Развивающий психолого-логопедический проект "Чудесный песок"
проект по коррекционной педагогике

Тюрина Оксана Владимировна

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesnyy_pesok.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края

Развивающий психолого-логопедический проект

«Чудесный песок»

                Составитель: педагог-психолог

Тюрина О.В.

Кулунда, 2021

Тип проекта:

      По доминирующей деятельности информационно-практикоориентированный;  

   По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов;

По времени проведения долгосрочный;  

По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Актуальность темы.

      Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни.       Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Цель: обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

  • Организовать работу с “педагогической песочницей”;
  • Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;
  • Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
  • Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Предполагаемый результат:

  • Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
  • Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  • Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;
  • Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации.

      Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

      организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

    осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

      создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

    включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Основные средства:

Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;         

Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – диагностическо-методический.

  • Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).

    Работа с детьми представлена следующими формами:

Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.

Организованная образовательная деятельность с детьми;

Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

Самостоятельная игровая деятельность детей;

Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

Согласие и желание ребенка.

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице:

конструирование из песка;

рисование песком и на песке;

экспериментирование;

составление узоров на песке;

создание картин на песке и “песочного мира”;

игры в адаптационный период;

создание песочных композиций и “секретов”.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

Анкетирование, тестирование родителей;

 Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).

Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада №1, родители);

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

Индивидуальная консультативная работа;

Родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

 Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

 Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;

Система мониторинга для отслеживания результатов работы;

Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;

Система занятий по адаптации детей к ДОУ.

Методическая работа с педагогами:

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности. Задачи:

повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность

развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений

развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы

формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

Особенности песочной терапии.

“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это игровой способ рассказать о своих проблемах.

Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).

Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.

Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Принципы работы с детьми:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения работы,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.

Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.

Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни.      Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

     Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

     Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

        В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей.

Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ

Цель:                 - развитие у детей умения преодолевать речевой дефект и его проявления...

Психолого-логопедическая детско-родительская игра "На пороге школьной жизни"

Психолого-логопедическая детско - родительская игра "На пороге школьной жизни". В школе намного легче учиться, если у ребенка развиты познавательные процессы: память, речь, внимание, восприятие,...

План психолого – логопедического сопровождения детей

План взаимодействия логопеда и психолога в ДОУ Общеразвивающего типа в условиях логопункта....

Коррекционно-развивающая психолого-логопедическая индивидуальная программа для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.

Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная обр...

Интегрированная психолого-логопедическая развивающая деятельность «Зимние игры и забавы»

Учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1858 Бутенко Эллина АлександровнаПедагог-психолог ГБОУ ЦО № 1858 Свентицкая Татьяна АнатольевнаМетодическая разработка "Интегрированная психолого-логопедическая развивающая д...

Проблемы качества коррекционно-развивающей деятельности в учреждениях психолого-логопедического профиля

Статья посвящена проблемам модернизации образовательной дейтельности в учреждениях психолого-логопедического профиля в настоящий период....