Главные вкладки

    Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
    статья на тему

    Халикова Валентина Владимировна


    Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: особенности планирования и проживания целостного образовательного процесса с детьми в русле ведущего вида деятельности-игре; способы интеграции математического и речевого развития детей; использование современного ИКТ, технологий лего-конструирования для формирования активности, самостоятельности и инициативности детей, становления у них предпосылок УУД.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

    В.В. Халикова, канд. пед. наук,

    отличник народного просвещения,

    старший воспитатель,

    halikova-valentina@yandex.ru

     ГБОУ «Школа № 842», Москва, Зеленоград. Россия.

    Аннотация: Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: особенности планирования и проживания целостного образовательного процесса с детьми в русле ведущего вида деятельности - игре; способы интеграции математического  и речевого развития детей; использования современных ИКТ, технологий лего-конструирования для формирования активности, самостоятельности и инициативности детей, становления у них предпосылок УУД.

    Ключевые слова: математическое образование, математическое содержание, интеграция, инновационные технологии, современные подходы.

    В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Формирование у детей раннего и дошкольного возраста первичных математических навыков и элементарных представлений из области математики» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.  Согласно Концепции система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: в дошкольном образовании - условия (прежде всего, предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

    С учетом выше сказанного мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: особенности планирования и проживания целостного образовательного процесса с детьми в русле ведущего вида деятельности - игре; способы интеграции математического  и речевого развития детей; использования современных ИКТ, технологий лего-конструирования для формирования активности, самостоятельности и инициативности детей, становления у них предпосылок УУД.

    Согласно плану работы инновационной деятельности проведен анализ результативности математического образования в дошкольных группах ГБОУ «Школа № 842», который показал следующее:

    Для проектирования и организации образовательного процесса по данному направлению педагогами выбирается не только содержание примерной общеобразовательной программы, но и весь учебно-методический комплект к ней (методические пособия, рекомендации, тетради на печатной основе). В соответствии с п.11.3. ФГОС ДО в организационном разделе ООП   прописана обеспеченность выбранными методическими материалами и средствами обучения и воспитания, как в обязательной части, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений (выбранных парциальных программ). При разработке ООП коллективы дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» выбрали  Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3 изд., испр. И доп.-М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. -368с. Для планирования и организации образовательного процесса по математическому образованию дошкольников   педагоги используют пособия и тетради на печатной основе И.А. Помораевой, В.А Позиной «Формирование элементарных математических представлений» для всех возрастных групп. Кроме того, каждый педагог имеет методическую копилку, в которой собран интересный познавательный материал по математическому развитию дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями группы. В календарном плане каждой возрастной группы прописан перечень методических пособий, используемых в планировании и организации образовательного процесса по математическому образованию в том числе. На педагогических планерках воспитатели знакомят коллег с методическими новинками (пособиями, разработками конспектов, литературой),  в том числе и методическими новинками математического развития дошкольников.  

    Развивающая предметно – пространственная среда, обустроенная для математического развития детей – результат и продукт совместного проектирования, конструирования всех субъектов образовательного процесса – педагогов, детей и родителей. Педагоги проектировали развивающую предметно – пространственную среду  так, чтобы она была средством диагностики и развития  детей. Дети  и педагоги ДОО  активно предлагают идеи изменения среды и ее использования, в чем им помогают родители.

    В ФГОС дошкольного  и начального общего  образования представлены требования  к развивающей предметно – пространственной среде. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать условия для реализации интересов, особенностей и способностей  детей, быть доступной для всех категорий детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Все элементы ее надежные и безопасные при использовании. Создавая среду для математического развития детей, для нас важно было стимулировать различные виды активности ребенка – игровую, познавательную, творческую, двигательную и эмоциональную. Особого внимания требует создание условий для самовыражения ребенка. Это обеспечивается возможностью трансформировать пространство, изменять его в зависимости от образовательной ситуации, а также полифункциональностью предметов. Среда, на наш взгляд, способствует развитию различных видов деятельности детей дошкольного возраста, побуждает их к сознательному выбору, выдвижению и реализации собственных инициатив, самостоятельным решениям, развивает у них творческие способности, формирует жизненный опыт. У нас, к сожалению, нет дорогостоящих игровых материалов для развития математических способностей детей (Дары Фребеля, наборы Пертра, Кубиков Коса и т.д.), но Центры математического развития детей как структурный компонент целостной развивающей предметно - пространственной среды имеются в каждой возрастной группе. Это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно – эстетически  оформленное место. Организовали мы  его, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

    «Математический островок», «Математический центр» - это не только возможность обеспечения детей разнообразными материалами для творчества и возможности в любое время  действовать с ними, но и особая атмосфера в коллективе, «психологический климат и комфорт». Психологический комфорт мы рассматриваем как «совокупность удобств, уютства, приволья (свобода выбора), покоя, избытка для детей и взрослых (возможность выбора), которая обеспечивает каждому из них подкрепление (поддержку), состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с самим собой и окружающими людьми». Он складывается  из чувства внешней и внутренней  безопасности, когда ребенок понимает, что его идеи и действия не получат отрицательной оценки взрослых.
    Для развития самостоятельной познавательно - игровой, конструктивной  деятельности в группах оформлены «Островки развития и удивления», «Островки математики». В островках мы располагаем различны предметы   и объекты с математическим содержанием.

    Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная. Сегодня, с учетом обновления содержания дошкольного образования добавляется пятая содержательная линия – алгоритмическая (схемы, модели, алгоритмы). В связи с этим, реализуя программное математическое содержание, используем различные современные формы взаимодействия с детьми.

    Реализация ФГОС ДО требует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника.

    Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС ДО:

    - развитие представлений о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;

    - формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

    - формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т.п.;

    - овладение математической терминологией;

    - развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.

    Эти задачи решаются в различных формах математического образования дошкольников:

    - Непосредственно организованная образовательная деятельность.

    При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр-занятий, воспитатель осваивает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.

    - Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

    При организации и проведении совместной деятельности педагог осваивает позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

    - Самостоятельная деятельность детей.

    Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.

    - Познавательно-игровые комплексы.

    Познавательно-игровые комплексы – это развивающие занятия, которые могут  иметь особую структуру.

    - Игровые занятия (комплексные, интегрированные)

    На наш взгляд, именно игры-занятия являются наиболее эффективной формой организации образовательного процесса, где создаются условия для заинтересованного овладения детьми познавательным содержанием и освоения универсальных учебных действий. Педагогам необходимо помнить о том, чтобы включение познавательного содержания не разрушало саму игру, не лишало ее непосредственной естественности и того духа свободы самовыражения, который ей присущ.

    - Занятия-спектакли.

    Особенностью проведения занятий-спектаклей является процесс коллективного творчества детей и педагога, превращение занятия в импровизированный спектакль. На таких занятиях создаются условия для проявления творческого самостоятельного мышления ребенка, его повышенной эмоциональности и интереса к познанию и исследовательской деятельности, а также стремления к достижению результата разными способами. Проведение занятий-спектаклей требует от педагогов длительной предварительной подготовки.

    - Познавательно-игровые развлечения.

    Обычно развлечения проводятся не чаще одного раза в месяц. За основу организации таких занятий можно взять образы телевизионных передач: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Математический ринг» и т. д. Математические развлечения помогают сплотить детско-взрослый коллектив, развивать у детей уверенность в себе, своих силах.

    - Использование  LEGO и FUN S BOT, Дупло и Дакта дает возможность знакомить детей с основами строения технических объектов.

    Подход ЛЕГО к обучению основан на принципе 4С, который побуждает детей экспериментировать и исследовать в процессе приобретения и усвоения знаний. Педагоги поощряют детей взаимодействовать в процессе решения задач с открытым решением, создавая сложные учебные ситуации и обеспечивая доступ к необходимой информации. Использование ЛЕГО в обучении детей осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и на дополнительных занятиях с детьми.

    При организации различных форм взаимодействия с детьми уделяем особое значение интеграции математического и речевого развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДО.

    Интеграция, как цель обучения, предполагает обеспечить восприятие ребенком целостной картины мира, сформулировать единое представление о природе, обществе, своем месте в нем, основываясь на законе взаимосвязей и взаимоотношений. Интеграция, как средство обучения, позволяет создать необходимые условия для формирования у детей познавательных интересов, восприятия элементов окружающего мира с различных позиций в процессе разнообразной деятельности. Интеграция как технология организации образовательного процесса в ДОУ способствует формированию у ребенка целостных представлений, которые отражают связанность отдельных частей мира как систему; помогает  ребенку с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

    На сегодняшний день лучшую практику математического образования дошкольников в нашем образовательном комплексе могут представить следующие достижения:

    - Использование инновационных технологий познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста (Сингапур). Это замечательные технологии, которые интегрируют математическое образование и речевое развитие детей, решают задачи социализации ребенка.

    - «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» - дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста.  

    Формирование первичных математических навыков и представлений происходит в занимательных видах деятельности, где ребенок может математику «трогать руками», «нюхать», «пробовать на вкус», так как тактильный опыт очень важен для ребенка. Здесь малыши намного эффективнее осваивают математическое содержание в процессе непосредственной исследовательской деятельности  с разнообразными игрушками, предметами, материалами.

    - Реализация Программы курса «Легоконструирование и робототехника» в рамках преемственности ДОУ и НОШ.

     Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы   обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников и младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у детей пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

    Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных способностей у дошкольников и общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов   и соответствует возрастным особенностям дошкольников и младших школьников. Данная программа реализуется во всех дошкольных группах ГБОУ «Школа № 842» и первых классах начальной школы. Учителя и воспитатели ведут совместную деятельность в этом направлении.

    Проблема становления и развития непрерывного образовательного пространства в звене детский сад – школа является одной из наиболее значимых проблем   дошкольного и начального школьного образования. Реализация инновационного проекта в системе дошкольного и начального образования диктует необходимость нахождения современных способов выстраивания преемственно-перспективных связей между ДОУ и школой. Несомненно, сегодня идет активный поиск новых подходов к решению проблемы преемственности, в том числе преемственности в математическом образовании, но, к сожалению, пока нет ощутимых положительных результатов в достижении этой важной цели. Проблемы заключаются в следующем:

    1. Отсутствует связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы: целей, задач, содержания, методов математического образования дошкольников и младших школьников. Педагоги не владеют содержанием программ дошкольного и начального школьного образования.

    2. Отсутствует полная и системная включенность в процесс преемственности педагогов дошкольных групп и начальной школы. Отсутствует система взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе. Педагоги имею слабое представление об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении и начальной школе.  

     3. В процессе специально организованных занятий (занимательной деятельности) по математике  педагогам дошкольной ступени важно   создавать условия для формирования у детей предпосылок формирования универсальных учебных действий, что пока является одной из проблем преемственности в математическом развитии детей.  

    4.  Для развития умения понимать, проектировать и решать учебные задачи, на основе которых строится школьное обучение, важно и необходимо создать оптимальные условия для проживания дошкольниками познавательных и игровых ситуаций, в которых у детей успешно развиваются воображение, фантазия и творческие способности.

    5. У педагогов дошкольных групп отсутствует информация о результатах школьной диагностики и первоклассников, что очень важно для решения вопросов преемственности двух ступеней образования.

    6. Если педагоги в дошкольном учреждении обеспечат участие детей в разнообразных играх, продуктивных видах деятельности (где дети осваивают способы достижения игровых и познавательных задач), в начальной школе у ребят гораздо успешнее развивается процесс смыслообразования: ребенок осознает границы собственного знания и незнания, понимает значимость процесса учения. На сегодняшний день это тоже является одной из проблем.

    Таким образом, анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста  выявил ряд проблем в вопросах преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе. Используя современные технологии, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, существует реальная возможность  выстроить единую линию математического образования в ДОУ и школе.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

    Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

    Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

    Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

    Статья на тему: "Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста"

    Советы родителям  детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и задания на развитие внимания, памяти, мышления и речи....

    Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Мы  рассмотрели  типичные  ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это было сделано нами,  чтобы исключить...

    Преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

    В чем заключается преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста? В преемственности в содержании художественного образования; преемственности способ...