Использование приемов мнемотехники в формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сердечная Марина Николаевна

В настоящее время формирование и развитие математических способностей  –  одна из распространенных на сегодня методических проблем дошкольного образования. Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков. Решение коррекционных задач требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению.

Особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи состоит в применении принципов коррекции речевых паталогий (Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина). Это прежде всего положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов.

Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае приходит на помощь методика - мнемотехника, уже давно вошедшая в практику работы педагогов. Мнемотехника - это искусство запоминания. Названа методика по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование приемов мнемотехники

в формировании элементарных математических

представлений у детей с ОНР»

Воспитатель группы компенсирующей

направленности (дети с ОНР):

Сердечная Марина Николаевна

В настоящее время формирование и развитие математических способностей  –  одна из распространенных на сегодня методических проблем дошкольного образования. Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков. Решение коррекционных задач требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению. 

Особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи состоит в применении принципов коррекции речевых паталогий (Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина). Это прежде всего положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов. 

Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае приходит на помощь методика - мнемотехника, уже давно вошедшая в практику работы педагогов. Мнемотехника - это искусство запоминания. Названа методика по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Цель: создание условий для формирования и развития у детей с ОНР простейших логических структур мышления и математических представлений, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей через использование мнемотехники в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

- способствовать закреплению умения детей решать простейшие арифметические задачи с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек;

- способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

- содействовать развитию речи и мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

- способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих запоминание.

Методы мнемотехники:

  • метод  «крокирования» (от  франц. croquis- чертеж,  схема, набросок) - метод символизации или метод рисуночного письма, когда  дети  рисуют  кроки-схемы  предметов,  животных,  людей,  явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали.
  • метод,  использующий  образное  мышление  (эйдетизм) – это своеобразная  разновидность  образной  памяти,  заключающаяся  в возможности воспроизведения яркого наглядного образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств;
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи») то слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ (слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д., не перескакивая);
  • метод трансформации (превращения) - основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи (слова вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает);
  • метод Цицерона (увязка информации в пространстве) - воображаемое размещение образов в конкретном месте или комнате;
  • метод опор (численно-буквенный метод) - дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т.д.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ДВУЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ

Используя модель из палочек (составляющие 1 десяток), легко выстроить знакомство ребенка с двузначными числами, Для формирования правильного представления о структу­ре двузначного числа следует всегда класть десятки слева, а единицы справа, но так как мы используем мнемотаблицу, то десятки мы расположили справа, т.е. для того чтобы зашифрованный образ в виде картинки с помощью предлога  мгновенно накладывался на модель десятка.

СОСТАВ ЧИСЛА

В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.

ВЕСЁЛЫЕ (АРИФМЕТИЧЕСКИЕ) ЗАДАЧКИ

Для того чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходима полная предметная наглядность  

ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ

Дети в течении 30 секунд изучают мнемодорожку, после чего они самостоятельно делят исходную геометрическую фигуру на части, затем определяют части и сравнивают их.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепление представлений о свойствах геометрической фигуры, которая располагается в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.

 

ДНИ НЕДЕЛИ

Данный мнемоколлаж дает понять детям что семь суток – составляет неделя, и каждый день имеет свое название. Даёт представление о времени: его текучести, периодичности, название. Закрепляет умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в свободной игровой деятельности придает математическому материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям.  

Включение мнемотаблиц и мнемодорожек в непосредственно – образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, для выполнения какого-либо задания, позволяет запомнить сложный материал, удерживать интерес детей, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Список используемой литературы

1. В. А. Козаренко Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. — 350 c.

2. А. К. Колеченко Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.— 368 с.

3. М.А. Зиганов , В.А. Козаренко -  МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления М.: Школа рационального чтения, 2000.-173 с.

4. Г. И. Фатеева. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 3-5.

5. Конрад Борис «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике» ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017

Интернет - ресурсы:

1. Г.И. Челпанов «О памяти и мнемонике»

http://elib.gnpbu.ru/text/chelpanov_o-pamyati-i-mnemonike_1903/go,0;fs,0/

2. https://bukva.info/blog/knigi_po_mnemotehnike/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в формировании речевого развития детей 4-7 лет

В статье определены методы  использования приемов мнемотехники в формировании речевого развития детей 4-7 лет...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....

Использование приемов мнемотехники в формировании духовно нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Cложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы, а усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память —это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования....

"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей.Развитие связной речи у старших до...

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников»

звукопроизношения, являющиеся нормой его становления, наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом...