"Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"
статья (подготовительная группа)

Леонова Елена Александровна

Из личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_podhody_k_organizatsii_sotsialno.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к организации социально- личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Леонова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с №1 г.Вязьма Смоленской области

     

        Социальное развитие (социализация) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: - трудовых навыков; - знаний; - норм, ценностей, традиций, правил; - социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей. Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях является социально-личностное воспитание дошкольников. Исходя из этого, мы ставим перед собой цели, которые позволяют развить у каждого ребенка: творческое начало, воображение, изобретательность, умение договариваться, взаимодействовать друг с другом, способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решение,  неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми: дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно.  

   Социальный опыт  приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются детьми. С детьми раннего возраста, как в младших группах детского сада, так и в других возрастных группах должны использоваться: - адаптационные игры, помогающие на телесно- и предметно-игровом уровнях формировать доверительные взаимоотношения детей со взрослыми, вызывать интерес к действиям взрослого, учить ориентироваться в игровом помещении, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами; - а также игры, направленные на социальное развитие, формирующее эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками и вызывающие положительные эмоции к партнеру по игре. Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы. Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: - игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. - исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений. - изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. - предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. - наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. - коммуникативная деятельность объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. - проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. - конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников. Как происходит социально-личностное развитие детей? Основная работа по данному направлению осуществляется в течении всего времени пребывания детей в детском саду. Совместная деятельность педагога с детьми начинается с утреннего кругового сбора, где он устанавливает эмоциональный контакт, обогащает словарный запас, учит детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказаться о прошедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Очень важный момент на сборе это дидактическая часть, здесь дети вместе с педагогом планируют свою деятельность в центрах активности. В центрах активности они взаимодействуют друг с другом: общаются, конфликтуют, учатся договариваться, планируют дальнейшую деятельность, все это ведет к достижению поставленной цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Для качественного развития социализации детей важным аспектом является микроклимат группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. Следующим важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. На занятиях с детьми происходит их знакомство с эмоциями. Мы учимся различать эмоции по определенным признакам (например: глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт чувство страха и т. д.). Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему: во-первых человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Ибо воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную; во-вторых, социально-личностное развитие детей процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно; в-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов и их роли в развитии личности; в-четвертых, не все современные вариативные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы. Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации социально-личностного развития дошкольников? Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета. Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице. Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п. Социальные и эмоциональные качества развиваются у дошкольников воедино. Ребенок контролирует свою эмоциональную сферу именно на основе норм социальной среды, в которой он живет. Посредством социально-эмоционального развития у детей формируются такие моральные качества, как положительное отношение к людям, заботливость, доброта, взаимопомощь, сочувствие и т. д. Дети осваивают первичные способности, применяемые в игре, трудовой деятельности, в коллективном поведении. С помощью коммуникации в различных видах совместной деятельности обеспечиваются межличностные отношения, взаимодействие и взаимопонимание. Коммуникация становится основным методом в формировании ребенка как социальной личности.

 Список литературы:    

1. Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / Якут. гос. Ун-т им. М. К. Аммосова;

Под общ. ред. Г.Н. Волкова. М.: Academia, с. Библиогр.: с Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практ. работников ДОУ. М.: Айрис пресс, с. (Дошкол. воспитание и развитие).

ISBN Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения:

Пособие для рук. и методистов. М.: Айрис пресс, с. ISBN

 

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Леонова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с № 1 г.Вязьма, Смоленской области

         В настоящее время, когда жизнедеятельность человека все больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулось человечество. Одна из них — взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой. Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создает возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы. Исследования Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Н. П. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, И. В. Цветкова и др. свидетельствуют о том, в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры — осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы. Поэтому в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. В процессе реализации данной цели, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали технологию проектной деятельности. Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования данной технологии, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Проектная деятельность включает в себя выполнение определенных этапов работы. Одним, из которых является выполнение творческих заданий, способствующих актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Кроме того, проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний. К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие. В своей работе основной акцент мы делали на информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска. В ходе проектной деятельности в рамках экологического воспитания детей старшего возраста мы придерживались следующей структуры исследовательской деятельности: предмет информационного поиска, аналитическая работа над собранными фактами, корректировка первоначального направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы, оформление результатов, использование полученных результатов в практической деятельности. В рамках нашей работы были реализованы такие проекты экологической направленности «Защитники природы» и «Жалобная книга природы». В них дошкольники рассуждали о правилах поведения в лесу, парке, о том, как можно показать и объяснить детям из младших групп о необходимости охраны природы. Ребята предлагали различные варианты: изготовление плакатов, знаков, схем, алгоритмов. Нами также была организована работа «Зеленого патруля», в котором дети следили за соблюдением правил поведения в природе и объясняли их детям из других групп. В рамках проектной деятельности мы проводили систематические наблюдения за природой, что вносило эмоциональный оттенок в работу детей. Данный вид работы требует постоянного, непосредственного «живого» общения с животным и растительным миром. Одним из условий обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Кроме того, такая деятельность формирует у детей бережное отношение к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Реализации данного условия способствовали такие проекты, как «Растения-фитотерапевты. Какие они?», «Цветочное наслаждение», «Лаборатория неживой природы». Самым запоминающимся стал для детей проект «Метеоплощадка «Юный гидрометеоролог», в котором дети учились предсказывать погоду по приборам. Для таких занятий нами была оборудована метеоплощадка. Ребята научились пользоваться компасом, узнали, какими приборами можно измерить скорость ветра, температуру воздуха и почвы. В работе над каждым проектом дети под руководством воспитателей учились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках, как в детском саду, так и в домашних условиях. Эту информацию дети использовали для изготовления игр, пособий, плакатов, журналов, красочных альбомов. К участию в проектах мы привлекли родителей, с помощью которых оформляли газеты, альбомы, они участвуют в проведении совместных праздников, походов. Дети совместно с родителями развешивали кормушки для птиц, высаживали рассаду на клумбы и цветники, сажали деревья. Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе по экологическому воспитанию детей были решены такие задачи как воспитание эстетических и патриотических чувств через общение с природой; формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру; установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе; развитие творчества, мышления, воображения, внимания.  

 Литература:   1. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 2. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. — Волгоград: Учитель, 2011. 3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работником ДОУ/ сост. Л. С. Киселева [и др.]. — М.: АРКТИ, 2010.

 4.Малафеева, Л. А. Экология детства на планете «Семья»: метод. пособие / Л. А. Малафеева [и др.] — Ульяновск, 2011.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Консультация для воспитателей "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО".

Консультация "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошколного возраста согласно требованиям ФГОС ДО" предназначена для воспитателей ДОУ. Данная консультация  поможет ...

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

"Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС".

Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"....

Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»

13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...