Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Киреева Надежда Леонидовна

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического развития, начиная с дошкольного возраста.

Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья таких детей.

У большинства детей отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо, характерны нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля.

Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.

Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой.

Коррекционная направленность всех уроков в школе VII вида обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого обучающегося. Учебный процесс выстраивается от ученика и его возможностей.

Современная ситуация в области коррекционной педагогики в качестве главной диктует проблему поиска наиболее эффективных условий организации развития, обучения и воспитания детей с ЗПР.  

Одним из путей решения этих вопросов, я считаю, является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киреева Надежда Леонидовна, учитель-логопед.

МАДОУ детский сак комбинированного вида №16

Г. Серов, Свердловская область.

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического развития, начиная с дошкольного возраста.

Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья таких детей.

У большинства детей отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо, характерны нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля.

Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.

Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой.

Коррекционная направленность всех уроков в школе VII вида обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого обучающегося. Учебный процесс выстраивается от ученика и его возможностей.

Современная ситуация в области коррекционной педагогики в качестве главной диктует проблему поиска наиболее эффективных условий организации развития, обучения и воспитания детей с ЗПР.  

Одним из путей решения этих вопросов, я считаю, является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Независимо от степени и структуры дефекта, учащиеся достаточно различаются по уровню развития между собой. Понятно, что это существенно осложняет и совместную их учебную деятельность и подготовку учителя к уроку в таком классе.

Используя последние достижения работы научной мысли в области развивающего обучения и адаптируя их к коррекционно-развивающему обучению (в тех случаях, где это возможно), я стараюсь использовать современные технологии обучения детей с задержкой в развитии. Ученик из пассивного объекта коррекционного воздействия превращается в активного субъекта учебно-коррекционной деятельности.

 

Среди приоритетных технологий можно выделить:

-        личностно-ориентированные технологии, некоторые приемы технологии критического мышления; 

-        Здоровьесберегающие технологии;

-        Игровые технологии (сказкотерапия и куклотерапия)

-        Творческие мастерские.

-        Технология проблемного обучения

-        Технология уровневой дифференциации

-        Информационные компьютерные технологии (ИКТ)  

-        Технология проектного обучения, исследовательская деятельность

-        Нетрадиционные технологии арт-терапии (Пескотерапия, пластилинография, геоконт Воскобовича, шнуровальный планшет и др.)

        Особое внимание следует уделить использованию приемов мнемотехники (схемы-таблицы для заучивания текстов, постановки и автоматизации звуков, развитие эмоционального восприятия, развитие связной речи и т.д.)

        При ознакомлении с моделью можно выделить несколько этапов.

На первом этапе предусматривается овладение само моделью. При работе с моделью дети осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе осуществляется замещение предметно – схематической модели. У детей формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить объект с его функциональными связями и зависимостью.

На третьем этапе происходит самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности (моделирующая деятельность)

    Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.  

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

 Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

- самостоятельного анализа ситуации или объекта;

- развития децентрации (умения менять точку отсчета);

- развития замыслов-идей будущего продукта.

        В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

        Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ; описательно-сравнительный рассказ

- творческий рассказ.

       В ходе использования приема наглядного моделирования я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), схемы.

        Например, данный материал можно использовать в качестве автоматизации твёрдого звука [л] во фразовой речи, в частности, при переходе от автоматизации в предложениях к автоматизации в спонтанной речи. Преимуществами данного пособием являются: опора на зрительное восприятие, вариативность выполнения заданий, игровая направленность занятия.
Работа с пособием осуществляется в следующей последовательности: логопед демонстрирует ребенку схему для рассказа, знакомит его с героем сказки, рассказывает историю. Далее логопед задает ребенку наводящие вопросы по каждому из смысловых звеньев и просит дать развернутый ответ. После того, как пересказ по вопросам будет выполнен, логопед предлагает ребенку самостоятельно пересказать историю. В завершении, можно предложить изменить что-то в рассказе, добавить события или продолжить его.

После каждого текста логопед задает детям дополнительные вопросы, которые направлены на автоматизацию отрабатываемого звука, активизацию словаря, развитие навыка звукового анализа.
Стоит обратить внимание, что помимо основной функции, автоматизации звука [л], данный материал развивает грамматический строй речи, умение выстраивать собственное речевое высказывание, развивает связную речь, память, воображение.

C:\Сайт\NEW\www.logoped18.ru\images\avtomatizatsii-zvuka-l-1.jpg

«Клубничное утро»

Утром Павел решил надеть жёлтую футболку. Потом Павел пошел к холодильнику, достал из холодильника спелую клубнику.
Павел взял клубнику и положил ее на стол. После этого сел на стул и съел клубнику.

Дополнительные вопросы:
• Павел надел желтую футболку. Какие еще цвета со звуком [л] ты знаешь?
(белый, голубой, золотой, коралловый)
• Как еще можно назвать мальчика? Вспомни мужские имена со звуком [л]
(Кирилл, Даниил, Михаил)

Скороговорки:

Старушка сшила сапожки,
сапожки для сороконожки

СтарушкаC:\Сайт\NEW\www.logoped18.ru\logopedist\inga-didkovskaya\strelka-vpravo.gifсшилаC:\Сайт\NEW\www.logoped18.ru\logopedist\inga-didkovskaya\strelka-vpravo.gifсапожкиC:\Сайт\NEW\www.logoped18.ru\logopedist\inga-didkovskaya\strelka-vpravo.gifсапожкиC:\Сайт\NEW\www.logoped18.ru\logopedist\inga-didkovskaya\strelka-vpravo.gifсороконожки

Автоматизация звука З в словах в играх

Лабиринт. Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Логопед называет любые 2—5 картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук 3.
Упражнение «Чего не стало?». Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало (Упражнение повторяется несколько раз).

Автоматизация звука З в словах в играх

Использую символические изображения при обучению детей сенсорному обследованию предметов.

C:\Users\admin\Desktop\РАБОТА\РАБОТА 2021-2022\Моделирование\Символы\символы 5.jpg             C:\Users\admin\Desktop\РАБОТА\РАБОТА 2021-2022\Моделирование\Символы\7c917e7d8d0a22547401f41c97240532.jpg                 C:\Users\admin\Desktop\РАБОТА\РАБОТА 2021-2022\Моделирование\Символы\39e24932fcd996e99591f96674274ca2.jpg

Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР является важнейшей задачей коррекционно-воспитательной работы, т. к. - это умение чётко, последовательно излагать свои мысли.

Для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине, я предлагаю использовать следующие модели:

Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.

Модель "Птичка"

На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказав (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

 Модель может быть использована в качестве плана рассказа.

Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.

 Модель "Ладошка"

На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий, ловкий. быстрый.

Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине       http://www.maam.ru/upload/blogs/8c176b18c3bc7a8070248ecba32e29b5.jpg.jpg              http://www.maam.ru/upload/blogs/f94380a9390ac5634dd9137bef1aac07.jpg.jpg

Здоровье-сберегающие технологии по значимости стоят на первом месте. Дети с задержкой психического развития, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.

Поэтому педагогу, работающему с такими детьми, приходится прилагать немало усилий для того, чтобы нормализовать их психическое и физическое состояние. На каждом уроке (занятии) необходимо использовать различные динамические паузы: физкультминутки для снятия общего утомления, упражнения для кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных зон, логоритмику, гимнастика для глаз, гимнастика для органов слуха, упражнения, корректирующие осанку, дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать учащихся на уроке (занятии).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение поможет:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
  • (нервную проводимость);
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • Уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Целью является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

4. Развитие общей моторики.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

5. Развитие мелкой моторики.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

6. Су – джок терапия

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

7. Самомассаж.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Много времени уделяем играм с мозаикой (составление слогов, слов, предложений), используем настольную и напольную мозаику; пальчиковым играм с пластилином. Играем с бумагой: складывание бумаги, скатывание в шарик, выкладывание букв. Также не забываем применять действия с нитками, крупой: пересыпание, разбор видов крупы, выкладывание из крупы изображений; водой, песком; с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание.

Технология проблемного обучения

         Для ребёнка представляет большой интерес решить поставленную перед ним проблемную задачу. Однако зачастую учащемуся (ребенку –дошкольнику) с ЗПР самостоятельно не удаётся это сделать. Поэтому педагог (специалист) использует коррекционную помощь: подсказку отдельных шагов с целью создания ситуации успеха на уроке (занятии): можно предложить инструктивную карточку с планом рассуждений, который поможет ребёнку без особых затруднений справиться с поставленной задачей. Когда задание выполнено, ребенок, пользуясь тем же планом, формулирует правило. Эту карточку ребенок использует на протяжении данного урока при выполнении подобных заданий. Допустимо использовать эту карточку-помощницу и на последующих уроках, пока школьник не запомнит алгоритм рассуждений.

        Применение проблемного подхода в обучении позволяет достигать определенных результатов:

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Почему современное образование активно внедряет данную технологию?

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения?

  • Проблемный вопрос
  • Проблемная задача
  • Проблемная ситуация
  1. Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (Просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (Проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

2) Проблемная задачаПроблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут»,

 «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2

- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3

- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

Почему?

3) Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Проблемная ситуация №1

Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Проблемная ситуация №2, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

• Дым в соседней квартире. Твои действия?

• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

• Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

•Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

•Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Технология уровневой дифференциации

         Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

         В основном разноуровневые задания составляются для уроков закрепления знаний, уроков обобщения и систематизации знаний. Целесообразно предложить ученику самому выбрать уровень сложности.

Проанализировав знания ученика с применением элементов разноуровневого обучения могу сделать следующие выводы:

- эта технология позволяет выявлять и учитывать индивидуальные особенности ребёнка;

- повышается рефлексивность и мотивация учения;

- повышается уровень удовлетворённости результатами обучения учеником и соответственно учителем.

        Дифференцированный подход в обучении заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных   особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников с ЗПР. Использование дифференцированного подхода в обучении детей с ЗПР строится таким образом, что все дети группы по итогам диагностических исследований делятся на 2 и/или более подгруппы по актуальному уровню развития. И все занятия проводятся по подгруппам.

Кроме этого, в своей работе практикую распределение детей на подгруппы с учетом дефекта в звукопроизношении, темпа работы, особенностей поведения и развития психических процессов.

Технология проектного обучения

        Интегрированный подход к обучению – это необходимое условие проектной деятельности не только в начальной школе, но и на более ранних ступенях образования; инновационной технологии в процессе обучения. Интегрирование предметов направлено на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Вариативность использования интегрированного метода довольно разнообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Проектно-исследовательский метод в ДОО и начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Цель исследовательской деятельности в детском саду и начальной школе — сформировать у дошкольников/ младших школьников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание доступное их пониманию, создать проблемные ситуации, решая которые ребёнок будет открывать для себя что-то новое.

Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного и школьного возраста:

• преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;

• преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;

• побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.         Исследовательский проект направлен на развитие у детей естественно-научных представлений         о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень, древесина и т.д.), природных явлениях (снегопад, дождь, гроза и т.д.), исторических событиях, условия жизни растений и т.п.

Возможная тематика исследовательских проектов:

  •  «Почему вода прозрачная?»
  • «Прочность материалов»
  • «Секреты наших растений»
  • «Как получаются сливки?»
  • «Тонет - не тонет»
  • «Почему исчезает вода?»
  • «Каким был наш город 100 лет назад?»
  • «Когда появляются улитки» и т.д.

Творческие проекты

Творческие проекты - наиболее близкий и знакомый для воспитателей тип проектной деятельности. Основная особенность творческой проектной деятельности состоит в том, что в ходе нее создается новый, творческий продукт.

Возможная тематика творческих проектов:

  • «Что для мамы подарить?»
  • «Какой он, мир сказок?
  • «Встреча Нового года»
  • «Мир волшебных красок»
  • «Супер-шляпа»
  • «Журнал садовода»
  • «Изделия из теста» и т.п.

Нормативные проекты

Программа трактует нормативный проект как деятельность, направленную на выработку определённых норм и правил поведения в детском коллективе.

Многие педагоги совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечают, что реализация нормативных проектов не ограничивается лишь изучением правил детского коллектива. Сюда можно включить и ближайшее социальное окружение ребёнка: дом, школа, библиотека, магазин, улица и т.д. Правила безопасности поведения, дорожного движения - всё это тоже можно включить в тематику нормативных проектов.

Возможная тематика нормативных проектов:

  • «Правила поведения в группе»
  • «Что такое доброта?»
  • «Почему нужно помогать младшим?»
  • «Полезные привычки»
  • «Полезная еда»
  •  «Здоровье - это движение»
  • «Почему нужно мыть руки» и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.

Информационно- коммуникативные технологии (ИКТ)

         С учащимися с ЗПР необходимо вести работу по решению коррекционно-развивающих задач, которые учитель определяет на каждый урок. Коррекционно-развивающих задач достаточно большое количество, их постановка зависит от трудностей конкретного ребёнка. Например, у одного из учеников недостаточно развиты процессы произвольного внимания, памяти и имеются недостатки в формировании пространственных представлений. С целью развития этих процессов я использую специальные электронные игры-презентации на своих уроках.

         Кроме мультимедийных презентаций современный учитель имеет широкие возможности применения других электронных ресурсов: тренажеров, тестов, электронных обучающих игр. Использование тренажёров на уроке способствует развитию познавательной мотивации, интереса, активности при изучении любого предмета.

         Грамотное использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке.

Игровые технологии

Детям с задержкой психического развития свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы.

Развить познавательную активность детей с ЗПР возможно только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок. А заинтересовать его можно только через игру, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте у детей с ЗПР.

Использование игр при обучении детей 6-7 лет математике

Игра «Лесенка цифр» незаменима на занятиях по математике. С помощью неё ребенок зрительно видит соотношение цифр и состав числа, находит последующие, предыдущие числа, пропущенное число. Детям трудно понять — почему 2 меньше, чем 5, а 3 больше, чем 1, просто цифры им не о чём не говорят. На «Лесенке цифр» это наглядно видно, ведь полоска с цифрой 2 короче, чем полоска с цифрой 5, а значит она меньше. С помощью этой игры можно учить прямой и обратный счёт от 1 до 10.

С целью совершенствования навыка счётной деятельности детей предлагаю считать звуки (удары бубна, молоточка и т. д., движения, предметы на ощупь, использую дидактические игры и упражнения «Считай дальше с любого числа»

Так же был опыт в проведении занятий – путешествий (дети попали в сказочный лес и выполняли задания лесных жителей, в конце занятия дети обратно вернулись в группу и собрали картинку «Осенний лес» (подарок на память от лесных жителей)

Иногда я использую лишь элементы игры. Для этого беру героя, которому дети помогают в течение занятия. Таким образом, повышается интерес у детей, им не скучно, не возникает переутомление.

На индивидуальных занятия использую следующие игры:

«Веселые клеточки», «Умные клеточки» - развивают зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику рук, фантазию. Учат ориентироваться на листе бумаги в клетку. Головоломки с палочками, игры «Сложи узор», «Собери квадрат», «Лабиринты».

«Числовая гусеница»

Игровые задания:

«Цифры по порядку»;

«Прямой счет»;

«Обратный счёт»;

«Какая (кие) цифра (ы) пропущена (ы?»;

«Выложи гусеницу только зеленого (желтого, белого и т. д. цвета);

Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать игровые технологии. Дети гораздо меньше устают на занятии, более сближаются с педагогом, больше ему доверяют. После занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся) чувствуют себя более уверенно.

Пластилинография 

 Рисование пластилином — редко встречающийся вид живописи. Использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилинографии поистине уникальна. Обучающиеся, воспитанники приобретают новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Дети учатся планировать и доводить работу до конца. Рисование пластилином помогает подготовить руку ребенка к письму, что является большим подспорьем учителю начальных классов. Рисование пластилином стала неотъемлемой частью коррекционных занятий с обучающимися, воспитанниками 1 класса в коррекционной школе.

Пластилинографию можно использовать как при организации внеурочной деятельности с обучающимися с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в учебной деятельности.
        

Вывод: Эти традиционные и современные технологии ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности детей к условиям современной жизни.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная логопедическая гимнастика для развития речи детей

        Какая мама не мечтает о том, чтобы ее крошка рано заговорила или уже в 4-5 лет четко и ясно произносила слова и звуки. Но мечтать одно, а на самом деле этого нужно добиться. Конечно у некоторых детей к 5-6 годам происходит становление звуков, и они все выговаривают, но таких малышей меньше, чем хотелось бы. Что же делать, если этого не случилось? Помогут регулярные непродолжительные занятия для развития речи.

Что дадут занятия логопедической гимнастикой:

  • Укрепление мышц языка и улучшение его кровоснабжения;
  • Ускорение развития речевого аппарата ребенка;
  • Выявление физиологических нарушений на ранней стадии, что позволит начать их лечение вовремя;
  • Избавление от дефектов речи и насмешек сверстников в последующем.

Как делать упражнения: элементарные правила

Гимнастика языка, как и любой другой комплекс упражнений базируется на основных правилах. Кроме регулярности, нужно еще соблюдать длительность занятий. Не более 10-20 минут, ведь ребенок быстро утомляется, его внимание переключается на другие интересы, что сильно расстраивает родителей. Обязательным условием является наличие зеркала перед лицом ребенка. Малыш должен видеть, что он делает и как, и понимать, чего от него требуют.

Упражнения лучше делать не одно за одним, а чередовать их играми. Не нужно утомлять и, тем более, заставлять малыша делать что-то насильно против его воли. Он может замкнуться в себе и вообще перестать разговаривать. А болезни детей – это всегда горе для родителей, необходимо лечить ребенка своевременно.

И если самостоятельно не получается заниматься с ребенком, лучше обратиться к логопеду.

Гимнастика бывает разная: виды

Логопедические тренировки представляют собой набор статических (язык неподвижно находится в одном положении некоторое время) и динамических (активные действия всего речевого аппарата) упражнений.

К первой группе относятся: «бегемот» - широкое открытие рта. Можно даже приговаривать – «открывай по шире ротик, я веселый бегемотик». «Трубочка» или «рыбка» - втягивание щек внутрь и скручивание губ.

При выполнении статических упражнений, важно, максимально зафиксировать орган речевого аппарата в правильном положении и держать не более 10 секунд.

Динамические упражнения выполняются легко и весело под счет. Лучше считать быстрее. «Часики» – язык нужно высунуть вперед и поворачивать направо и налево поочередно. «Вкусное варенье» - язычком обвести по кругу губ. Действенное упражнение «лошадка» – это цоканье языком в быстром темпе. Кроме этого можно и нужно слегка покусывать язычок, это улучшает кровообращение. Для становления звука «р» лучший способ «ды-ды-дыкать». При этом можно стучать пальчиком одной руки о ладошку другой руки, представляя, что это дятел стучит по дереву.

Полезная и веселая логопедическая гимнастика

Родителям не стоит забывать, что все упражнения с детьми нужно делать в игровом режиме. Они ведь только научились говорить, им все интересно и увлекательно. Лучше в процессе увлеченной игры незаметно начать делать гимнастику языка. А после больших стараний угостить своего малыша вкусной конфетой, а заодно и всех игрушек, которые тоже помогали делать упражнения.

Если родители в домашних условиях регулярно делают с ребенком логопедическую гимнастику, а по истечению определенного времени не видят результата, лучше обратиться к логопеду. У этого специалиста в арсенале имеется множество палочек, шпателей и иных приспособлений, которые укрепят мышцы языка и помогут малышу в произношении четких звуков и слов. Способность говорить – великий дар. Ненавязчиво помогайте малышу во всех его начинаниях, и каждый ребенок заговорит правильно, красиво и уверенно.

Предлагаем вам артикуляционную сказку- комплекс упражнений для язычка

Артикуляционная сказка - гимнастика «Король- Язык»

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Рот», жил – был король, которого звали Язык. Это государство защищали сильные ворота «Губы», а за воротами стояла стража короля – «Зубы». Когда в государство приезжали гости, торговцы, купцы, скоморохи вначале открывались сильные ворота «Губы», а затем стража короля открывала ворота «Зубы» и впускала их.

Выходил король Язык и приветствовал своих гостей (упражнение «Лопаточка»: удержание 15 сек.). А когда гости уезжали, Язык уходил в свои владения, стража «Зубы» создавала собой плотный белый забор и закрывались мощные ворота «Губы» (динамическое упражнение: обнажили десны, открыли рот, высунули язык и обратно. Повторить 3 – 4 раза).

Каждое утро король Язык сначала подходил к каждому из своих стражников, разговаривал с ними про службу (упражнение «Чистим зубки»: повторить 3-4 раза), а затем король занимался бегом, оббегал свои владения (круговые движения языком во рту – повторить 5 раз).

И, вот, в одно прекрасное солнечное утро король Язык, сделав утреннюю пробежку, решил посмотреть, что творится за пределами его владений. Он сел на своего коня «Нёбо» и поскакал (упражнение «Лошадка»: выполнить 15 цоканий языком).

Скача по лесу, он увидел большую поляну, на которой росло много грибов, и пошел их собирать, напевая песенку: «Один грибок, два грибка, три грибка (выполнение упражнения «Грибок» 3 раза по 15 секунд удержания в статике)

Ещё немножко (показать пальцами немножко) будет полное лукошко (упражнение «Чашечка»: удержание 15 секунд)». (Повторить 3 раза).

Собрав грибы, король сел на своего ретивого коня и поскакал обратно в замок (упражнение «Лошадка» выполнить 15 цоканий языком). Приехав в замок, король был в таком хорошем настроении, что решил закатить пир на весь мир, и пригласил шутов, скоморохов для ещё большего веселья.

Приехали его гости, большие ворота и стража запустили их (упражнение: открывание и закрывание рта: выполнить 3-4 раза). И тут началось веселье: музыканты играли на дудках (упражнение «Трубочка» с добавлением голоса: 10 – 15 секунд), король со своими гостями танцевал и пел (упражнение «Болтушка»: выполнить 3 раза), а его подданные зазывали гостей на пир песней:
«Один, два, три, четыре (хлопки),
Открывай ворота шире (открывание рта).
Заходи народ на пир (показать руками зазывание)!
Выходи король – кумир (Упражнение «Лопаточка»: удержание 15 секунд)!
Наступил вечер, гости разъехались, а уставший король Язык лег спать и захрапел: «Хр-р-р-р».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие фонематического слуха у детей 5-7 лет

        Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его речевое развитие все-таки оказывает семья. Формируя у детей звуковую культуру речи, взрослые учат их правильно пользоваться всеми языковыми средствами: правильным звукопроизношением, правильным темпом, ритмом и интонацией речи, фразовым и логическим ударением, формируют у них речевое внимание и слух. Всё это способствует развитию интеллекта детей и готовит их к успешному обучению в школе.

        Формирование у детей лексически богатой, грамматически правильной и фонетически четкой речи - одна из задач обучения ребенка языку. Развитие фонематических процессов влияет на становление всей речи.

Работу по развитию фонематического слуха надо начинать с неречевых психических функций и необходимо вести по нескольким направлениям:

- развитие мышления;

- развитие слухового и зрительного внимания, всех видов памяти;

- совершенствование пространственно-временной ориентировки;

- развитие психомоторных функций и конструктивного праксиса.

Предлагаем познакомиться с играми, в ходе которых происходит развитие той или иной функции.

I. Слуховое внимание.

  1. ,,Скажи, что ты слышишь?” (Дети закрывают глаза и слушают. Определяют, какие звуки слышат).
  2. ,,Кто, что слышит?” (За ширмой взрослый стучит молотком, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и т. д. Дети называют, что они слышали.
  3. ,,На каком музыкальном инструменте играла?”  (Взрослый за ширмой играет на одном из музыкальных инструментов, дети определяют и называют на каком).
  4. ,,Тихо - громко”  (Взрослый стучит молоточком или играет на бубне. Дети, если звуки стучат тихо, идут на носочках, громко - шагом, совсем громко - бегут).
  5. Улавливаем шепотную речь. Взрослый дает задание шепотом. Дети выполняют.
  6. ,,Отхлопай так же.” (Взрослый отхлопывает ритм. Дети повторяют).
  7. ,,Летает не летает?” (Взрослый кидает мяч ребенку и называет предмет, птицу, животное, а ребенок возвращает мяч и говорит "летает" или "не летает").
  8. ,,Кто позвал?” (Водящий ребенок отворачивается. Кто-то из детей за его спиной зовет водящего по имени. Водящий должен по голосу узнать и назвать, кто его позвал).

II. Оптико-пространственные представления.

В играх уточняются представления о цвете, форме, величине предмета.

  1. ,,Найди такую же фигуру”
  2. "Разложи фигуры по размеру"
  3. "Узнай предмет по контуру" (в зашумленном изображении)

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image001.jpg

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image002.jpg

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image003.jpg

  1. "Скажи, чего нет?" (у предмета нет детали)

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image005.jpg

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image007.jpg

III. Зрительные представления, память, внимание.

  1. "Кто больше запомнит"
  2. "Зеркало"
  3. "Смотри и исполняй".

IV. Ориентировка в пространстве.

  1. Определение нахождения предметов по отношению к себе. Что спереди, сзади, вверху, слева, справа.
  2. Определение положения предметов между собой: кто вверху, кто внизу, кто слева, кто справа, кто в центре, кто между волком и лисой?

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image008.jpg

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image009.jpg

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image010.jpg

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image011.jpg

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image012.jpg

  1. Уточнение пространственного положения фигур на плоскости: где находится красный круг, зеленый прямоугольник, желтый квадрат, синий треугольник?

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image013.png

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image014.png

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image015.png

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image016.png

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image017.png

  1. Определение сходства и различия предметов.

V. Фонематический слух и его развитие.

  1. Выделение звука из цепочки звуков.
  2. Выделение слога с заданным звуком из цепочки слогов.
  3. Выделение первого ударного гласного в слове.
  4. Выделение первого согласного в слове.
  5. Выделение гласного, согласного в конце слова.
  6. Определение места звука в слове: в каком вагончике едет звук - начало слова (первый вагончик), конец слова (последний вагончик), середина слова (средний вагончик).

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/gr6/image018.jpg

VI. Сложные формы звукового анализа.

  1. Определение гласного и согласного звука.
  2. Определение последовательности звуков в слове.
  3. Определение количества звуков в слове.
  4. Определение места звука относительно других звуков.

Речевой материал следует давать от простого к сложному. Применение различных схем и символов повышает эффективность работы. Предлагаем следующие игры:

  1. ,,Найди лишнее”. Цель: учить находить слово, отличающееся от других одним звуком. Ход игры ребенку предлагается 3 картинки на один звук и 1 на другой, ребенок должен сказать, какая лишняя.
  2. ,,Подбери картинки “ - цель: учить подбирать картинки на заданный звук. Ход игры. Предлагаются 2 нарисованных грузовика, ребенок должен на каждый положить картинки на заданный звук.

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/Image%201.jpg

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/Image%202.jpg

  1. ,,Чем отличаются ?” Цель: учить находить, каким звуком отличаются слова. Предлагаются пары картинок, ребенок должен определить каким звуком они отличаются.

http://dou24.ru/322/images/stories/kartinki/Image%203.jpg

  1. ,,Выложи предложение”. Цель: учить определять количество слов в предложении. Ребенку дается картинка, предлагается по ней составить предложение. Потом выложить столько полосок, сколько слов в предложении, и т.д.

Предложенные игры и различные схемы способствуют развитию у дошкольников фонематического слуха.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям

по формированию у дошкольников

фонематических представлений,

навыков звукового анализа и синтеза,

обучению грамоте

Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обучать ребенка самостоятельно.

Порядок изучения букв в представленных в картотеке заданиях изменен по сравнению с большинством букварей и азбук, так как эти задания составлены специально для детей с общим недоразвитием речи, у которых отмечаются серьезные нарушения звукопроизношения. Буквы, соответствующие звукам позднего онтогенеза, произношение которых обычно нарушено у детей с ОНР, мы предлагаем изучать с детьми в последнюю очередь.

Для занятий с ребенком родителям потребуются: толстая тетрадь в крупную клетку, набор фломастеров, простые и цветные карандаши, набор палочек, цветные шнурки или веревочки, пластилин, цветная бумага, флажки или семафорчики разных цветов. На домашних занятиях также можно использовать букварь[1] и комплект рабочих тетрадей[2]. Если есть возможность, желательно приобрести магнитную доску с комплектом фломастеров и магнитных букв. Можно заменить магнитные буквы деревянными или пластмассовыми или лепить с ребенком буквы из пластилина и пользоваться ими для составления слогов и слов. Хорошо иметь разрезную азбуку или кубики с буквами. Работа с ними помогает в освоении ребенком навыка осознанного чтения. ВАЖНО!!!

  • Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивысшей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел. Не старайтесь сделать все задание за один день. Для того чтобы ребенок усвоил весь материал, вам потребуется отвести на каждое задание по три-четыре дня.
  • Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хвалите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений. Например, за хорошую работу наклеивайте на тетрадь малыша яркую переводную картинку или стикер.
  • Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не [пэ] или [эр], а [п] или [р].
  • Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.
  • Для каждой новой буквы отводите целый разворот в толстой тетради, на котором вы будете «печатать» новую букву, рисовать вместе с ребенком картинки, упражнять его в «печатании» буквы, «печатать» слоги и слова. Этот материал пригодится для закрепления и повторения пройденного.
  • Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребенка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания помечены звездочкой. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.
  • Никогда не давайте ребенку заданий на различение двух пар звуков во время одного занятия. Например, если в задании приведен материал по различению звуков [С] и

[С], а также — [С] и [3], то одно занятие посвятите первой паре звуков, а на следующий день займитесь второй парой.

  • Обратите внимание на то, что при изучении йотированных букв (Е, Ё, Ю, Я) задания по формированию фонематических представлений ребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его дошкольником.

Некоторые рекомендации родителям логопед должен дать до начала занятий:

  • Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивысшей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел. Не старайтесь сделать все задание за один день. Для того чтобы ребенок усвоил весь материал, вам потребуется отвести на каждое задание по три-четыре дня.
  • Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хвалите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений. Например, за хорошую работу наклеивайте на тетрадь малыша яркую переводную картинку или стикер.
  • Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не [пэ] или [эр], а [п] или [р].
  • Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.
  • Для каждой новой буквы отводите целый разворот в толстой тетради, на котором вы будете «печатать» новую букву, рисовать вместе с ребенком картинки, упражнять его в «печатании» буквы, «печатать» слоги и слова. Этот материал пригодится для закрепления и повторения пройденного.
  • Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребенка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания помечены звездочкой. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.
  • Никогда не давайте ребенку заданий на различение двух пар звуков во время одного занятия. Например, если в задании приведен материал по различению звуков [С] и

[С], а также — [С] и [3], то одно занятие посвятите первой паре звуков, а на следующий день займитесь второй парой.

  • Обратите внимание на то, что при изучении йотированных букв (Е, Ё, Ю, Я) задания по формированию фонематических представлений ребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его дошкольником.
  • Читая стихотворение, открывающее задание, утрированно произносите звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите различаемые звуки в специальных играх и упражнениях.

  • Читая стихотворение, открывающее задание, утрированно произносите звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите различаемые звуки в специальных играх и упражнениях.

Нищева Н. В.

Н71      Картотеки методических рекомендаций  для родителей дошкольников с ОНР.- СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-240 с. — (Кабинет логопеда). ISBN 978-5-89814-371-8


[1] Нищева Н.В. Мой букварь. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.

[2] Нищева Н.В. Тетрадь №3 для средней логопедической группы детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2006. Тетрадь №2 для старшей логопедической группы детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. Тетрадь №2 для подготовительной к школе логопедической группы детского сада.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в...

Комплексное использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе

В статье представлена актуальность и значимость комплексного использования современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе....

Программа мероприятия -Круглый стол «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»,2018

Программа мероприятия -круглый стол "Премственость в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста",2018...

Программа Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста "...

Определение уровня речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Материал по Определение уровня речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Презентация постерного доклада на межрегиональном методическом марафоне "Образовательные инициативы: современные технологии математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Развитие  познавательных способностей  детей дошкольного возраста – эта одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Для решения этой задачи особенно важным является формиров...