Использование образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей
материал

Харитонова Светлана Викторовна

В настоящее время основной задачей педагогов дошкольного учреждения является внедрение в работу инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют  поставленной цели развития личности. В представленном материале приведены примеры использования образовательных технологий с детьми 2 группы раннего возраста и младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе с учетом

индивидуальных и возрастных особенностей детей

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Поэтому становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.  Как учитель-дефектолог, при осуществлении коррекционно-развивающего процесса, стремлюсь помочь каждому ребенку с ОВЗ: учу добывать знания, проявлять инициативу объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, увидеть цели своей деятельности и отвечать за результаты своего труда. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.  В своей профессиональной деятельности я использую и владею следующими видами образовательных технологий: игровой, личностно-ориентированной, технологией дифференцированного подхода, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, технологией проблемного обучения, технологией проектов. Использование разнообразных технологий позволяет мне учитывать индивидуальные особенности воспитанников и способствовать их эффективному развитию:

- игровая технология учитывает игровые интересы, способности каждого ребенка, развивает самостоятельность, инициативу. Занимательность игр и создание игровой мотивации перед проведением игры повышают интерес к выполнению поставленных в игре задач, что благотворно влияет на качество и темп коррекционно-развивающей работы. Использование игры помогает мне формировать положительный эмоциональный настрой у пассивных детей, снизить эмоциональное напряжение, выработать правильное поведение у гиперактивных детей. Особенно эффективным в индивидуальной коррекционно-развивающей работе является использование дидактических игр. Каждая игра содержит в себе какую-то дидактическую задачу, помогая восполнить пробел в знаниях ребенка;

  • личностно-ориентированная. Помогает устанавливать взаимопонимание с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей и таким образом способствует реализации его природных потенциалов. Учитываю личностное отношение ребенка к усвоению программного материала и интерес к его изучению. Тактикой общения является сотрудничество, способами общения - умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Особенно эффективна в отношении замкнутых детей, так как помогает им раскрепоститься, проявить себя в общей деятельности. Всегда ориентируюсь на сигналы, идущие от ребенка, как на показатели соучастия самого ребенка во взаимодействии; стараюсь демонстрировать свое заинтересованное отношение к каждому ребенку, к его делам, предоставляя альтернативы для выбора действий;

- технология дифференцированного подхода. У детей с задержкой речевого, психического развития наблюдается неустойчивое внимание, недостаточно развита память. Они испытывают трудности в выполнении традиционных заданий. В этом случае требуется особая форма предъявления материала, т.е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в коррекционно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При применении данной технологии воспитанников делю на условные группы с учетом нарушений и типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития;

- технология проблемного обучения направлена на развитие самостоятельности детей. При применении данной технологии каждый ребенок может обратиться к своему личному опыту, использовать свои знания и таким образом проявить свои познавательные способности. При применении технологии проблемного обучения обязательно учитываю возраст детей;

- здоровьесберегающая технология направлена на охрану и укрепление здоровья детей. Для детей с речевыми нарушениями использую приемы здоровьесберегающих технологий: артикуляционную гимнастику, дыхательную, звуковую, пальчиковую гимнастику. Актуальным для детей с

задержкой речевого и психического развития является развитие мелкой моторики, использование Су-джок терапии. Применяю музыкотерапию – при работе с возбудимыми детьми воздействие спокойной музыки помогает снять напряжение, а использование веселой при работе с заторможенными детьми создает у них положительный эмоциональный настрой, повышает активность. С этой же целью использую во время занятий динамические паузы, которые включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику и другие в зависимости от вида занятия;

- развивающая технология способствует осуществлению взаимодействия с каждым ребенком в «зоне его ближайшего развития» для создания ситуации успеха, развития познавательных способностей путем использования потенциальных возможностей ребенка. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия направляю на каждого отдельного ребенка с учетом его состояния в данный момент и провожу в соответствии с его индивидуальным темпом развития. Этой цели содействует заполнение диагностических карт нервно-психического развития, индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы на каждого ребенка;

- информационно-коммуникативная технология позволяет повышать уровень познавательных возможностей с учетом темпа индивидуального развития и психофизиологических возможностей детей. На каждую тему создаю различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения «Кто спрятался на картинке?», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»), памяти (« Чего не стало?», «Что изменилось?»). С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подбираю мультимедийные музыкальные физминутки.

- технология проектной деятельности представляет организацию образовательного процесса, позволяющую повысить активность детей в освоении окружающего мира. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности каждого ребенка и преследую следующие цели:
активизация познавательных процессов; формирование интереса к творческому решению задачи; развитие и обогащение сенсорного опыта. Реализация технологии проектной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный подход для развития потенциальных возможностей каждого воспитанника: определяет отношение к ребенку как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности и учете особенностей индивидуального развития ребенка. Применяю данную технологию, начиная с младшего дошкольного возраста. 

Использование образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе с детьми группы

Климанова Алиса, 2 группа раннего возраста. Технологии речевого развития. Здоровьесберегающие технологии: игры на развитие речевого дыхания: «Вьюга», «Заблудились мы в лесу»; игровой массаж ладоней и пальчиков, массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики СУ-Джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые подушечки, выполнение артикуляционных упражнений: «Лопаточка», «Трубочка», «Киска лакает молочко», «Язычок прячется», «Часики»; звуковая гимнастика: «Качаем куклу», «Позовем паровоз», «Зайчик заблудился», «Коровка мычит»;  дыхательная гимнастика: «Подуй на шарик», «Пыхтим, как ежики», «Голосистый петушок»; зрительная гимнастика: «Погреем глазки», «Поморгаем глазками», «Следим за бабочкой».

Информационно-коммуникационные технологии: подбор иллюстративного материала к занятиям, картотеки предметных картинок, создание презентаций к занятиям; аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, шум природы, голоса животных и птиц с подтверждением картинкой.

Личностно-ориентированные технологии: создание психологического комфорта, совместное проведение игр, развитие самостоятельности при выборе игры, учет интересов и способностей.

Игровые технологии: игры,  направленные на развитие мелкой моторики; артикуляционной моторики; на развитие дыхания и голоса;

предметно-манипулятивные игры: озвученные игрушки (свистки, бубны, барабаны, погремушки и др., неваляшки); куклы двух размеров (с комплектом одежды, мебели, посуды); крупные мягкие игрушки; автомобили большие и маленькие; мячи большие и маленькие; парные картинки; лото «Малышам»;

имитационные игры («Попрыгай, как зайка», «Побегай, как лисичка», «Изобрази, кто как кричит» и т.д.)

Технологии познавательного развития.

Технология исследовательской деятельности: игры-экспериментирования с водой, снегом, льдом, бумагой.

Личностно-ориентированные технологии: поощрение и поддержка ребенка, создание ситуации успеха для формирования положительной самооценки, уверенности в своих силах.

Игровые технологии: обучающие игры: пирамидки на конусной основе из 4-5 колец; матрешки 4-5 местные; формочки-вкладыши; мозаика, разрезные картинки (2-3 части); на развитие памяти и внимания:  «Найди пару», «Закрой окошки», игры на расширение сенсорной чувствительности и сенсорного опыта: «Чудесный мешочек», «Подбери по цвету», «Продолжи дорожку».

Галиакберова Самира, младшая группа. Технологии речевого развития. Здоровьесберегающие технологии: игры на развитие речевого дыхания: «Вьюга», «Заблудились мы в лесу»; игровой массаж ладоней и пальчиков, пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик в лес пошел», кинезиология, артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики: «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Чашечка», звуковая гимнастика: «Эхо», произнесение чистоговорок, зрительная гимнастика: «Следим за машиной, бабочкой, самолетом»

Игровые технологии: игры-инсценировки, пальчиковые игры, игры на развитие речевого дыхания: «Рубим дрова», дидактические игры: «Что в корзине?», «Скажи ласково», «Закончи предложение», «Подбери по цвету и назови цвет», игры по развитию мелкой моторики: игры с бусами, прищепками, шнуровкой, «Почтовый ящик»

Технологии познавательного развития. Технология проектной деятельности:   проект «Путешествие по временам года»: приметы осени, дары осени, изготовление поделок из овощей, аппликация «Падают листья»; приметы зимы, театрализованное представление «Рукавичка», дидактическая игра «Собери снеговика», опыты со снегом «Цветной лед», аппликация «Елочку нарядим»; приметы весны, театрализованное представление «Заюшкина избушка», дидактическая игра «Найди свой кораблик», опыты с водой, аппликация «Почки-листочки»; приметы лета, театрализованное представление «Колобок», дидактическая игра «Сравни одуванчики», игры с природным материалом, аппликация «Украсим бабочке крылышки».

Технология исследовательской деятельности: игры-экспериментирования: «Апельсин, его особенности», «Что такое снег», «Смешивание красок», «Учимся лепить из теста».

Игровые технологии: обучающие игры: «Подбери по цвету и назови цвет», «Почтовый ящик»,  «Что из чего сделано? «Сколько чего?», «Расскажи, что ты видишь».

Таким образом, современные образовательные технологии в своей работе применяю с учетом индивидуальных особенностей, способностей и интересов детей, учитывая личностное отношение и интерес ребенка к усвоению программного материала, степень его освоения, а также личностное отношение  и интерес к окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.

Каждый педагог в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию дв...

Актуальность использования ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.

Данная статья - это своего рода "вступительное слово" к организации и проведению занятий с использованием ИКТ-технологий....

Комплексное использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе

В статье представлена актуальность и значимость комплексного использования современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе....

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В презентации представлена коррекционная работа учителя логопеда  в группе детей  с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий.Определены цели,задачи, принципы и направления развити...

статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...