Совместная игровая деятельность с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мельникова Елена Павловна
Иллюстрированный конспект игрового занятия для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровое занятие с детьми. 685.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №75 Красногвардейского района

Совместная игровая познавательная деятельность родителей с детьми подготовительного возраста на основе современных образовательных технологий.

Тема:         

«Формирование слоговой структуры и звуконаполняемости слова, как предпосылка успешного обучения в школе»

Учитель-логопед

Мельникова Е.П.

Санкт-Петербург

2021

Введение

Задачи обучения и воспитания

  1. Активизировать деятельность родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным задачам формирования звуко-слоговой структуры слова, которые осуществляются логопедом в совместной подгрупповой деятельности по этому разделу работы (на занятии присутствовали родители IV подгруппы, условно слабой по результатам диагностики).
  2. Показать родителям формы, методы и игровые приемы, которые наиболее эффективно и интересно могут быть использованы в домашних условиях для преодоления затруднений в произношении многосложных слов.
  3. С помощью показа практических приемов работы с детьми и предъявляя аналогичные задания с повышенной степенью сложности для взрослых повышать педагогическую компетентность родителей, обучать их конкретным приемам логопедической работы.
  4. Дать родителям представление о том, какими знаниями и умениями овладели дети после первого периода обучения в детском саду по разделу: «Формирование звукопроизносительной, слоговой структуры слова и фонематического восприятия».
  5. Познакомить родителей с играми, направленными на коррекцию речи по данному разделу работы. Помочь родителям оценить подготовленность их детей к школе.
  6. Воспитывать чувство сопереживания, поддержки в паре: «мама – ребенок», чувство гордости у детей за успехи их родителей.
  7. Активизировать речевую деятельность детей, включение детей и взрослых в совместный диалог, в заучивание стихотворений, в рассказывание сказок с использованием мнемотаблиц.
  8. Привлечь родителей к использованию современных технологий в работе с ребенком дома (ТРИЗ, сказкотерапия, алгоритм, мнемотехника).
  9. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений, определение воспитательной стратегии в общении со своим ребенком.

        

Используемые инновационные педагогические технологии

Мнемотехника, пиктограммы, сказкотерапия, алгоритм, ТРИЗ.

Оборудование

  1. Фонарики зеленого и синего цвета.
  2. Таблицы с наклеенными картинками.
  3. Дерево с кружками-слогами для детей, для родителей – слоговые таблицы.
  4. Разрезные картинки, карточки с цифрами и кружками для детей и взрослых.
  5. Ребусы.
  6. Кружочки – «гусеница».
  7. Предметные картинки.
  8. Картинки-рифмы по 3-4 на каждого участника.
  9. Мнемотаблицы по сказкам с использованием пиктограмм.

Структура занятия игровой познавательной деятельности

  1. Введение в игровую ситуацию, мотивационная коррекционная игра.
  2. Постановка проблемы, затруднений в игровой ситуации.
  3. Совместный поиск выхода (родители, дети) из затруднений.
  4. Повторение и  развивающие игровые ситуации.
  5. Оценка совместной деятельности детей и их родителей.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Логопед обращается к родителям: «Здравствуйте, сегодня мы поиграем с вами так, как можно играть с маленькими детьми, Все игры, в которые мы будем играть, можно использовать дома в работе с детьми».

  1. Основная часть.

Логопед предлагает вспомнить, какие бывают согласные звуки.

Ответы: мягкие, твердые, звонкие, глухие.

Игра 1. «Подними фонарик».

        Цель: дифференциация мягких и твердых согласных (С – Сь) в начале, середине, конце слова.

На звук «С» родители и дети поднимают синий фонарик, а на звук «Сь» - зеленый. Слова: СОК – СЁК,  КОСЫ – КОСЕЦ – КОСЬБА, ОСЫ – ОСИ, ОВЁС – ЛОСЬ – ЛЕС – ЛЕЗЬ (Сь).

См. Слайд 1.


Игра 2. «Звук к звуку добавляем – слово получаем».

Цель: Упражнять в звуковом синтезе и анализе слов.

У детей и взрослых таблицы с картинками. Нужно выделить из названия картинки первый звук, звуки сложить в слова. Слова дети и мамы записывают в листки и там же выполняют звуко-слоговой разбор слов.

См. Слайд 2.

Игра 3. «Слог к слогу прибавляем – слово получаем».

        Цель: Упражнять детей и взрослых в составлении слов из слогов, формировать представления о слогоритмической структуре слова.

        Игра для детей с «волшебным» деревом, на котором прикреплены яблоки-слоги. Дети составляют из слогов слова и печатают ихв листок. Родители составляют слова по таблице «Разбросанные слоги» и также записывают их в листок. Победители награждаются призами.

См. Слайд 3.


Игра 4. «Разрежь и сложи картинку».

Цель: Упражнять в делении на слоги многосложных слов (ПИРАМИДА, ЧЕБУРАШКА, ГУСЕНИЦА, НЕВАЛЯШКА, ОДУВАНЧИК, СНЕГОВИК) и в составлении слова-картинки из частей с определением количества слогов.

Дети и взрослые разрезают картинки на такое количество частей, сколько слогов в ее названии. Проверяют правильность выполнения задания отхлопыванием по разрезанным частям ладонью ведущей руки.

Обратное задание: из частей сложить картинку и поднять цифру или количество кружков, соответствующее числу слогов в названии картинки.

См. Слайд 4.

Игра 5. «Реши ребус».

Цель: Развитие внимания, памяти, мышления. Стимуляция процессов наблюдения, познания, требующих активной работы мысли.

Родители и дети вместе учавсвуют в отгадывании предложенных логопедом ребусов (карточки).

См. Слайд 5.

Игра 6. «Гусеница».

Цель: Упражнять детей и взрослых в умении выделять из цепочки букв слова.

Дети совместно с мамами рассматривают «гусеницу», которая состоит из зеленых кружков с напечатанными на них буквами. Из последовательной цепочки букв нужно сложить слово (берут 3, 4, 5 букв), не нарушая порядка расположения букв. Читают получившиеся слова. Обратный этап в работе: сложить «гусеницу» от головы до хвостика из своих слов-кружков.


        ДЫ     М            А         К       И      Т      И      Р       О      Т       О      М     И       Р      И

                                                                                                  С

См. Слайд 6.

Игра 7. «Распутай слово».

Цель: Предупреждение в речи детей ошибок в виде перестановки слогов в слове.

Детям и родителям предлагается набор картинок: ножницы, гитара, цыпленок, сапоги, конфета, ведро, самолет, гусеница. Логопед предлагает отгадать «непонятное» слово и соотнести его с картинкой, назвав слово правильно.

МОСАЛЕТ 🡪  САМОЛЕТ                        ТАФЕКОН 🡪 КОНФЕТА

СЕГУНИЦА 🡪  ГУСЕНИЦА                НИНОЖЦЫ 🡪 НОЖНИЦЫ    и т.д.

См. Слайд 7.

Игра 8. «Придумай загадку».

Предлагается модель составления загадок с помощью методики ТРИЗ.

Цель: Учить коллектив взрослых и детей составлять загадки по предложенной модели.

Модель: объект 🡪свойства 🡪 такие же свойства у других объектов.
Загадка про цыпленка:
«
Желтый, но не солнышко;
пушистый, но не котенок;
пищит, но не мышка».

Модель: объект 🡪схожий объект 🡪 отличия.
Загадка про самолет:
«Как птица, но громадный и тяжелый;
летает, как воздушный шарик, но прочный;
ревет, как медведь, но неживой».

См. Слайд 8.

Игра 9. «Поэты».

Цель: Упражнять детей и взрослых в рифмовании слов, ориентируясь на задание и ритмическую структуру слова.

У детей и взрослых лежат картинки:
метелка, роза, елка, балкон, двери, щенки, береза, банан, звери, венки, мимоза и т.д., - по 4-5 картинок на каждого. Требуется составить цепочку рифмующихся слов: роза – береза – мимоза и т.д.

См. Слайд 9.

Игра 10. Сказочники.

Сказкотерапия с применением мнемотаблиц.

Цель: Активизировать речевую активность, умение интересно излагать содержание сказок, придуманных по модели мнемотаблицы. Развивать совместную творческую инициативу, умение коллективно выходить из проблемной ситуации, поддерживая и помогая друг другу.

У детей и родителей – мнемотаблицы с содержанием сказок, главные действующие лица и события изображены схематично. В таблицах есть условные обозначения – символы гласных и согласных звуков.

Родители с детьми обсуждают , какую сказку они придумают . После обсуждения ребенок или мама с ребенком рассказывают остальным свою сказку. Все участники поощряются призами.

См. Слайд 10.

Итог занятия

        Логопед благодарит родителей и детей, отмечает удачные моменты совместной деятельности, расставляет для родителей акцентные проблемные моменты в дальнейшей совместной работе по развитию и совершенствованию речи детей.

        Проводится небольшое устное анкетирование:

  1. Насколько интересна для родителей совместная форма проведения игровой познавательной деятельности?
  2. Что показалось самым интересным?
  3. Выслушиваются пожелания родителей коллективу группы.

Конец занятия


Слайд 1. К игре «Подними фонарик»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160211.JPG

Слайд 2. К игре «Звук к звуку добавляем – слово получаем»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160218.JPG


Слайд 3. К игре «Слог к слогу прибавляем – слово получаем»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160225.JPG


Слайд 4. К игре  «Разрежь и сложи картинку»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160242.JPG

Слайд 5. К игре «Реши ребус»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160301.JPG


Слайд 6. К игре «Гусеница»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160269.JPG

Слайд 7. К игре «Распутай слово»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160264.JPG

Слайд 8. К игре «Придумай загадку»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160226.JPG

Слайд 9. К игре «Поэты»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160255.JPG

Слайд 10. К игре «Сказочники»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160275.JPG

Слайд 11. К «Итогам занятия»

D:\Елена\Аттестация2011\ФотоЗанятияПоСовместнойДеятельности\PC160304.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной игровой деятельности с детьми средней группы "Назови друга ласково"

Конспект совместной игровой деятельности для детей средней группы....

Конспект совместной игровой деятельности с детьми второй группы раннего возраста №3 на тему: "Прогулка в весенний лес"

Конспект совместной игровой деятельности с детьми  второй группы раннего возраста №3на тему: "Прогулка в весенний лес"...

Совместная игровая деятельность с детьми младшей группы на тему "Игры наших бабушек и дедушек"

Расширять представления малышей о русской культуре, быте, обычаях, играх....

Интерактивная презентация к совместной игровой деятельности с детьми младшей группы на тему «Сказочная угадайка"

Интерактивная презентация к совместной игровой деятельности с детьми младшей группы на тему «Сказочная угадайка"...

Мероприятие "Гости группы" Конспект совместной познавательной деятельности с детьми подготовительной группы «Грибные истории»

Обобщить и систематизировать знания детей о грибах, местах их произрастания, правилах поведения в лесу, бережном отношении к природе....

Совместная игровая деятельность с детьми подготовительной группы на 1-е полугодие

Совместная игровая деятельность с детьми подготовительной группы на первое полугодие...