санкт-Петербург

2018

Примечание:

Комплекс 1 – рекомендуется использовать в работе по коррекции свистящих звуков.

Комплекс 2 – рекомендуется использовать для постановки шипящих звуков.

Комплекс 3 – рекомендуется при переключении движений языка из нижнего положения к верхнему (для постановки звуков верхнего подъёма).

Комплекс 4 – рекомендован для коррекции соноров.

Комплекс № 1.

1. Повторение упражнений для губ:

Наш весёлый Язычок вспомнил, как он умеет играть с губами в интересные игры: «Свои губы прямо к ушам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. А сейчас я дудочка, дудочка – побудочка. Мне понравилось играть – повторю-ка всё опять».

2. Приоткрыл Язык окно (раскрыть рот), а на улице тепло. Язычок пошёл гулять, по ступенечкам шагать (касание кончиком языка нижних зубов).

3. Поспешил Язычок на крылечко, а там красить всё пора: «Челюсть ниже опускаем, язычку мы помогаем – красим кисточкой крылечко» (движение кончиком языка от основания нижних зубов к краям снизу-вверх).

4. «А на крылечке кот лежал – свою спинку выгибал (упр. «горка или мостик»). Вдруг он мышку увидал и за нею побежал – выдвигание языка вперёд через чуть разжатые челюсти. Ловкий кот мышку за хвостик поймал – прикусывание зубами кончика языка.

5. Наш Весёлый Язычок тоже решил поиграть в игру «кошки-мышки» (движение языка на нижнюю губу и отведение его за нижнюю губу). Язычок в тайничке тихо сидит, молчит (удержать язык между нижней губой и нижними зубами). А потом выбегает и дальше прячется (движение языка на нижнюю губу за нижние зубки).

6. Наигрались язычок и котик. А кот его на пироги приглашает (упр. «блинчик-лепёшка»). Только Язычок отказался: «Пироги пеки не из мышек, из муки!» (пошлёпать губами по языку: «пя-пя-пя»).

Комплекс № 2.

1. Наш Язычок заболел, лежит в кроватке и вспоминает слова врача: «Язык широкий положи и спокойным полежи!» (Упр. «Лопатка»).

2. Тут пришла мама, стала лечить больной Язычок. Принесла молока (лакательные движения широким языком), налила в чашечку и сказала: «Язык широкий положи,  края приподними. Получилась чашка, кругленькая чашка. «Чашку в рот мы занесём, её бока к зубам прижмём» (упр. «Чашечка»).

3. Потом мама дала Язычку малинового варенья. Испачкалась верхняя губа, её надо облизать (упр. «Вкусное варенье»).

4. Ещё Язычку пришлось принять таблетку (присасывающее движение передней частью языка за верхними зубами).

5. После еды пришлось почистить зубы: «Чисти зубы, чисти зубы и снаружи и внутри, не болели чтоб они!» (Почистить языком верхние зубы снаружи и внутри из стороны в сторону).

6. Почистил Язычок и нёбо (упр. «Маляр»).

7. После лечения стало Язычку жарко (упр. «Фокус» - подуть на кончик носа через широкий язык, поднятый чашечкой к верхней губе). Пропотел он и стало ему легче (упр. «Улыбка»).

   

                                                Комплекс № 3.

1. Однажды встал Язычок пораньше, сделал гимнастику (упр. «Маятник», «Качелька», «Лошадка»).

        

2. Побежал Язычок в ванную умываться (цокающие движения языком), открыл дверь ванной, дверь заскрипела: «н-н-н».

3. Включил свет (касаемся кончиком языка верхней губы), открыл кран, полилась горячая вода: «ш-ш-ш», повернул другой кран, полилась холодная: «с-с-с».

4. Почистил Язычок зубки: сначала нижние, затем верхние (упр. «Чистим зубы»). Прополаскал рот (перекачиваем воздух из одной щеки в другую). Умылся ещё раз (круговые движения языка вокруг губ).

5. Мама купила Язычку воздушный шарик (надуть щёки), Язычок ещё больше надул его: «ф-ф-ф».

6. Ещё она купила Язычку барабан. Язычок взял палочки и забарабанил: «д-д-д» (упр. «Барабанщики»).

7. Так хорошо у Язычка прошёл день (упр. «Улыбка»).

                                                 

                                                 

                                                 Комплекс № 4.

1. Непоседа Язычок не сидит на месте. Очень он любопытный: открыл широко дверь, выглянул на улицу. Посмотрел вниз – нет ли луж на земле, а потом наверх – не идёт ли дождь? (Упр. «Качели»). Заглянул под крылечко (широкий язык вставить между губой и нижними зубами), заглянул под крышу (язык вставить между губой и верхними зубами).

2. Обул Язычок сапожки (потянуть узкий язык вниз), выбежал на улицу, стал шлёпать по лужам: «Пя-пя-пя» (шлёпаем губами по языку). Упала дождинка ему на нос, потянулся наш Язычок к носу за дождинкой (максимально поднимаем язык вверх).

3. Тут увидел Язычок качели и стал качаться вверх-вниз (динамические движения языка вне ротовой полости): «На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз. Я всё выше поднимаюсь, а потом – вниз!»

4. Потом наш Язычок зачерпнул дождевой воды в свой ковшик (движение языком от основания зубов к их краям: за нижними и верхними зубами).

5. Стал Язычок плескать из ведра воду на заборчик, чтобы помыть его (движение кончиком языка за нижними и верхними зубами справа-налево и слева-направо, рот широко открыт).

6. Очень чистый домик стал у Язычка (упр. «Улыбка»). Можно в гости приходить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....

О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика

пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсульти­роваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...

Комплекс основных упражнений артикуляционной гимнастики.

Уважаемые папы и мамы , бабушки и дедушки , вы сможете помочь вашему ребенку в преодолении речевого дефекта если каждый день или через день будете выполнять артикуляционную гимнастику по 5 -7 минут. А...

Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"

В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Предлагается комплекс артикуляционной гимнастики, в котором описаны различные статические и динамические упражнения....