Коррекционно-развивающая работа по АОП для слабовидящих детей 3-4 лет
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Баранова Ксения Викторовна

Коррекционно-развивающая работа по АОП для слабовидящих детей  3-4 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slabovidyashch_3_goda.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение

Коррекционно-развивающая работа по АОП для

слабовидящих детей  3-4 лет

Ф.И. ребёнка: Н.В.

Дата рождения: 27.08.2018 г.
Группа: 2 младшая

Психические функции

Задачи коррекционно-развивающей работы

Развитие мышления

- развитие мыслительной активности;

- обучение сравнению предметов;

- развитие умения обобщать предметы.

Развитие внимания

- расширение объёма внимания;

- развитие умения самостоятельно складывать разрезные картинки с разной конфигурацией разреза;

- обучение нахождению разницы в деталях предметов при их сопоставлении.

Развитие памяти

- развитие зрительной и словесно-логической памяти;

- развитие произвольной памяти.

Развитие восприятия

- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса по подражанию и образцу;

- формирование пространственных ориентировок в координатах.

Развитие речи

- формирование умений слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию.

Планируемые результаты

Возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

Целевые ориентиры

Познавательное развитие

Речевое развитие

Мышление

Развитие мыслительной активности.

Решает простейшие интеллектуальные задачи, стремиться к получению результата.

При затруднениях обращается за помощью.

Обучение сравнению предметов.

Сравнивает и соотносит предметы по величине, цвету и форме путём зрительного соотнесения.

 Называет или показывает по просьбе взрослого необходимый сенсорный эталон.

Развитие умения обобщать предметы.

Сравнивает предметы на основании заданных свойств, улавливает взаимосвязи между ними и группирует.

Называет обобщающие понятия или находит группы нужных предметов по просьбе взрослого.

Внимание

Расширение объёма внимания

Удерживает в поле зрения 2-3 объекта, выполняет действия с ними, вычленяет их свойства.

Внимательно слушает вопросы взрослого, отвечает на них.

Развитие умения самостоятельно складывать разрезные картинки с разной конфигурацией разреза

Поисковые действия приобретают направленный характер с учётом достигаемого результата.

Принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов.

Сам задаёт вопросы, просит помощи, называет объект.

Обучение нахождению разницы в деталях предметов при их сопоставлении.

Направляет своё внимание на знакомство с новым познавательным содержанием.

Выполняет элементарные обследовательские действия

Называет предметы ближайшего окружения и признаки их внешнего вида.

Память

Развитие зрительной и словесно-логической памяти.

Повторяет за взрослым действия и фразы.

Сохраняет дружелюбный тон общения, говорит фразы из двух слов.

Развитие произвольной памяти

Удерживает в памяти 3-4 предмета.

Принимает, понимает и выполняет словесную инструкцию.

Восприятие

Развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса по подражанию и образцу

Пытается использовать рекомендованные взрослым способы действия, действует по подражанию.

Слушает педагога, реагирует на общение, испытывает положительные эмоциональные ощущения от общения со взрослым, от выполнения совместных игровых действий с детьми.

Формирование пространственных ориентировок в координатах.

Различает пространственные направления: направо-налево, вперёд-назад, вверх-вниз.

Перспективный план коррекционно-развивающих занятий.

Используемые программы:

  1.  Комплексная образовательная программа «Тропинки» (под ред. В.Т. Кудрявцевой).
  2. «Коррекционно-развивающая программа для детей от 2 до 3 лет»  Н.Ю. Пронина
  3. «Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для дошкольников от 3 до 5 лет» А. Ганина

Темы

Задания и цели

«Наш огород»

Учить узнавать овощи, ягоды выбирая нужную картинку или муляж по просьбе взрослого. Группирование по величине, цвету. Знакомство с поятиями кислый, сладкий.

 Аппликация «Что растет на нашей грядке». Цель: Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие.

Лепка «Тыква».  Цель: развитие мелкой моторики.

Логоритмика: «В нашем поле»; «Яблонька», «Картошка», «Лук», «Грибок»; «Выход есть из огорода», «Колесо» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности.

«Чего не стало?» (на материале по теме «Овощи»). Цель: развитие внимания и памяти.

«Волшебный мешочек». Цель: с помощью тактильных ощущений учить узнавать фрукты, овощи.

«Магазин овощей и фруктов». Цель: учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования.

«Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты). Цель: развитие паяти и внимания.

«Что мы купили в магазине?». Цель: узнавать и называть предметы. Учить строить 2-3 предложения, объединенных одним сюжетом. Развитие умственной активности детей, побуждение к диалогу.

Изучаем цвета  

Цветовое восприятие, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.

Аппликация: «Цветной зонтик»; лепка «Радуга», «Украсим фартук для бабушки». Цель: развивать мелкую моторику, восприятие цвета, умение действовать по подражанию.

Логоритмика: «Радуга-радужок», «Порисуем», «Мяч», «Я рисую» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности.

«Сложи узор» - «длинный и короткий заборчики». Развитие мелкой моторики, восприятие цвета, закрепление понятия длинный  - короткий.

«Разноцветные комнаты». Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.

«Веселые прищепки». Цель: группирование по цветовому спектру.

Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы». Цель: Умение рисовать круглую форму, развитие моторики, восприятие цвета.

Лепка «Мухомор». Цель: Развитие моторики, умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора.

Рисование карандашами «Воздушные шарики». Цель: Цветовое восприятие (нарисовать к каждому шарику  ниточку того же цвета), развитие внимания.

«Башня». Цель: развитие цветового восприятия, развитие моторики.

В стране фигурок

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником, овалом и их названиями.

Учить рисовать круг, округлую форму фруктов (апельсин, яблоко).

Учить рисовать квадрат (подарки, телевизор).

Учить рисовать треугольник (елка).

Учить рисовать овал (огурец).

Цель: развитие мелкой моторики.

Д/и «Найди пару: веселые фигуры». Цель: Формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

«Волшебный мешочек». Цель: с помощью тактильных ощущений учить узнавать геометрические фигуры.

Д/и «Фигуры». Цель: Нахождение предметов той же формы, что и образец. Вспомнить как можно больше предметов заданной формы.

«Построим домик для фигур». Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.

Аппликация «Гусеница». Цель: действие по образцу.

«Величина»

Формирование элементарных математических представлений о величине.

Д/и «Корзинки». Цель: Группирование на три размера. Закрепление понятий «большой», «средний», «маленький».

«Построим башню». Цель: Ознакомление  со способами соотнесения  предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький».

«Красивый коврик». Цель: Закрепление цвета, формы, величины. Развитие мелкой моторики.

Логоритмика: «Великаны и гномики», «Посадили цветок», «Большая собака» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности.

«Мячики и кубики»

Наклеивание заготовок мячиков и кубиков в разные коробки, располагая их в нутрии обозначенного пространства. Развитие мелкой моторики.

Логоритмика: «мяч», «Ежик», «Клубок катится», «Ягодка», «Дом» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности.

Сортировка больших и маленьких мячей.

Игра «Попади в цель». Цель: развитие  точности движений.

«Разноцветные мячики». Цель: развитие слухового внимания, цветового восприятия, мелкой моторики.

Блоки Дьенеша

«Мишка». «Зайка», «Грузовика», «Трактор». Восприятие геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по форме и цвету.

Рисование на песочном столе

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

«Листочки на деревьях», «Заборчик», «Украсим наволочку для подушки», «нарисуй ворсинки к щетке», «Следы на снегу», «Елка», «Гусенница», «Тыква», «Крош», «Снежинки», «Цветок», «Салют», «Бабочка», «Кошка», «Собака». Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

«Домашние и дикие животные и их детеныши»

Узнавание животных и их детенышей. Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т.д.). Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина).

«Сложи узор» «Домик для мамы, домик для детеныша». Цель:  Развитие моторики, цветового восприятия. Умение  работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький.

Лепка: «Угощение для Тузика». Цель: умение лепить предмет (кость) из целого куска пластилина.

Части тела домашних животных. Какую пользу они приносят.

«Кто злой кто добрый?». Цель: Знакомство с эмоциями животных.

Пособие «Слушать интересно» (животные). Цель: развитие слухового восприятия.

«Дикие и домашние животные». Цель: Развитие навыков сравнения и обобщения, умение группировать картинки.

«Чего не стало?» (на материале темы «Домашние и дикие животные и птицы»). Цель: развитие внимания и памяти.

«Кто что ест?». «Кто где живеет?». Цель: Уточнять представления ребенка о том, кто что ест  и кто где живет.

«Птицы»

Называть части тела птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы.

Пособие «Слушать интересно» (птицы). Цель: развитие слухового восприятия.

Аппликация: Сова. Цель: Развитие мелкой моторики.

Логоритмика: «Сова», «Пугало», «Сорока-белобока» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности.

«Мебель»

Развитие речи и мышления, знакомя детей с понятием мебель. Вводить понятия «кухонная мебель», «мебель для спальни».

«Игрушки»

Развития мышления. Введение в речевую практику детей слово «игрушки», раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки.

«Питание»

Д/и «Парные картинки: съедобное – несъедобное. Цель: Развитие зрительного восприятия, речи, обогащение словарного запаса. Закрепление понятий съедобное – несъедобное.

«Одежда»

Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их.

«Попробуй, расстегни». Цель: Закрепление понятия «одежда». Развитие мелкой моторики, навыков самостоятельности.

«Обувь»

Ввести в активную речь детей слова, обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь».

«Шнуровка». Цель: развитие мелкой моторики.

Д/и «Шапочка и ботиночки». Цель: Эмоциональное развитие, умение подбирать к заданному цвету  цветные заготовки, умение работать по инструкции.

«Транспорт»

Формировать понятие «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

«Специальные машины». Цель: закреплять представление о специальных машинах. Учить замечать характерные признаки.

Времена года

«Зима». Цель: Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слово «зима» и сочетание слов  «зимнее время года».

«Когда это бывает?». Цель: Закреплять знания ребенка о частях суток, упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день вечер, ночь).

«Весна». Цель: Учить рассматривать картинку с развернутым сюжетом, замечать некоторые детали в изображении одежды детей.

«Закрепление»

Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т.д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет.

«Чего не стало?» (На материале тем «одежда», «обувь», «мебель», «посуда» и др.). Цель: Развитие внимания и памяти.

«Отгадай, кто это? Что это?». Цель: Умение называть предмет по предложенным признакам, по его словесному описанию, развитие зрительной памяти, воображения, внимания.

«Убери лишнюю картинку». Цель: Упражнять в группировании предметов по классам, в исключении предмета, не подходящего к данной группе предметов по какому-либо признаку. Объяснять свои действия.

Сказки

Сказка «Курочка Ряба

Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки).

Сказка «Репка»

Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки).

Сказка «Колобок»

Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки).

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

(Обследование высших психических функций

по методике Е.А. Стребелевой)

Мышление.

1. «Достань ключик» Выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Критерии

Дата

Принимает задание, но не может самостоятельно проанализировать ситуацию, изображённую на картинке. Лишь со стимульной помощью решает задачу в наглядно-образном плане.

Принимает задачу, пытается решить её в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет изображённые объекты.

Принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»)

Не принимает задания

Внимание

1. «Переплетение линий» Оценка устойчивости внимания.

Критерии

Дата

Прослеживает взглядом линии, но иногда сбивается, прослеживает линии пальцем без ошибок.

Прослеживает линии с помощью пальца.

Внимание неустойчивое, не прослеживает линии даже с помощью пальца.

Отказывается выполнять задание.

2. «Найди отличия» Оценка концентрации внимания.

Критерии

Дата

Нашёл и перечислил 3 отличия со стимульной помощью педагога.

Нашёл и перечислил 2 отличия со стимульной помощью педагога.

Нашёл и перечислил 1 отличие со стимульной помощью педагога.

Отказывается выполнять задание.

Память

1. «Выполни действия» Оценка уровня развития слуховой памяти.

Критерии

Дата

Повторяет действия, фразы, допуская при этом единичные ошибки.

Удерживает в памяти лишь первые 2-3 действия, повторяет фразы со значительными изменениями и перестановками.

Удерживает в памяти 1-2 действия, не может повторить ни одной целой фразы, а лишь отдельные слова, не связанные между собой по смыслу.

Не выполнил ни одного задания.

2. «Чего не стало?» Оценка уровня развития зрительной памяти.

Критерии

Дата

Запоминает и удерживает в памяти 4 предмета.

Запоминает и удерживает в памяти 3 предмета.

Запоминает и удерживает в памяти 2 предмета.

Отказывается выполнить задание.

Восприятие

1. «Разрезная картинка» Выявление уровня целостного восприятия»

Критерии

Дата

Принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленной пробы.

Принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

Не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

Отказывается выполнять задание

2. «Цветные кубики» Выявление уровня восприятия цвета (выявление по слову названия цвета)

Критерии

Дата

Принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову 2-3 цвета, но не называет.

Принимает задание, сличает 2-3 цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию.

Не понимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.

Не понимает инструкцию, отказывается выполнять задание.

Заключение по результатам диагностики

Дата_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...