Выступление на краевом методическом объединении для педагогов – психологов по теме:«Развитие познавательных и коммуникативных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Писарева Мария Владимировна

 Коррекционно – развивающая работа с использованием пособия «Дары Фребеля».

Основой  данной работы является собственно разработанный комплекс   игр, которые подобрала индивидуально для ребенка, имеющего специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия и  коммуникации. Игры включены в адаптированную программу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на краевом методическом

объединении для педагогов – психологов по теме:

«Развитие познавательных и коммуникативных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста на основе  игрового набора «Дары Фрёбеля».

В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Учитывая специфику заболеваний детей, выяснилось, что у большинства детей с ОВЗ снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционной работе игровых технологий.

В современном мире происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и психофизиологическими возможностями.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные отклонения в психическом и социально-личностном развитии, нуждающихся в специальной психолого –педагогической помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере.

Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна.  Поэтому такие дети  нуждаются в коррекционно-воспитательной индивидуальной деятельности, которая позволяет сформировать базовые навыки:

- развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации

- развитие навыков самообслуживания

- развитие речи и коммуникативных склонностей.

Хочу представить вашему вниманию коррекционно – развивающую работу с использованием пособия «Дары Фребеля».

Основой  данной работы является собственно разработанный комплекс   игр, которые подобрала индивидуально для ребенка, имеющего специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия и  коммуникации.

Так как основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия икоммуникации.

1 период —1 период — установление контакта. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта я увеличивала, предлагая ему сенсорные стимулы из набора: вращающиеся предметы(кольца большие и малые; шары, цилиндры), игры с шерстяными мячиками,  или фишки, обозначающие, по мысли Ф.Фрёбеля точки.  Учитывала личные предпочтения ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые планировала достичь при помощи игровых действий.

Любые задания предлагала в наглядной и игровой форме, объяснения простые, повторяющиеся по несколько раз. Занятия носили ритуальный характер. Проводились 2 раза в неделю. Длительность занятий 15 минут.

2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей является общая организация поведения ребенка: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Я соблюдала принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, новой игры, так как ребенок негативно воспринимал все незнакомое.

Включала игры на развитие мелкой моторики (нанизывание бусин  на шнурок; нанизывание колец на стержень,  крупная  мозаика), которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр чувственных ощущений, улучшить моторные навыки.

Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулировала четко и кратко. Подкрепляла желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе решала задачи интеллектуального развития ребенка. В коррекционной работе с ребенком положительная динамика наблюдалась тогда, когда ему все меньше требовалась моя помощь. Если в начале работы я сопровождала все свои действия эмоциональными комментариями (даже если ребенок никак не реагирует на происходящее), то через некоторое время ребенок включался в совместные действия со мной.

 В дары Фребеля входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д. состоит это пособие из 14 модулей. В каждом из которых находятся определенные предметы.

Игра «Маятник»

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Развитие внимания, сенсорных эталонов, улучшение моторной координации, умение понимать словесные инструкции для выполнения движения: «вверх- вниз», «в стороны» .

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль 1 «Шерстяные мячики».

Описание:

Текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Набор очень понравился ребенку. Их я использовала, на стадии установления контакта. Ребенок раскачивал мячик, как маятник. Сначала выбирал сам, зачастую брал белого цвета. Затем предлагала я, обращая внимание на цвет. Мячик держала за веревочку и показывала ребенку разные виды движений с ним: в стороны, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения.  

        Игра «Брось – поймай».

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей, умение работать с партнером,улучшение моторной координации, умение понимать словесные инструкции для выполнения движений.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль 1 «Шерстяные мячики».

Описание:

Предлагала ребенку мячик, сначала,прокатывая по столу, со словами: «Лови!». После того как он взял мячик, просила его прокатить обратно, со словами: «Кати!» и т.д.  Затем усложняла задачу, предлагая ловить и бросать мяч, не прокатывая его по столу, или подбрасывать вверх и ловить. В процессе поощряла, привычными словами.

Игра «Покрути».

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Развитие внимания, сенсорных эталонов,улучшение моторной координации, умение понимать словесные инструкции для выполнения движений.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль11(g1), изготовленные из цветного картона основные геометрические фигуры: круг, квадрат

Описание:

Ребенок очень любит прокручивать разные предметы. Предложила ему прокручивать шарики. У ребенка получалось прокручивать и такие фигуры, как куб, цилиндр. В процессе заинтересовывания этим видом деятельности, вырезала из цветного картона разноцветные геометрические фигуры: круг, квадрат, и предлагала прокрутить на них, в дальнейшем подбирали фигуру в соответствии с цветом выбранного шара, а затем и на определенной фигуре(круг, квадрат).

Игра «Бусы для куклы»

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Развитие внимания, сенсорных эталонов. Развитие мелкой моторики рук, координации движений пальцев. Развитие умения выполнять задание по образцу, понимать словесные инструкции.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль11(g1).

Описание:

Показала наглядно, как продевать шнурок в бусину, а затем надела готовые бусы на куклу. Предложила ребенку  сделать такие же бусы. Сначала ребенок выполнял сам процесс нанизывания бус, затем чередуя определенные цвета, согласно образцу. Готовые бусы дарили кукле.

Игра «Прокати колесо».

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей, умение работать с партнером,улучшение моторной координации, умение понимать словесные инструкции для выполнения движений.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль 9 «Кольца, полукольца».

Описание:

Показала наглядно как катить колесо, чтобы оно не упало. Предложила ребенку сделать тоже самое.Затем усложняла задачу, предлагая прокатывать колесо определенного цвета. В процессе поощряла, привычными словами.

Игра «Построй домик»

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Развитие внимания, сенсорных эталонов. Развитие мелкой моторики рук, координации движений пальцев. Развитие умения выполнять задание по образцу, понимать словесные инструкции.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль 11(g1) «Цветные тела», игрушки из киндер  - сюрприза.

Описание:

Показала наглядно, как построить домик, используя куб и призму определенного цвета. Предложила ребенку со словами:  «Я построила домик зайке (игрушка из киндер – сюрприза), сделай такой же для волка(игрушка из киндер – сюрприза)».

Игра «Салют».

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Улучшение моторной координации, умение понимать словесные инструкции для выполнения движения.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль 1 «Шерстяные мячики».В процессе поощряла, привычными словами.

Описание:

Подбрасывала сразу все мячики вверх со словами: «Салют»! Затем предлагала ребенку сделать так же.

Игра «Выложи дорожку к домику»

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Развитие внимания, сенсорных эталонов. Развитие мелкой моторики рук, координации движений пальцев. Развитие умения выполнять задание по образцу, понимать словесные инструкции.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль 7 «Цветные фигуры», изготовленные из цветного картона домики основных цветов.

Описание:

Предложила ребенку выложить дорожку к домику определенного цвета, по готовому образцу. Обращалавнимание  на то, чтобы ребенок использовал фишки одного цвета и одной формы. По окончании выполнения задания можно предложить пройти по дорожке любой игрушкой (игрушка из киндер – сюрприза), со словами: «Топ – топ»!

Игра «Наряди матрешку»

Цель: установление контакта, преодоление трудностей социализации, создание эмоционально – положительного настроя. Развитие внимания, сенсорных эталонов. Развитие мелкой моторики рук, координации движений пальцев. Развитие умения выполнять задание по образцу, понимать словесные инструкции.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль 10 «Фишки», изготовленные из цветного картона матрешки основных цветов.

Описание:

Предложила ребенку украсить матрешку, выложив маленькие фишки на сарафан определенного цвета,по готовому образцу. Обращала внимание на то, чтобы ребенок использовал фишкисоответствующего цвета.

Игра «Катится – не катится»».

Цель: установление контакта, создание эмоционально – положительного настроя и социального взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей, умение работать с партнером,улучшение моторной координации, умение понимать словесные инструкции для выполнения движений.

Материал и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», Модуль 2 «Основные тела», Модуль11 (j1) «Цветные тела».

Описание:

Построила небольшую «горку» с помощью деталей из набора. Показала наглядно как скатыватьшар, куб, цилиндр, призму, со словами: «Катится»! «Не катится»!  Предложила ребенку сделать то же самое.  В процессе поощряла, привычными для него словами.

Делая вывод практического применения данных игр с использованием пособия «Дары Фрёбеля», могу сказать, что мир предметов и их свойств значим для детей с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывал удовольствие, которое проявлялось во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если пыталась внимание ребенка переключить на что-то другое, то он настаивал на продолжении понравившегося занятияи  бурно выражал протест).

Играя в предложенные игры мы легко устанавливали контакт с ребенком, формируя умения социального взаимодействия  и коммуникации, а т.ж. развивая познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности детей в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Организация совместной деятельности детей в средней группес использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»Тема: Игра «Зеркало»УМК (программа) « Примерная основная образовательная программа дошкольного ...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

«Игровая деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием набора «Дары Фрёбеля».

Период раннего детства – самый счастливый в жизни ребѐнка. Это время ребенок «проживает» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанн...

Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля

В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактический набор «Дары Фрёбеля».

Аннотация   Данная статья содержит исследование, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактического набора «Дары...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»

Перспективное планирование деятельности по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством  игрового набора «Дары Фрёбеля»...