Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»
    презентация на тему

    Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскрыты содержание, формы организации социально – личностного развития детей, определены основные задачи психолого – педагогической работы по социально – личностному развитию детей с учётом ФГТ, намечены основные направления социально-личностного развития ребенка-дошкольника и младшего школьника.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей младшего школьного и дошкольного возраста

    «Начальная школа – детский сад М.Монтессори»

    Выступление

    на педагогическом совете на тему

    «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

    подготовила

    старший воспитатель

    Переславцева Светлана Николаевна

    п. Октябрьский

    Декабрь, 2011

    Слайд 2 Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению.

    Мы предлагаем вам сегодня рассмотреть новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявить  современные проблемы социально-личностного развития детей, раскрыть содержание, формы организации социально – личностного развития детей, определить основные задачи психолого – педагогической  работы по социально – личностному развитию детей с учётом ФГТ, наметить основные  направления социально-личностного развития ребенка-дошкольника и младшего школьника.

    В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используются термины: «Социальное развитие», «Патриотическое воспитание» и «Гражданское воспитание».

    Как вы считаете, эти термины тождественны друг другу?

    Области их частично пересекаются, но они не являются тождественными.

    Слайд 3

    Цель патриотического воспитания – привить любовь  к Отечеству, гордость за его культуру, определенное отношение к собственной стране. Патриотическое воспитание создаёт определенные предпосылки гражданского повеления.

    Слайд 4. Главная цель по социально – личностному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально – развитой творческой личности.

     Социальное воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни и является составной частью , одним из направлений социализации личности

    Слайд 5. Гражданское воспитание – это формирование у ребёнка активной социальной позиции, осознание себя участником и созидателем общественной жизни.

        Гражданское  поведение предполагает формирование таких черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания – это активность, самостоятельность, инициативность, способность принимать решения. Гражданское воспитание можно рассматривать как составную часть социального развития, как одно и из направлений социализации личности.

    Слайд 6 (схема)

    Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

        Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

    В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

    Слайд 7

    Данный факт нашёл своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи  9 и  14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

    Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

    Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

    Слайд 8

    Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

    1. трудовых навыков;
    2. знаний; 
    3. норм, ценностей, традиций, правил;
    4. социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной). 

    В чём заключается социальная – педагогическая работа в ДОУ?

    Слайд 9

    Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

    Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей, социального педагога. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. Социальный педагог оказывает социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей и др.

    Слайд 10 -11   Современные проблемы социально-личностного развития детей.

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему.

    Социально – личностное развитие ребёнка – дошкольника непрерывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется очень сложным его ограничить от остальных видов и направлений.

    Далее мы рассмотрим, какие современные комплексные программы воспитания, и развития детей дошкольного возраста позволяют наиболее полно реализовывать задачи и содержание направления "Социально-личностное развитие".

     Слайд 12.

    Так, в некоторых программах не выделен раздел» «Социально – личностное развитие» и задачи социального, нравственного, личностного развития ребёнка включены в контекст других разделов.

    Анализ выделенных программ по разделу "Социально-личностное развитие", обозначенное в проекте государственного стандарта дошкольного образования, позволяет сделать следующие выводы:         

    1. Среди восьми комплексных программ, реализуемых дошкольными образовательными учреждениями города, две - "Детство" и "Истоки" - выделяют соответственно раздел "Ребёнок входит в мир социальных отношений" и "Социальное развитие". Задачи этих разделов чётко сформулированы, определены для каждого возраста и соответствуют проекту государственного стандарта дошкольного образования по разделу "Социально-личностное развитие ребёнка". Однако необходимо отметит более высокую технологичность программы "Детство", предлагающей структурное деление раздела, которое включает новый важный подраздел "Отношение ребёнка к самому себе". Раздел в программе "Истоки" не структурирован,. а ряд задач, предлагаемых проектом ГС ДО, решаются в разделе "Мир, в котором мы живём". Обе программы дают описание трёх уровней (низкий, средний, высокий) социально-личностного развития детей каждого возраста.
    2. Программы "Радуга" и "Школа-2100" данный раздел не выделяют, хотя задачи социально-личностного развития детей частично интегрированы в другие разделы. Причем программа "Радуга" полнее отражает их, чем программа "Школа-2100", но обе не позволяют решить весь комплекс задач, определённых по этому направлению, проектом ГС ДО. Программы не предполагают отслеживания уровня социально-личностного развития ребёнка.
    3. Авторы программы "Развитие" вообще не формулируют задач социально-личностного развития детей, даже в других направлениях, делают сноску только на нравственное воспитание, подчеркивая, что "оно достигается не столько какой-либо системой специальных мероприятий, сколько общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребёнку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой".
    4. Особенность программы "Сообщество" заключается в том, что задачи социально-личностного развития, включенные в раздел "Философия программы" очень общие. Описание деятельности детей в центрах активности "сюжетно-ролевая игра", "строительство", "на открытом воздухе", помогают понять особенности социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста в целом, но четких формулировок задач не содержат. Основные ориентиры по возрастам, размещаются в схеме нормального развития, где выделяются особо социальные навыки.
    5. Программы "Детство", "Истоки" и "Сообщество" имеют достаточно подробные методические рекомендации для педагогов к работе по социально-личностному развитию ребёнка.
    6. Программа "Детство" в отличие от других программ предполагает проведение занятий с детьми по разделу "Социальный мир", которые рекомендует проводить 6 раз в месяц.
    7. Задачи социального развития детей разных возрастов в Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. /Под ред. Л.А.Парамоновой связываются авторами программы с понятием «социальная компетентность».

        Итак, сделанные выводы наглядно подтверждают, что современные комплексные программы предусматривают реализацию направления "Социально-личностное развитие" с разной степенью полноты: от четкой, логически структурированной и хорошо оснащенной работы до полного её отсутствия.

    Основные задачи психолого – педагогической  работы по социально – личностному развитию детей  в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования  «Успех»

    1. Развитие игровой деятельности.
    2. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
    3. Формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).
    4. Формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерным отношениях и взаимосвязях.
    5.  Формирование первичных представлений о семье (о её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.).
    6. Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём).
    7. Формирование первичных представлении о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.
    8. Формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

    Хочется остановить ваше внимание на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования « Успех», которая разработана в соответствии с Законом об образовании и ФГТ. Среди представленных образовательных областей : «Здоровье», «Физическая культура», «труд», «Безопасность» «Чтение художественной литературы»,

    «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»,

    особое место занимает область «Социализация», которая имеет прямое отношение к реализации социально – личностного развития детей дошкольного возраста.

    Вхождение ребёнка в современный , по мнению авторов , невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включение его в систему социальных отношений, т.е. вне социализации. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

    Слайд 13.

    Современные парциальные программы, позволяющие реализовать задачи и содержание направления "Социально-личностное развитие"

    Результаты анализа комплексных программ подводят к мысли, что для работы по социально-личностному развитию детей необходимо использовать парциальные программы. По данному направлению к ним можно отнести программы: "Открой себя" (Е.В.Рылеева), "Я - человек" (С.А.Козлова), "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева), "Я, ты, мы" (О.А.Князева, Р.Б.Стеркина), "Дошкольник и экономика" (А.Д.Шатова), "Родник" (О.П.Гаврилушкина, Л.Б.Баряева и др.), "Моральное воспитание" (С.Якобсон и др.). 

        Выводы:

    1. Две из семи рассмотренных парциальных программ - "Я, ты, мы", "Я - человек" - дают возможность практически полностью реализовать комплекс задач социально-личностного развития, обозначенных в  проекте ГС ДО.
    2. Пять программ: "Я - человек", "Открой себя", "Родник", "Я, ты, мы", "Моральное воспитание" - предполагают развитие положительного отношения ребёнка к себе. Причем программа "Открой себя" ориентирована только на эти задачи и значительно расширяет и конкретизирует их.
    3. Во всех программах, за исключением "Я, ты, мы", отсутствуют задачи приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Программа "Открой себя" в своем разделе "Мир людей" определяет задачу "Осмысление невозможности осуществления своих замыслов без помощи других людей", решение которой является лишь первым шагом на пути сотрудничества.
    4. Программы не уделяют достаточного внимания и задачам развития у детей социальных навыков. Только программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" направлена на усвоение детьми правил безопасного поведения дома и на улице. Освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, развитие умений устанавливать контакты предполагаются в программах "Я, ты, мы" и "Моральное воспитание".
    5. Программу "Дошкольник и экономика" можно лишь относительно причислить к программам социально-личностного развития ребёнка, т.к. она решает минимум задач этого направления, хотя и предоставляет широкие возможности для социальной информированности дошкольников.
    6. Отличительной особенностью программы "Я - Человек" является наличие в ней требований к уровню усвоения по выделяемым разделам.
    7. Программы имеют разное методическое обеспечение. Программа "Открой себя" ограничивается списком рекомендуемой литературы для подготовки воспитателей к занятиям и книгами, в которых содержится система развивающих занятий для родителей с детьми и методические рекомендации по их выполнению". "Я, ты, мы" предлагает вариативные сценарии занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей. "Родник" приводит примерные конспекты занятий на разные темы для разных возрастов и авторские сказки. Программа "Дошкольник и экономика" имеет указатель учебной и методической литературы и общие советы. И наконец, "Моральное воспитание" и "Я - Человек" содержат методические рекомендации, причем "Я - Человек" не только для воспитателей, но и для родителей, а детям предлагает рабочие тетради.
    8.  Все программы структурированы по разделам за исключением программы "Моральное воспитание", авторы которой рекомендуют целенаправленно использовать её, как дополнение к программе "Радуга".

         Проанализированные программы составляют далеко не весь перечень современных программ в области социально-личностного развития дошкольников.

    Все они прошли (кроме программы "Дошкольник и экономика") специальную экспертизу и рекомендованы либо Министерством РФ, либо другими структурами при министерстве (Федеральным экспертным советом по общему образованию, Департаментом общего среднего образования).

    Слайд  14 - 17

    На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации  социально-личностного  развития дошкольников?

    Слайд 17-18.

    Основные принципы организации процесса социального воспитания

    Слайд 19.

    Реализация процесса социально-личностного развития дошкольников через различные виды деятельности.

    Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

    1. Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
    2. Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
    3. Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
    4. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
    5. Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
    6. Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
    7. Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
    8. Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

     

    Слайд 20. Обратите внимание на планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования при выходе ребёнка – дошкольника в школу.

    Вывод: Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры

    Список использованной литературы

    1. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. - 2000. - № 1.
    2. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001. - 471 с.
    3. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2002. - 240 с.
    4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6.
    5. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / - М.: Аркти. 2003 - 112 с.
    6. Проект государственного стандарта дошкольного образования.
    7. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для руководителей и методистов. - 2-е изд., испр. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64 с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
    8. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7.
    9. Федина Н.В. Дошкольное образование в Федеральной программе // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». 2008. – выпуск 1(16).- С.4.
    10. 2. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
    11. 3. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 13-15.
    12. 3. Федина Нина. Куда свернуть? Дошкольное образование – на развилке // Дошкольное образование. 16-31.8.2008. - № 16(232). – С. 10.
    13. Федина Н.В. Основные концепты проекта федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Региональное образование: современные тенденции. Информационный и научно-методический журнал. 2010. - № 1. – С.104-109.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    http://planetadisser.com/see/dis_228586.html

    www.isiorao.ru — раздел «Дошкольное образование»

    www. Doshcolniki.ru-  раздел «Дошкольное образование: ресурсное обеспечение основной общеобразовательной программы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт на тему :" Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

    Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...

    Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

    Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

    Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в...

    выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности в социально - личностном развитии детей»

    выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности  в социально - личностном  развитии детей»...

    Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства

    Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей  дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...