Коррекционно-развивающая работа по АОП для дошкольника 5 лет с тяжёлым нарушением речи
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Баранова Ксения Викторовна

Коррекционно-развивающая работа по АОП для дошкольника 5 лет с тяжёлым нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_let_tnr.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение

Коррекционно-развивающая работа по АОП для дошкольника 5 лет с тяжёлым нарушением речи

Ф.И. ребёнка : К.А.

Дата рождения: 30.10.2015 год

Группа: Старшая

Сферы деятель-ности

Психические функции

Задачи коррекционно-развивающей работы

Познава-тельная сфера

Развитие мышления

 Развитие умений:

- сравнивать предметы по нескольким критериям: по функциям, свойствам, качествам, происхождению;

- классифицировать предметы по их свойствам, качествам, назначению и происхождению;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие внимания

- развитие концентрации, переключения, устойчивости внимания;

- стимулирование работоспособности, снижение утомляемости.

Развитие памяти

- развитие умения описывать предметы с использованием карт-моделей и приводить для этого примеры из личного опыта.

Развитие восприятия

Развитие умений:

- воспринимать объекты целостно, выделять индивидуальное своеобразие предметов, их детали;

- узнавать объекты в разном положении, объекты, изображённые разными способами;

- выделять основные признаки объекта, его главные части и второстепенные признаки.

Речевая сфера

Развитие речи

- устанавливать ассоциативные связи между словами, между словом и образом;

- учить  понимать сравнения, метафоры, эпитеты, применять их при построении собственного высказывания.

Планируемые результаты

Возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

Целевые ориентиры

Познавательное развитие

Речевое развитие

Мышление

Сравнивать предметы по нескольким критериям: по функциям, свойствам, качествам, происхождению.

Сравнивает предметы на основании заданных свойств, улавливает взаимосвязи между ними и группирует.

Называет обобщающие понятия или находит группы нужных предметов по просьбе взрослого, аргументирует свой ответ.

Классифицировать предметы по их свойствам, качествам, назначению и происхождению.

Классифицирует, исключает и обобщает по существенным признакам.

Комментирует свои действия, объясняет полученный результат.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Выделяет свойства объектов и явлений, их особенности и характерные черты, действует по аналогии.

Логически рассуждает, объясняет, описывает, доказывает, отгадывает загадки.

Внимание

Развитие концентрации, переключения, устойчивости внимания.

Концентрируется одновременно на 5 предметах, удерживает их в уме; сохраняет внимание не отвлекаясь и не ослабляя его;   успешно переключается с одного вида деятельности на другой; эффективно распределяет внимание, выполняя одновременно несколько дел; умеет сосредотачивать внимание по требованию.

Имеет развитое зрительное и слуховое сосредоточение, слухоречевое и речедвигательное внимание.

Стимулирование работоспособности, снижение утомляемости.

Испытывает положительные эмоции при выполнении интеллектуальных заданий, находится в спокойной, доброжелательной атмосфере.

Память

 Развитие умения описывать предметы с использованием карт-моделей и приводить для этого примеры из личного опыта.

Воспроизводит материал, усвоенный в результате наблюдений и практической деятельности с опорой на схемы или модели.

Отвечает на вопрос развёрнутыми фразами, логически последовательно.

Восприятие

Воспринимать объекты целостно, выделять индивидуальное своеобразие предметов, их детали.

Владеет целостным восприятием предмета или явления (синтетическое восприятие), вычленяет его свойства и особенности, делает логические выводы.

Аргументирует свой ответ, описывает свойства, признаки, особенности предметов и явлений (описательный тип восприятия), высказывает предположения о

появлении данных особенностей (объяснительный тип восприятия).

Узнавать объекты в разном положении, объекты, изображённые разными способами.

Успешно узнаёт предметы, нарисованные способом наложения, узнаёт предмет по его части.

Выделять основные признаки объекта, его главные части и второстепенные признаки.

Воспринимая объект выделяет его части и свойства (аналитическое восприятие), делает выводы о предмете в целом.

Перспективный план коррекционно-развивающих занятий.

Используемые программы:

  1.   Комплексная образовательная программа «Тропинки» (под ред. В.Т. Кудрявцевой);
  2.  «Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для дошкольников от 3 до 5 лет» А. Ганина;
  3.  «Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 4–5 лет группы риска по отклонениям развития» Л.А. Сырвачева, Л.П. Уфимцева.

Методы

Цели

1.

Диагностика (Входящая,

Итоговая)

Наблюдение

Узнать уровень психического и эмоционального развития ребенка.

2.

Дидактический метод

Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления, восприятия; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр. 

3.

Коммуникативный метод

Способствует активизации мозга в целом и в частности речевых зон. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации. 

4.

Психогимнастический метод

 Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику . Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении.

5.

Релаксационный метод

 Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.  

6.

Психокоррекционная работа

Развитие сенсомоторики, формирование моторных навыков, игровой и коммуникативной деятельности.

7.

Песочная терапия

Развивать элементарную продуктивную коммуникацию и продуктивное взаимодействие. Дать возможность ребенку быть самимсобой, поверить в свои силы, научитьсясамостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции и развития мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности.

8.

Игротерапия

Развитие умения изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств, умения освободиться от негативных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. Повышение интереса к театрализованной деятельности. Формирование желания играть в коллективе. Развитие речи, развитие коммуникативных навыков, успешная социализация в обществе.

Мероприятия

Задания

Диагностика

(Входящая,

Итоговая)

Диагностика психического развития детей старшей группы (Стребелева Е.А.,  Шарохина В.Л., ФоминаЛ.В., Сырвечева Л.А.).

Формирование графомоторных умений (Приложение 2)

Штриховка; Упражнение «Дорожки»; Упражнение; Упражнение «Узоры»; Упражнение «Рисунок»; Упражнение «Узоры по клеткам»; Упражнение «Дорисуй»; Упражнение «Матрешки»; Упражнение «По точкам».

Формирование конструктивной деятельности (приложение 1)

Упражнение «Счетные палочки»; Упражнение со счетными палочками; Упражнение «Сложить геометрические фигуры по образцу»; Упражнение «Новогодняя гирлянда».

Развитие импрессивной речи, возможностей различения смысла (Приложение 3)

Упражнение «Что внутри?»; «Предлоги»; Игра «Что я делал, не скажу, лучше я вам покажу»; Игра «Выбери нужную картинку»; Игра «Веселые картинки»; Упражнение «Мы разные»; Упражнение «Солнечный зайчик»; Упражнение «Портрет»; Упражнение «Оцени поступок»; Игра «В лесу»; Игра «Выбери девочку!»; Игра «Путешествие в мир эмоций»; Упражнение «Осознанность ребенком отношения к нему его близких»; Игра «Бездомный котенок»; Упражнение «Мое ласковое имя» ; Упражнение «Кто мы?»; Упражнение «Ласковое имя»; Упражнение «Хочукалки»; Упражнение «Зоопарк»; Упражнение «Закончи рисунок»; Упражнение «Разговор сквозь стекло»; Игра «Радио»; Упражнение «Зеркало»; Упражнение «Ты – мое зеркало»; Упражнение «Тень»; Упражнение «Веселая сороконожка»; Упражнение «Какие девочки, какие мальчики»; Упражнение «Волшебный стул»; Игра «Кто сказал?»; Игра «Пожелание».

Релаксационные

упражнения

 Релаксация «Я-Цветок»;

«Зоопарк»; «Лифт»; «Глубокое дыхание»; «Замедленное движение»; «Улыбка»; «Игра с песком»; «Муравей»; «Пчелка»; «Бабочка»; «Вибрация»; «Лошадки»; «Слон»; «Замедленное движение»;«Бубенчик»; «Ленивая кошечка»; «Задуй свечу»; «Озорные щечки»; «Злюка успокоилась»; «Рот на замочке»; «Лимон»; «Пара»; «Полет высоко в небе»; «Необычная радуга»; «Качели».

Психокоррекционная работа

Игры и упражнения направленные на развитие сенсорных эталонов – «Найди квадрат», «Залатай коврик», «Дорисуй бусы», «Найди пару».

Игры и упражнения направленные на развитие целостности восприятия- «Дорисуй недостающую деталь», «На что это похоже», «Какие фигуры спрятались».

Использование пальчиковой гимнастики.

Работа с пластилином, аппликация, поделки из бумаги, изготовление бус.

Использование мозаики, собирание пазлов.

Использование прописей, шаблонов, раскрасок.

Срисовывание, дорисовывание, обводка по контуру , штриховка.Упражнения для слухового восприятия и обогащение речевого опыта.

Чтение .

Игры на установление связей и отношений с использованием речевых высказываний.

Методичное  подробное проговаривание всего, что  делают, объяснение. Придумывание вопросов и ответов на них.

Песочная терапия

  «Ладошки, пальчики и кулачки»; «Построй свой мир», «Построй свою поляну», «Построй свой город», «Построй свой детский сад», свободная тематика.

Игротерапия

Индивидуальная игровая терапия- подвижные, познавательные игры.  

Упражнения для слухового восприятия и обогащение речевого опыта.

Игры на установление связей и отношений с использованием речевых высказываний.

Методичное  подробное проговаривание всего, что  делают, объяснение.

Придумывание вопросов и ответов на них.

Упражнения для развития вербального мышления.

Игры для развития произвольной логической памяти.

Дидактические игры для развития ВПФ

«Подбери чашки к блюдцам»; Игра: « Что изменилось?»; Игра «Найди отличия»; Игра  «Лото настроений»; Игра «Кто кем станет?»; 
упражнение «Четвертый лишний»; Упражнение «Залатай коврик»;  «Думающий колпак»; «На что похоже?»;«Магнитный лабиринт»; « Чудесный мешочек»; Игра  «Спичечный узор»; Игра  «Сделай бусы»; «Слушать интересно»; «Зоя Сова».

Приложение 1

Игры и упражнения на формирование конструктивной деятельности

Упражнение «Счетные палочки»

Счетные палочки, спички (безопасные) – очень хороший материал для развития мелкой моторики. Предложите построить заборчик, лесенку, гору, дорожку, домик, лопату.

Упражнение со счетными палочками

Цель: развитие сенсомоторных реакций, координации, двигательной памяти, точности движений, мышечного тонуса, мышечной выносливости.

I этап

Материал: счетные палочки, образец рисунка.

Задание. Педагог предлагает ребенку по образцу выложить геометрические фигуры, предметы и т.д.

II этап

Материал: счетные палочки.

Задание. Педагог предлагает ребенку по замыслу выложить какой-либо рисунок.

Упражнение «Сложить геометрические фигуры по образцу»

Цели: развитие тонкой моторики, двигательной памяти, точности движений, представлений о геометрических фигурах, внимания, усидчивости, умения комбинировать, составлять целое из частей; выполнять задания по заданному образцу.

Материал: 25 палочек длинной 10 см и толщиной 1 см.

Инструкция

А. Перед ребенком выкладывается геометрическая фигура из палочек (квадрат, прямоугольник, треугольник).

Предлагается назвать фигуру и количество использованных палочек. Затем дается задание сложить из палочек такие же фигуры.

Б. Сложить геометрические фигуры, одинаковые по форме, но разной величины. (Сложить квадрат, больший по величине, чем предлагаемый образец.)

В. Сложить разные геометрические фигуры по образцу или заданию взрослого из различного количества палочек («Сложи квадрат из 4-х палочек, 8-ми палочек», «Сложи треугольник из 6-ти палочек, из 9-ти палочек»).

Ребенку предлагается посмотреть на сложенные геометрические фигуры и определить, чем отличаются эти фигуры друг от друга (количеством использованных палочек, количеством сторон, углов, величиной).

Упражнение «Новогодняя гирлянда»

Цели: развитие мелкой моторики рук, умения различать цвета; выделение заданной закономерности и удержание её.

Материал: три мишуры средней длины (40–50 см) разного цвета.

Инструкция. Предложить ребенку сделать новогоднее украшение на ёлку: из трех разноцветных лент мишуры сплести косичку – сначала красную, зеленую, белую, затем цветовая последовательность меняется.

Приложение 2.

Игры и упражнения на формирование графомоторных умений

1. Штриховка

Цель: развитие графических и автоматизированных движений, двигательной памяти, сенсомоторной координации, скорости реакций, быстроты и скорости движений, точности и темпа движений, соразмерности, мышечного тонуса, мышечной выносливости.

I этап

Материал: трафареты с геометрическими формами, цветные карандаши.

Задание. Педагог предлагает обвести трафарет любой геометрической фигуры, а затем раскрасить ее красным (зеленым, желтым и пр.) цветом, не заходя за контуры.

II этап

Материал: трафареты с различными картинками, цветные карандаши.

Задание. Педагог предлагает обвести трафарет любой картинки, а затем раскрасить ее соответствующим цветом, не заходя за контуры.

2. Графические упражнения

Упражнение «Дорожки»

Цель: развитие направленности движений, действий, реакций, динамической координации, моторной активности, точности и мышечной выносливости.

Материал: простой карандаш, лист бумаги с нарисованными дорожками (прямой, волнистой, ломаной, волнистой).

Задание. Педагог предлагает провести линию по середине дорожки, например, от машинки до гаража.

I этап: по прямой;

II этап: по волнистой;

III этап: по ломаной и т.д.

Упражнение

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, направленности движений, мышечной выносливости.

Инструкция: обведи линию по точкам.

Упражнение «Узоры»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания динамической координации, моторной активности, точности, направленности движений, мышечной выносливости.

Инструкция: продолжи узоры по клеточкам.

Упражнение «Рисунок»

Цель: развитие динамической координации, моторной активности, точности, направленности движений, мышечной выносливости, внимания и воображения.

Инструкция: обведи рисунок по точкам и раскрась его.

Упражнение «Узоры по клеткам»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Инструкция: продолжи узоры по клеточкам.

Упражнение «Дорисуй»

Цель: развитие динамической координации, направленности движений, моторной точности, внимания, воображения.

Инструкция: дорисуй картинки и раскрась.

Упражнение «Матрешки»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, творческого воображения.

Инструкция: раскрась матрешек по-разному.

Упражнение

Цель: развитие мелкой моторики, формирование пространственного восприятия, творческого воображения.

Материал: карточка с заданием, простой карандаш.

Задание. Просим ребенка, начиная со стрелки, аккуратно обвести по пунктирной линии карандашом, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, затем раскрасить получившиеся рисунки.

Упражнение «По точкам»

Цель: развитие моторной активности, сенсомоторных реакций, внимания, воображения.

Материал: картинка на белом листе и цветные карандаши.

Инструкция: попросить ребенка обвести и раскрасить картинки.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие психомоторной сферы ребенка, терпения, выносливости, внимания, мыслительных процессов.

Материал: карточка с заданием, простой карандаш.

Инструкция. Корабль дал гудок, матрос его услышал и понял, что пора отплывать. Но вот задачка – он немножко заблудился и самому ему никак не успеть. Помоги моряку найти дорогу к кораблю – нарисуй ее.

Приложение 3.

Развитие импрессивной речи, возможностей различения смысла

Упражнение «Что внутри?»

Цель: развитие речи ребенка, мышления и воображения.

Инструкция. Психолог называет предмет или место и просит ребенка в ответ называть что-то или кого-то, что (кто) может быть внутри названного предмета или места:

Дом – стол, шкаф – свитер, холодильник – кефир, тумбочка – книжка, дупло – белка, улей – пчелы, нора – лиса, пузырек – лекарство, кастрюля – суп, автобус – пассажиры, корабль – матросы, больница – врачи, магазин – покупатели.

Упражнение

Цели: понимание предлогов, составление рассказа.

Инструкция: рассмотри рисунки и составь предложения с использованием предлогов. Сочини сказку или рассказ о дружбе животных.

Упражнение «Предлоги»

Цели: учить понимать предлоги; развитие восприятия, мелкой моторики рук.

Материал: карточка с рисунком.

Инструкция: раскрась предмет, который находится на столе синим цветом; предмет, который над столом, – желтым; предмет, который под столом, – красным. А теперь назови предметы.        

Игра «Что я делал, не скажу, лучше я вам покажу»

Цель: закрепление в активной речи умения согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными.

Материал: предметы, игрушки.

Инструкция. Дети по очереди берут какой-нибудь предмет и выполняют с ним действия. Остальные описывают действия играющего, используя глаголы прошедшего времени. Например: «Валя купала куклу», «Петя читал книгу».

Игра «Выбери нужную картинку»

Цель: формирование умения различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени.

Материал: картинки из лото «Родовые понятия».

Ход игры. Играют двое. Первый ребенок подбирает картинки, где деятелем является мальчик, а второй – где деятелем является девочка. Затем по очереди составляют предложения, используя глаголы прошедшего времени.

Игра «Веселые картинки»

Цели: развитие речи, мышления и воображения; закрепление в активной речи умения согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде.

Материал: картинки, предметы, игрушки.

Описание игры: психолог ребенку по очереди показывает картинки и просит его показать остальным детям без слов, что на картинке нарисовано, а дети отгадывают (можно взять какой-нибудь предмет и выполнять с ним действия). Затем детей просят придумать по этой картинке рассказ. При более сложном варианте: просим по картинкам составить рассказ.

Упражнение

Цель: развитие способностей воспроизводить позы и движения.

Инструкция. Первому ребенку: «Покажи какую-нибудь позу своему соседу и вернись в исходное положение», другому ребенку: «Повтори то, что он показал».

Упражнение

Цель: развитие способности различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Материал: картинки с изображением детей разного возраста, роста, лист бумаги, карандаш.

Инструкция: посмотри на картинки. Каким ты себя считаешь (большим, маленьким)? Нарисуй себя, когда ты вырастешь.

Ход игры. Психолог предлагает рассмотреть картинки и определить, какими себя считают дети – большими, маленькими или очень маленькими. Могут ли они сказать, сколько им лет? Они рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они себя считают и какими хотят быть, когда вырастут. Психолог предлагает детям нарисовать себя такими, какими они хотят быть, когда вырастут. Рисунки выставляются на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них нарисован. Психолог спрашивает, зависит ли от роста – хороший человек или плохой.

Упражнение «Мы разные»

Цели: развитие умения различать индивидуальные особенности детей, развитие внимания, наблюдательности.

Инструкция. Дети вместе с педагогом вступают в круг. По желанию вызывается один из детей. Психолог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

– Кто из нас самый высокий?

– Кто из нас самый маленький?

– У кого самые темные (светлые) волосы?

– У кого на голове есть бант (два банта)?

– У кого на одежде есть пуговицы?

– У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый и т.д.) цвет?

– У кого из вас одинаковая обувь? и т.п.

Психолог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых – цвет глаз.

Упражнение «Солнечный зайчик»

Цели: закрепление представления о строении своего тела; формирование умения расслаблять различные группы мышц.

Инструкция. Ребенок лежит на полу или кушетке. Взрослый спокойным, тихим голосом произносит слова: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы его не спугнуть. Поглаживай голову, шею, животик, руки, ноги. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Упражнение «Портрет»

Цель: закрепление элементарного представления о строении своего тела.

Инструкция. Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый выступает в роли художника: «Сейчас я нарисую твой портрет, но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, какими их нарисовать. Например, начнем рисовать лицо. Какие будут глазки – большие или маленькие? Какого цвета твои глаза?». Далее рисуются нос, щеки, волосы, уши. После того как рисунок закончен, детям предлагается разбиться на пары и нарисовать портреты друг друга.

Упражнение

Цели: закрепление в игровой форме представлений о строении своего тела, четкое понимание и выполнение словесной инструкции.

Инструкция. Ведущий последовательно дает одну из двух команд: «ухо» или «нос». По команде группа играющих должна хвататься соответственно за свой нос или ухо. Ведущий тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает намеренно ошибаться: дает одну команду (например, «ухо»), а демонстрирует другую (хватается за нос). Задача группы – выполнять только то, что говорит ведущий.

Упражнение «Оцени поступок»

Цель: формирование умения правильно оценивать поступки, одобрять положительные и осуждать плохие.

Инструкция. Посмотри на картинки и скажи, где мальчик поступил хорошо, а где – плохо.

Игра «В лесу»

Цель: развитие творческих способностей, умения расслабляться.

Инструкция. Представь, что ты находишься в лесу. Вокруг тебя – деревья, кустарники, трава, цветы. Пообщайся с природой, понюхай цветы, подставь лицо свежему ветерку, прислушайся к звукам. А теперь расскажи, что ты видел?

Игра «Выбери девочку!»

Цели: развитие у детей наблюдательности, воображения; формирование умения оценивать эмоциональные состояния.

Материал: четыре карточки с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки (по 2 экземпляра).

Ход игры. В начале игры взрослый раздает детям по 4 карточки с изображением разных эмоциональных состояний. Затем взрослый читает текст, а дети подбирают подходящую к нему карточку.

Инструкция

1. Зайку бросила хозяйка –

 Под дождем остался зайка.

 Со скамейки слезть не смог,

 Весь до ниточки промок.  (А. Барто)

Взрослый задает вопрос детям: «Подумайте, какая девочка могла бросить зайку?»

2. Идет бычок качается,

 Вздыхает на ходу:

 – Ох, досточка качается,

 Сейчас я упаду.

Взрослый: «Как вы думаете, какая девочка могла испугаться за бычка?»

3. Уронили мишку на пол,

 Оторвали мишке лапу.

 Все равное его не брошу –

 Потому что он хороший!

Взрослый: «Какая девочка могла пожалеть мишку?»

2. Я люблю свою лошадку,

 Причешу ей шерстку гладко,

 Гребешком приглажу хвостик

 И верхом поеду в гости.

Взрослый: «Какая девочка любит свою лошадку?»

Игра «Путешествие в мир эмоций»

Цель: формировать умение узнавать проявление различных эмоций и изображать их, умение чувствовать настроение персонажей игры.

Материал: шесть карточек, на каждой из которых изображение лица, выражающего ту или иную эмоцию: радость, грусть, злость, удивление, спокойствие, страх, и 20 карточек с персонажами из сказок. Кубик, на котором изображены схемы эмоций.

Ход игры

Вариант 1. В начале игры взрослый раскладывает карточки с персонажами сказок каждому ребенку. Затем дети ребенок по очереди катают кубик, называют выпавшую эмоцию и находят карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием. Правильно выбранную карточку игрок оставляет у себя, неправильно выбранную – кладет обратно. Побеждает тот, кто соберет больше карточек с эмоциональными состояниями.

Вариант 2. Взрослый показывает карточку с изображениями сказочного героя и просит ребенка изобразить эмоцию.

Упражнение «Осознанность ребенком отношения к нему его близких»

Цель: формирование осознанности ребенком отношения к себе близких ему людей.

Материал: рисунок лестницы из 6 ступенек, вырезанные фигурки мальчика и девочки.

Ход проведения. Исследование начинается с непринужденного разговора о составе семьи ребенка, о его близких родственниках, о друзьях в детском саду и т.д. Затем детям показывают лист бумаги с изображением лестницы.

Инструкция. Если всех детей рассадить на ступеньках лестницы, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но тоже хорошие дети, на следующей ступеньке лестницы – плохие дети, а на самой нижней ступеньке – самые плохие.

1. После этого ребенку дается фигурка человечка в соответствии с полом ребенка, и психолог просит поставить ее на ту ступеньку, которой, по мнению ребенка, соответствует он сам. При этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту ступеньку.

2. Ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит взрослый: мама (папа) или другие близкие взрослые, в том числе воспитатель. Нужно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку и кто – на самую нижнюю. После каждого ответа выясняем, почему ребенок так думает.

Игра «Бездомный котенок»

Цели: проигрывание различных эмоциональных состояний, преодоление отверженности и одиночества у застенчивых детей.

Материал: игрушки, фигурки из киндер-сюрпризов (котенка, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком, динозавриком и др.).

Инструкция. В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и главное – очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (предлагается ребенку показать, как именно).

Ход проведения. Ребенку предлагается сыграть роль Котенка, а затем – роль хозяев. «И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой... хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал» (оставляем выбор ситуации за ребенком). Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка.

Психолог: «Но потом ему повстречался... (пусть ребенок сам придумает персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка изменилась!». Предлагаем ребенку придумать продолжение рассказа о том, как о Котенке позаботился хороший персонаж. Важно, чтобы ребенок не вжился в роль отвергнутого, а ощутил радость обретения ласковых и заботливых близких.

Игра

Цели: выявление отношения ребенка к себе, его внутренней позиции; развитие речи, мышления, воображения.

Инструкция. Дети стоят по кругу, первый играющий называет свое имя и прилагательное, которое должно начинаться с той же буквы, что и имя. Например: Марина, милая.

Упражнение «Мое ласковое имя»

Цели: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать уверенность в себе.

Инструкция. Взрослый спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, педагог помогает, спрашивая у детей: «Как вас мамы, папы, бабушки, дедушки ласково называют дома?».

Упражнение «Кто мы?»

Цели: развитие у ребенка интереса к собственной личности; формирование понятий о различных родственных отношениях в семье.

Материал: кукла.

Инструкция: поздоровайся с куклой, расскажи, как тебя зовут, сколько тебе лет, ты девочка или мальчик, доченька или сынок, похож на маму или на папу.

Упражнение «Ласковое имя»

Цели: формирование самосознания, своего Я-образа, принятие себя и других людей.

Материал: мячик.

Ход игры. (игра проводится с 2–3 детьми) Психолог предлагает детям бросать друг другу мячик. И тот, к кому попадает мячик, называет одно или несколько своих ласковых имён. Важно при этом запоминать те имена, которые говорили другие дети. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. И дети уже должны называть не своё ласковое имя, а имя того ребенка, кому этот мяч бросают.

Упражнение «Хочукалки»

Цели: развитие способности понимать и принимать речевые инструкции взрослых; овладение умением управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

Ход игры. Игра проводится с 2–3 детьми. Психолог кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-либо известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

Упражнение «Зоопарк»

Цель: умение общаться со сверстниками, присваивать роли.

Материал: карточки с изображениями животных (волк, заяц, медведь и др.).

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Карточки перемешиваются, и дети выбирают, не глядя, одну из них. Затем им предлагается изобразить того животного, который нарисован на карточке. Остальные дети отгадывают, какого животного ребенок пытается изобразить.

Упражнение «Закончи рисунок»

Цели: совместная деятельность со сверстниками; развитие воображения, фантазии, умения заканчивать замысел другого.

Материал: цветные карандаши и листы бумаги формата А4.

Инструкция: подумайте, что или кого вы хотите нарисовать, и начните это рисовать. Когда я хлопну в ладоши, вы передадите рисунок своему соседу, и тот должен закончить рисунок за вас, а вы – за него.

Ход игры. Для проведения игры вначале берем двух детей, затем, когда дети научатся игре, количество играющих увеличиваем. После того как каждая картинка побыла у всех участников, можно обсудить, что в результате получилось

Упражнение «Разговор сквозь стекло»

Цель: развитие умения сообщать информацию с помощью мимики и жестов и понимать аналогичное сообщение сверстника.

Инструкция: представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вас все равно не услышат.

Ход игры. Игра проводится с двумя детьми, остальные наблюдают. Психолог следит за ходом игры, помогает детям, у которых что-то не получается. Затем все делятся на пары, и игра продолжается.

Игра «Радио»

Цель: развитие умения быть внимательным, выделять, запоминать и описывать наиболее существенные признаки своих сверстников, доброжелательно общаться со сверстниками.

Инструкция. Психолог, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно – диктор. Он будет когонибудь описывать (как будто кто-то потерялся), а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором. Слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, на косичках белые ленты. Кто знает эту девочку?». После того как дети отгадали, психолог предлагает: «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас. Нового диктора выберем с помощью считалки».

Упражнение «Зеркало»

Цель: учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Инструкция. Психолог показывает перед зеркалом несложные движения, обращая внимание ребенка, как зеркало точно воспроизводит эти движения. Затем говорит: «Делай, как я». Показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т.п.). Ребенок повторяет. Если ребенок затрудняется выполнить движения, психолог помогает ему. Когда движения повторяются удачно, психолог хвалит ребенка «Молодец, ты – мое зеркало».

Упражнение «Ты – мое зеркало»

Цель: взаимодействие со сверстниками, демонстрация своих умений.

Ход игры. Психолог просит двоих детей сесть друг напротив друга. Один совершает движение руками – поднимает, опускает, чешет за ухом, гладит себя по голове и т.д., второй играет роль зеркала и повторяет все движения первого. Он проигрывает, если сделает неправильное движение. После этого дети меняются ролями.

Упражнение «Тень»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения копировать движения, взаимодействовать со сверстниками.

Ход игры. Психолог приглашает двоих детей. Играющие представляют, что один ребенок идет по полю, срывает цветок на обочине, подбирает красивый камушек, прячется от ветра, может быть, скачет на одной ноге и пр.

Второй ребенок играет роль его тени. Он должен повторять за ним все движения.

Упражнение «Веселая сороконожка»

Цель: развитие коммуникативных способностей, внимания, наблюдательности.

Ход игры. Психолог приглашает 6 ребят и говорит о том, что они сейчас будут играть. Объясняет правила: все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и ведущим. Ребята должны наблюдать за ведущим и идти строго по его следам. Можно ускорять и замедлять движение. Если дети справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, прыжки на одной ноге, какие-нибудь манипуляции руками и т.д.

Упражнение «Какие девочки, какие мальчики»

Цель: закрепить представление о полоролевых различиях мальчиков и девочек.

Инструкция. Взрослый бросает детям мяч, задавая вопросы о девочках и мальчиках.

Например:

1. Во что любят играть девочки, мальчики?

2. Какую одежду носят девочки, какую – мальчики?

3. Какие подарки на праздники получают мальчики?

4. Что на праздники дарят девочкам?

Упражнение «Волшебный стул»

Цели: активизация положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти; формирование умения подбодрить сверстника.

Материал: волшебный стул.

Ход игры. Если в группу пришел (или уже находится в ней) грустный ребенок, можно предложить всем детям поиграть в игру «Волшебный стул». Для этого взрослый приглашает грустного ребенка присесть на стульчик, а остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых слов, адресованных их товарищу. После этого дети по очереди подходят к волшебному стулу и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова.

Для примера первым игру начинает педагог.

Игра «Кто сказал?»

Цель: формирование умения сотрудничать друг с другом.

Ход игры. Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал взрослый, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.

Игра «Пожелание»

Цель: формирование умения сотрудничать друг с другом, договариваться и выражать симпатию сверстнику.

Инструкция. «Когда-то давным-давно, когда добрые волшебники жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих волшебников в дом. Каждый волшебник дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы – очень могущественные и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый».

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программ

Используемая литература (диагностические методики):

  1. Диагностика психологических особенностей дошкольника Г.А. Урунтаева  - М.: издательский центр «Академия», 1999.
  2. Я открываю мир Л.Ф. Тихомирова – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Протокол обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

Ф.И. ребёнка_____________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________

Исследование психических функций

Возрастная

норма

Дата

Дата

1. Предварительная беседа.

Ориентирован в месте и времени

N

Ориентирован в личных данных

N

Контролирует своё поведение и оно соответствует ситуации обследования

N

Излишне возбуждён, импульсивен

Скован, тревожен

Заинтересован в результатах обследования

N

Безразличен к результатам

2. Исследование памяти

Кратковременная память.

Правильно узнаёт и называет все картинки

N

Ошибки

Замены

Долговременная память.

Правильно называет героев сказок

N

Нуждается в подсказках

Слухоречевая память

Воспроизводит 6 и более слов после первого предъявления.

N

Воспроизводит 5 слов после первого предъявления.

N

Воспроизводит 4 слова после первого предъявления.

Воспроизводит от 1 до 3 слов после первого предъявления.

3. Проба на динамический праксис

Копирует фигуры без ошибок

N

Несколько дизметрических ошибок при общей сохранности формы

N

Множественные ошибки

Формы трудноузнаваемы

4. Исследование внимания

Внимание устойчивое

N

Отвлекаемость низкая

N

Трудности сосредоточения

Импульсивность

Инертность

Необходима помощь взрослого

5. Исследование мышления

Владеет навыками анализа и обобщения (Назвать одним словом)

N

Владеет навыками анализа, синтеза, классификации (Найти лишнее, разделить на группы)

N

Успешно анализирует и сравнивает

N

6. Исследование восприятия

Владеет навыками восприятия пространства

N

Ориентируется во времени

N

Восприятие литературного произведения.

Воспринимает все смысловые элементы текста

N

Допускает небольшие замены, неискажающие смысл рассказа.

N

Не воспроизводит несколько элементов текста

Необходима помощь взрослого

Пересказ невозможен при любых видах помощи

Восприятие иллюстрации

Понимает смысл сюжетной картинки

N

Замедленное понимание с подсказкой

N

Импульсивное решение задач

Инертное решение задач

Невозможность понять смысл сюжетной картинки

Восприятие сверстников и взрослых

Называет имена друзей и подруг

N

С желанием рассказывает о них, мнение о друзьях положительное.

N

Дружит со всеми ребятами группы

N

Называет одного-двух друзей

N

С нежеланием и безразличием рассказывает о детях в группе.

Знает имя и отчество родителей и педагогов.

N

Может рассказать о маме, о воспитателе.

N

Отношение к взрослым положительное.

N

7. Исследование воображения

Работает без помощи взрослого

N

Самостоятелен в принятии решения

N

Созданные образы интересны и необычны.

N

Испытывает затруднения, нуждается в подсказках.

Задание выполнить не удаётся.

Заключение по результатам диагностики

Дата__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по применению здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая коррекционн-развивающая программа для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе " Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжел...

План индивидуальной работы с воспитанником старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи)

Представлен план индивидуальной работы с одним из воспитанников  старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи), составленный с учётом актуального состояния речевог...

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Тема: Использование здоровьесберегающих т...

Проект "Применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 5-6 лет имеющие тяжёлые нарушения речи".

В педагогическом проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи.Раскрыто доминирующее направление коррекционно-развивающей...