Коррекционно-развивающая психолого-логопедическая индивидуальная программа для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая группа) по теме

Коновалова Юлия Викторовна

Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив сложившуюсяпотребность данной работы, так как в нашем ДОУ имеется ребенок с ЗПРР, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов. Психологическая образовательная деятельность с детьми представляет собой особую форму работы вне расписания непосредственно образовательной деятельности, поэтому согласно инструктивно-методическому  письму  Министерства образования РФ от 14.03 2000г. №65/23-16 проведение интегрированной образовательной деятельности наиболее целесообразно. Интегрированная образовательная деятельность позволяет решить многие задачи развития детей, не превышая допустимой образовательной  нагрузки. Исходя из вышеизложенных положений, мы разработали «коррекционно-развивающую психолого-логопедическую индивидуальную программу для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая психолого-логопедическая индивидуальная программа для ребенка от 4до 6 лет с ЗПРР.

Автор: учитель-логопед 1 кв. категории

МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей

Коновалова Юлия Викторовна

Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив сложившуюсяпотребность данной работы, так как в нашем ДОУ имеется ребенок с ЗПРР, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов. Психологическая образовательная деятельность с детьми представляет собой особую форму работы вне расписания непосредственно образовательной деятельности, поэтому согласно инструктивно-методическому  письму  Министерства образования РФ от 14.03 2000г. №65/23-16 проведение интегрированной образовательной деятельности наиболее целесообразно. Интегрированная образовательная деятельность позволяет решить многие задачи развития детей, не превышая допустимой образовательной  нагрузки. Исходя из вышеизложенных положений, мы разработали «коррекционно-развивающую психолого-логопедическую индивидуальную программу для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.»

Цель программы

Оказание комплексной психолого-логопедической помощи, направленной на коррекцию речи и поддержку эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста с ЗПРР.

 Задачи

1.    Развивать высшие психические функции у ребенка – восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

2.    Обеспечивать достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3.    Способствовать коррекции звуковой, смысловой сторон речи, развивать связную речь.

4.    Развивать коммуникативные навыки и умения.

5.    Создавать условия для развития тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений.

Концептуальная основа

При коррекционно-развивающем обучении у ребёнка существует физиологическая необходимость чувствовать себя спокойно и хорошо. Личностно-ориентированный подход при реализации программы позволяет вызывать положительные эмоции у ребенка, имеющего речевые нарушения. Положительные эмоции, возникающие в ходе совместной деятельности со взрослым,  являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей, природных склонностей, внутренних резервов, способствуют коррекции развития личности дошкольника. Содержание программы построено с учетом возрастных,  индивидуальных особенностей.

Принципы программы

  1. Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.
  2. Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
  3. Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
  5. Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.
  6. Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
  7. Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
  8. Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
  9. Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
  10. Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно – операциональная деятельность и сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с ЗПР следует, играя с ним.
  11. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы.
  12. Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
  13. Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

Структура и содержание  программы

Программа  разработана для  осуществления коррекционно-развивающей индивидуальной работы с ребенком от 4 до 6 лет в дошкольном образовательном учреждении и состоит из двух частей:

1 часть – первый год коррекционно-развивающей работы - курс интегрированной коррекционно-развивающей деятельности для детей 4 – 5 лет;

2 часть – второй год коррекционно-развивающей работы - курс интегрированной коррекционно-развивающей деятельности для детей 5 – 6 лет.

Каждая   часть программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы:

  • диагностический
  • коррекционно - развивающий
  • аналитический.

Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы работы.

Диагностический этап проводится с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция который лег в основу составления и корректировки индивидуальной программы. Данный этап включает следующие задачи:

  • Знакомство с ребенком
  • Сбор информации о ребенке, его семье, родителях, изучение документов
  • Знакомство с медицинским обследованием,
  • Выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • Изучение социума ребенка;
  • Обследование всех сторон речи;

Диагностический этап длится 3 недели и включает в себя следующие направления:

  1. Диагностика речевого развития
  2. Выявление актуальных проблем ребенка.
  3. Разработка путей поддержки и коррекции.

Коррекционно-развивающая работа в первой часть построена на развитии восприятия, так как у детей в возрасте 4 – 5  лет ведущей психической функцией является восприятие, на основе которого развиваются память, внимание, мышление и речь. Роль восприятия в формировании «картины мира» велика.  Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми ему предстоит войти в контакт и наладить взаимоотношения. Ребенок с нарушениями речи требуют особого внимания со стороны педагогов, т.к. внимание у него непроизвольное, неустойчивое. Этотребенок моторно неловок, у него очень плохо развита координация движений, наблюдается неполное понимание речи взрослых, речевой негативизм. В такой ситуации взрослым необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития подражательной речевой деятельности, расширения объема понимания речи. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, педагогам следует начинать  с развития подражательности вообще.  В работе с ребенком 4 лет большое значение имеет использование игрушек и реальных предметов, так как восприятие рисунков у него еще затруднено. Особым терапевтическим эффектом обладают отрезы прозрачного шифона,  которые  используются при организации движений под музыку. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие на ребенка, одновременно происходит знакомство с цветом через визуальные ощущения. К тому же шифон имеет ценное качество – прозрачность. Этот термин расширяет художественный фонд ребенка.

В образовательную деятельность 1 курса  включены артикуляционные разминки, которые связаны с определенным игровым образом и подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития моторики ребенка. Они основаны на перевоплощениях, которые вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания, развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.

Основные задачи 1 курса:

создание положительного эмоционального настроя;

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

воспитание межличностного доверия, доброжелательного отношения к взрослым;

преодоление речевого негативизма;

развитие наблюдательности и внимания;

развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

развитие игровых навыков, произвольного поведения;

развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации;

развитие слухового и зрительного восприятия;

расширение пассивного и активного словарного запаса.

    Восприятие мира в цвете и умение описывать различные цвета – один из компонентов наглядно-образного мышления, которое начинает формироваться у детей на основе наглядно-действенного к четырём годам. Восприятие ребёнка становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Исходя из этого, особое место в речевом развитии воспитанников этого возраста принадлежит работе по предметной картинке, которую ребёнок собирает и даёт ей название в начале образовательной деятельности. Она является основой для сюжета деятельности.   

Немаловажную роль  оказывают упражнения, акцентирующие внимание ребенка на звуке (на данном этапе это гласные звуки),  правильной артикуляции и соотношении звука с символом (по Т.А.Ткаченко). А самостоятельное изготовление символов вызывает положительное отношение  к звуковым упражнениям, и дает возможность усвоить предлагаемое содержание без скуки и монотонности. Первоначальные навыки  анализа и синтеза, которые ребёнок получает в процессе занятий, являются основой для развития его речемыслительной деятельности.

Звуки и чувства взаимосвязаны, поэтому в процессе игр и упражнений происходит не только речевое, но и социально-эмоциональное развитие дошкольника. Положительные эмоции, радостные переживания, которые сопровождают коррекционную деятельность, превосходно мотивируют и стимулируют познавательный интерес у ребенка.

На аналитическом этапе оценивается результативность занятий, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год. Итоги коррекционно- развивающей работы отражаются в годовом отчёте .Аналитический этап длится 2 недели и включает в себя изучение динамики речевого развития ребёнка по всем направлениям работы.

2 курс способствует решению следующих задач:

создание положительного эмоционального настроя в группе;

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

развитие зрительного восприятия;

развитие первоначальных навыков звукового анализа и синтеза;

развитие моторики;

развитие связной речи;

развитие сотрудничества.

Основой второй части программы является воображение, так как с возраста пяти лет именно воображение – ведущая психическая функция дошкольника. В ходе решения поставленных задач мы предлагаем педагогам активизировать воображение.

В образовательной деятельности при реализации этого курса особую роль играют фотографии. В основе фотографии лежит создание художественных образов. При рассматривании фотографических изображений уребенок развивается такое свойство личности как наблюдательность, обогащает словарный запас, создает условия для практического усвоения трудных названий и понятий, расширяет кругозор.

В процессе организации взаимодействия специалиста с ребенком значимую роль играют устойчивые ритуалы. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно, приветствие и прощание проводится по одному и тому же сценарию.Упражнения и игры, включенные во2 курс,  подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. У ребенка имеются выраженные недостатки фонематического слуха и восприятия, поэтому предложенные игры в большинстве своём направлены  на устранение этих недостатков, но данная работа предполагает предварительную традиционную работу логопеда индивидуально ребенком.

Таким образом, программа интегрированной коррекционно-развивающей деятельности  способствует  решению следующихзадач:

создание психологического комфорта;

развитие воображения;

развитие внимания, памяти;

формирование навыков позитивной коммуникации;

развитие познавательной активности;

обогащение словарного запаса;

коррекция слухового восприятия через сравнение неречевых звуков;

формирование правильного речевого дыхания и ритмико-интонационной стороны речи;

развитие фонематического восприятия;

формирование умений воспроизводить ритм слова;

развитие самоконтроля и самостоятельности.

   

Принципы проведения коррекционно-развивающей деятельности:

системность подачи материала;

доступность;

наглядность обучения;

коррекционно-развивающий характер материала.

Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности:

1.    Приветствие.

Одинаковое начало, своеобразный ритуал. Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. Предложено несколько вариантов начала коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

2.    Основная часть образовательной деятельности, которая выполняет всю смысловую нагрузку.

Предложенные в этой части игры и упражнения позволяют сконцентрировать внимание  ребёнка, дают возможность раскрыться его внутреннему потенциалу, испытать удовольствие и пережить наслаждение от себя хорошего, умного, доброго, подарить ему радость познания.

3.    Прощание.

Ритуалы окончания образовательной деятельности. Мониторинг эмоционального состояния детей.

Переходы от одной части к другой  на каждом занятии должны быть быстрыми, органичными.

Методические приёмы, используемые в процессе деятельности:

словесные и подвижные игры и упражнения;

рисование;

собирание и рассматривание предметных картинок;

рассказывание;

беседы;

проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;

обсуждение проблемных ситуаций;

артикуляционные разминки;

пальчиковые игры;

самомассаж;

массаж;

дыхательные упражнения;

интерактивные игры;

компьютерные презентации;

релаксация.

В программе используются элементы игротерапии, цветотерапии, песочной терапии.

Формы работы

Индивидуальная коррекционно-развивающая  деятельность.

Продолжительность каждого занимательного дела зависит от возраста. В возрасте4 лет –  20 минут. Образовательную деятельность желательно проводить в первой половине дня один раз в неделю с октября, так как в сентябре ребенок адаптируется к условиям группы. С5 лет  длительность занятия не превышает 25 минут, образовательную деятельность проводить  с октября один раз в неделю.

Для детей 6 лет – 25 – 30 минут с октября один раз в неделю. Всего – 64 часа отводится непосредственно на коррекционно-развивающую работу и 5 часов на диагностическую и аналитическую работу.

Материалы и оборудование

Для занятий по данной программе используется интерактивное оборудование: ноутбук, планшетный компьютер, музыкальный центр.

тактильное панно «Ёжик»;

фонотека музыкальных произведений и различных звуков природы;

массажные мячики;

шумовые кирпичики;

песочница;

индивидуальное зеркало;

подкладочные и шифоновые ткани разных цветов;

фотографии цветов;

разноцветные следы;

карандаши;

гуашь;

пиктограммы;

игрушки;

предметные картинки;

дидактический материал для развития дыхания «Послушный ветерок»

мячи;

бумага;

сюжетные тематические картинки;

диски с игровыми и демонстрационными материалами.

И др.

Психолого-логопедическая деятельность по программе требует от педагогов тщательной координации действий друг с другом, тщательного определения оптимальной нагрузки на ребенка, четкости, компактности и логической взаимосвязанности в подборе материала.

Литература

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.
  2. Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009
  3. Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».М., 2008
  4. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003
  5. Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005
  6. Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
  7. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно- методическое пособие / Под ред. Неретиной Т.Г..М., 2006
  8. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста. – М.: П.,1983. 9. Русские народные сказки – М.: Дрофа – Плюс, 2003.
  9. Жемчужины народной мудрости: Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки – М.:ООО»Издательство АСТ», 2000г.
  10. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие – Спб.:Детство – Пресс, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка.

Гиперкинетические расстойства у детей одна из наиболее острых проблем. К внешним проявлениям относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.  Актуальной проблемой де...

Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.

Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....

Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»

Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с ...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...

Использование образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей

В настоящее время основной задачей педагогов дошкольного учреждения является внедрение в работу инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют  поставленной цели развит...