План индивидуальной работы с воспитанником старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Представлен план индивидуальной работы с одним из воспитанников  старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи), составленный с учётом актуального состояния речевого развития, выявленного по результатам входящего мониторинга и с учётом рекомендаций ТПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_individualnoy_raboty.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

План индивидуальной работы с воспитанником

старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи) МБДОУ №12

Сроки реализации: январь-май.

Логопедическое заключение: ОНР II уровня, расстройство произносительной стороны речи вследствие ограничения подвижности органов речи.

Направления

Задачи

Примеры игр и упражнений

Примечание учителя-логопеда (по результатам мониторинга (промежуточного, текущего))

1.Развитие дыхания и голоса.

1) Закрепление диафрагмального типа дыхания.

2) Развитие силы выдоха.

3) Выработка длительного выдоха.

4) Выработка направленного выдоха.

5) Развитие умение дифференцировать ротовой и носовой выдох.

6) Развитие силы голоса.

7) Умение пользоваться высоким и низким голосом.

8) Развитие умения распределять выдох в процессе речи.

Покачаем игрушку (ребенок, в положении лежа, игрушка ставится под грудь).

Динамические упражнения (вдох – руки вверх, выдох – опускание, вдох – руки в стороны, выдох – приведение вперед)

Контроль со стороны взрослых за типом дыхания в процессе речи.

«Задуй свечу», «Кораблики», «Вертушки», компьютерные тренажеры с регуляцией силы выдоха.

«Упрямая свеча», «Надувание пузырей», «Буря в стакане», компьютерные тренажеры, «Язычки», «Вертушки».

«Футболист», «Фокусник».

Привлечение зрительного контроля.

Компьютерный тренажер, дыхание по табличкам, упр. «Ныряльщик».

«Эхо», «Близко – далеко», компьютерный тренажер.

«Три медведя», «Теремок», «Звери и их детеныши», «Великаны».

Пропевание гласных звуков,  звуковая дорожка, пропевание цепочек гласных звуков, цепочек слогов, слов на одном выдохе, прием наращивания предложений.

2.Развитие артикуляционной и мимической моторики.

1) Нормализация тонуса мимической мускулатуры, губ и языка.

2) Развитие мимических движений: «удивление», «нахмуривание», «наморщивание»

3) Развитие подвижности щек.

4) Развитие подвижности губ.

5) Развитие подвижности мягкого неба.

6) Выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии:

А) в нижнем положении «Лопаточка»;

Б) развитие умения удерживать узкий вытянутый язык «Иголочка»;

В) формирование позы «Чашечка»

7) Развитие верхнего подъема.

8) Развитие подвижности кончика языка.

Расслабляющий массаж в рефлексзапрещающей позиции. Движения от периферии к центру. Приемы: поглаживание, легкое постукивание.

С игрушкой посредником, с опорой на фото, сопряженно с логопедом, с механической помощью.

«Хомячки», «Худышки» с привлечением зрительного контроля, удержание позы под счет или стихотворение.

«Улыбочка», «Бублик», «Трубочка» с механической помощью, а также с опорой на непроизвольный уровень поцелуй маму, потянись к трубочке.

Покашливание, позевывание, произнесение на твердой атаке, полоскание вязкой жидкостью (кисель).

«Накажем непослушный язычок», удержание позы под счет со зрительным контролем, сопряженно с движением руки;

«Дотянуться до сладкого язычком»,

Пассивно, пассивно - активно, самостоятельно.

«Вкусное варенье». Выполнение упражнений пассивно, активно, самостоятельно. «Маляр», «Грибок», «Парус», «Гармошка», «Почистим верхние зубки», «Лошадка».

«Часики», «Качельки» вначале с механической помощью, «Индюки- болтушки», «Пулемет», «Заводим моторчик».

3.Коррекция

звукопроизношения

1) Отработка опорных звуков для устранения межзубных сигматизмов [и], [т]

2) Постановка и автоматизация звука [С]

3) Автоматизация звука [Л]

4) Постановка и автоматизация звука [Ш].

5) На этапе автоматизации звука [С] дифференцируем звуки [С]-[Ш], [С]-[З], [С]-[Ц] в сенсорном звене

6) На этапе автоматизации звука [Л] дифференцируем звуки [Л]-[Р], [Л]-[j]

7) На этапе автоматизации [Ш], дифференцируем [Ш]-[С], [Ш]-[Ж],[Ш]-[Ч],[Ш]-[Щ]

Произношение изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Механическим способом с помощью зонда «Уточка». Автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

С механической помощью от звука [С], [Т], от «Грибочка», «Чашечки». Автоматизация в слогах, словах,  словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

Приемы, исключающие  проговаривание оппозиционных звуков

«Выбери картинку на звук», «Хлопни на звук».

Дифференциация в сенсорном звене.

Автоматизация в слогах, словах,  словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

Дифференциация в сенсорном звене.

4.Развитие навыков звукового анализа.

1) Определение наличия звуков в ряде звуков;

2) Выделение первого согласного из стечения;

3) Выделение последнего согласного в слове;

4) Анализ и синтез обратного слога;

5) Анализ и синтез прямого слога;

6) Выделение первого согласного из слога слияния;

7) Выделение последнего гласного в слове;

8) Выделение гласного из середины слова в словах из трех букв;

9) Определение места звука в слове.

10) Определение наличия или отсутствия звука в слове.

11) Полный анализ и синтез слов из трех звуков.

Знакомство с терминами: гласный, согласный, слово, часть слова, схематическое обозначение

«Хлопни на звук», «Подними флажок на звук»

«Какой первый звук в слове?», «Какой звук в начале слова?», опора на схему.

«Какой последний  звук в слове?»,  «Какой звук в конце слова?», с привлечением схемы.

«Разложи на звуки», «Составь из звуков» с опорой на схемы.

«Какой первый звук в слове?», «Назови звук в начале слова».

«Какой последний звук в слове?», «Назови звук в конце слова».

«Какой звук в середине слова?», с привлечением схемы.

«Где находится звук в начале, середине, в конце?»,  с привлечением схемы.

«Хлопни на звук», «Выбери картинку на звук».

С опорой на картинки.

5.Развиие слоговой структуры.

1) Произнесение слов сложной слоговой структуры;

2) Упражнение в делении слов на части;

3) Упражнение в проговаривании слов сложной слоговой структуры, на материале правильно произносимых звуков

Слоговые упражнения с цепочками слогов, с переносом ударения, опора на заданный извне ритм и нарисованный ритм.

Отхлапывание, опора на схему (сколько частей, столько коротких цепочек).

Приемы: отраженное повторение слов, называние картинок и произнесение предложений с этими словами.

6.Накопление уточнение и активизация словаря.

Работа по лексическим темам комплексно-тематического планирования:

А) Накопление  словаря существительных: называние предметов.

Б) Называние частей предметов.

В) Называние действий.

Г) Называние простых прилагательных по размеру, величине, цвету, форме.

Д) Называние распространенных материалов.

Предметные уроки: по картинкам, ассоциативные игры, включение слов в модели предложении.

Активизация слов с опорой на выполняемое действие.

7.Развитие навыков словоизменения.

1) Развитие умения образовывать мн. ч. сущ.:

А) отработка окончаний ы-и;

Б) отработка окончаний а-я;

Дифференциация окончаний ы-и/а-я.

2)Учить изменять сущ. в ед. ч. по падежам:

А) Р.п.

-окончания ы-и;

- окончания а-я;

-дифференциация окончаний ы-и/а-я;

Б) Д.п.

- окончание е;

-окончания у-ю;

- дифференциация окончаний е/у-ю;

В) Т.п.

- окончание ов;

- окончания ой-ей;

- дифференциация окончаний ов/ой-ей;

Г) П.п

3) Согласование существительных с числительными:

-окончания ов;

- окончания ой-ей;

- дифференциация окончаний ов/ой-ей

4) Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Изменение слов по аналогии с учетом его особенностей с опорой на картинку или выполняемое действие. Сравнение различных форм одного и того же слова. Включение отработанных моделей словосочетаний в предложение.

«Исправь ошибку».

8.Развитие навыков словообразования.

1) Образование существительных с помощью уменьшительно -  ласкательных суффиксов.

2) Образование часто употребляемых приставочных глаголов.

Образование слов с опорой на картинку. Сравнение родственных слов. Включение новых слов в модели предложений

«Исправь ошибку».

9.Работа с предлогами

1) Понимание употребление предлога «в».

2)  Понимание употребление предлога «на».

3)Дифференциация предлогов «в»-«на».

4) Понимание употребление  предлога «под». 5)Дифференциация предлогов «в», «на», «под».

Употребление словосочетаний с предлогами по аналогии. Графическое обозначение предлогов. Прием ручное моделирование предлогов. Включение словосочетаний с предлогами с моделированием. «Исправь ошибку».

10.Развитие умения строить предложения

1) Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения: а) дополнений;

б) однородных подлежащих; в) однородных сказуемых.

Составление предложений по картинкам, по демонстрируемому действию. Распространение предложений по вопросам. Работа с деформированным предложением. Исправить ошибку в предложении.

11.Подготовка к овладению связной речью

1) заучивание двустиший и четверостиший;

2) составление рассказов по сюжетной картинке.

3) составление устного отчета о ходе выполнения из 3-4 элементов;

4) Работа с сюжетной картинкой.

Опора на предметно-графические схемы.

Повторение рассказа за логопедом. Ответы на вопросы логопеда.

Оречевление действий в момент выполнения.

По заданному тексту выложить последовательность картинок. Определить конец по заданному началу и наоборот. Определение места пропавшей картинки. Распутывание двух сюжетных линий. Совместное раскладывание с логопедом и оречевление серий из 3-4 картинок с последующим повторением.

12.Развитие импрессивной речи

1) развитие понимания не сложных текстов.

2) Развитие понимания взаимоотношений лиц по синтаксическим конструкциям:

-с прямым порядком слов (субъект-предикат-объект);

-с обратным порядком слов.

Ответы на вопросы, раскладывание серии картиной по тексту. Работа с настольным театром.

Семантические абсурды.

Выполнение действий. Разбор сюжетных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

План - конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушением речи)

Конспект открытого занятия по логоритмике.  Тема: "Игрушки. Гласный звук [и]. Выделение звука [и] из ряда звуков, слогов, слов"....

«Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сообщение для родителей старшей группы с речевыми нарушениями на первичном родительском собрании....

Формирование у детей целостного взгляда на природу, через нетрадиционные формы работы в группе компенсирующего направления с нарушением речи(заикание)

Опыт может быть использован творчески работающими педагогами, которые от традиционного ознакомления детей с природой переходят к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, а также и педа...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи по развитию речи- Пересказ сказки « Белочка».

Такие  сказки интересны детям не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Они стимулируют действие речевых зон коры головного моз...