статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"
статья по логопедии

Подгорбунских Алла Фёдоровна

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. В связи с этим, меняются и требования к работе современного логопеда. Методы и приёмы необходимо подбирать высокоэффективные, чтоб каждое упражнение преследовало множество целей одновременно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда

по обучению грамоте

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. В связи с этим, меняются и требования к работе современного логопеда. Методы и приёмы необходимо подбирать высокоэффективные, чтоб каждое упражнение преследовало множество целей одновременно.  Работа логопеда строится по следующим направлениям:

- развитие фонематических процессов

- формирование правильного звукопроизношения

- формирование и закрепление звуко – буквенных связей

- формирование навыка слияния звуков и букв

Все эти направления тесно связаны между собой и  вытекают один из другого. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке. Возможна и обратная связь: развитие фонематического слуха замедляется из-за того, что ребенок не овладел еще необходимыми навыками произношения.

  Обучение грамоте охватывает все эти процессы и предполагает знакомство детей с большим количеством абстрактных понятий (звук, слово, гласный / согласный, звонкий / глухой, твёрдый / мягкий). Ребенку привыкшему мыслить чувственной конкретикой, довольно сложно перевести эти понятия на доступный ему язык. Очень важно, подготовить прочный «фундамент», для ознакомления с данными понятиями и конечно, основой является - фонематический слух.

Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что главную основу правописания составляет хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, его составляющих, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков. Он же рекомендовал при обучении  грамоте больше останавливаться на звуках, составляющих слова. 

Современные технологии, создают новые способы эффективного  взаимодействия педагога и ребёнка. Итак, средством достижения правильного звукопроизношения, является развитие подвижности, выполнение статических и динамических укладов артикуляционного аппарата. Занятие по обучению грамоте, начинаю с таких технологий, как  музыкотерапия, а так же телесноориентированные техники - биоэнергопластика. Целесообразно начать знакомство с новым звуком и буквой с артикуляционной гимнастики (брать те упражнения, которыми дети владеют). Упражнения выполнять под музыку, подбирая таким образом, чтоб дети выполняли её в доступном темпе. Как правило, дошкольники делают это с удовольствием, создаётся ситуация успеха. Музыка благотворно влияет и настраивает детей на дальнейшую работу. Если детский сад придерживается определённых лексических тем, то уместно и песню подбирать в соответствии с темой недели. Таким образом, у нас будет прослеживаться  межпредметная интеграция.

Следующий этап - развитие фонематического слуха (подведение к теме занятия и работе над звуком). Определив изучаемый звук, успешно применяю игровые технологии. Детям предлагается - «логопедический рот» для разбора артикуляции. Проанализировав, какие органы речи участвуют в звукообразовании, переходим к характеристике звука. В своей практике я использую оборудование изготовленное из фетра, например паровозик.  Необычность материала, привлекает внимание детей своей яркостью, на занятии организована динамичная работа с деталями. Деятельностный подход создаёт ситуацию успеха и поддерживает мотивацию на протяжении всего занятия. Это повышает качество усвоения материала.

       В качестве закрепления материала, ребята используют «звуковичка», который так же собирается из фетра. Дети закрепляют и проговаривают ещё раз: гласный звук или согласный, если согласный, то подбирают головной убор (звоночек или глухую шляпу), а также надевают башмачки (если звук твёрдый – синие, если звук мягкий – зелёные, если звук бывает твёрдым и мягким – надевают разного цвета).

 Воспитывая внимание и интерес к речи, надо научить ребенка определять, есть ли заданный звук в слове («есть ли звук «ш» в слове «кошка», где он находится (в начале, в середине, в конце слова, выделять первый и последний звук слова, придумывать слова на заданный звук и т.д.). Очень хорошо подходит для реализации данных целей аквариум из фетра.

С ним можно: - в целях развития фонематического внимания (на определённый звук запускать рыбку в аквариум);

             - в целях развития звуко - слогового анализа (запускать рыбку на определённое место положение в слоге (1,2,3))

             - в целях дифференциации звуков, ориентировки на плоскости  (запускать рыбку на твёрдый звук [с] слева от водорослей, на мягкий звук справа)           - для развития мелкой моторики, развития фонематического слуха (выловим всех рыбок, чтоб почистить аквариум; используя верёвку, продёрнуть в то, кольцо, в каком положении слышим данный звук в слове, затем вернуть шнурок в исходное положение)

Очень важен в работе момент знакомства с буквой. Здесь уместно использовать дидактичекий материал «На что похожа буква». Так же известно, что собственный тактильный опыт, позволяет нам лучше усвоить и запомнить материал. Обязательно при знакомстве с новой буквой, использую пособие О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Изображение пальцами букв». Применяю элементы технологии изо-терапии,  используя ниткографию, так же в логопедической практике использую антискользящие коврики для ванн с отверстиями и гибкие пушистые разноцветные палочки. Работа с этим материалом одновременно интересна и сложна на первых этапах. Однако преодолевая трудности, иногда прибегая к помощи взрослого ребёнок лучше усваивает звуко – буквенные связи.

Хорошо сформированные звуко  - буквенные связи, позволяют отрабатывать навык плавного слогового чтения.

На данном этапе использую пособия:

- «ладошки»  - когда изученный согласный прочитывается со всеми ранее изученными гласными как в прямых слогах, так и в обратных.                        

- «паучок плетёт паутинки (чтение слогов) или паутину (прочтение коротких слов)»

- «солнышко» (на солнышке и под лучиками прячутся буквы, слоги, которые надо сложить и прочитать)

- «шнуровки» для фонематического синтеза слов

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современные инновационные технологии помогают педагогам креативно  строить занятия, обеспечивают поддержание интереса на протяжении всего занятия,

Своевременное развитие фонематических процессов  - залог правильной речи, и успешного школьного обучения.

Телесноориентированные техники:  детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Су – джок терапия

          Родители  и педагоги должны помнить, что только на естественное развитие ребенка полагаться нельзя, должны замечать затруднения детей с недоразвитием фонематического слуха и активно вмешиваться в его формирование, а так же формирование и развитие звуко – буквенных связей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии проблемного обучения в практике учителя логопеда ДОУ

Памятка для учителей-логопедов детских садов с практическими примерами проблемных вопросов и проблемных ситуаций....

Комплексное использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе

В статье представлена актуальность и значимость комплексного использования современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе....

«Современные образовательные технологии и методики в работе учителя-логопеда». Мастер - класс «Приёмы постановки звука [Ш]».

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при корр...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...

Опыт работы "Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ"

Опыт работы"Здоровьесберегающие образовательные технологиив коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...