Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике

Малик Надежда Михайловна

Внимание является ведущим психическим процессом, который обеспечивает работу познавательных психических процессов таких как память, мышление, речь, воображение. Для того , чтобы развивать ребенка, необходимо понимать особенности развития внимания и причины рассеянности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

По наличию цели выделяют: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.

Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека.

Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая убирать игрушки.

 Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.

Этапы формирования внимания.

МФ

https://youtu.be/nUhi1g9eAjw 

Свойства внимания:

концентрация (насколько человек углублен в работу),

устойчивость (время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него),

 распределение (имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий),

переключение (проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому,

объем (количество одновременно воспринимаемых предметов)

Развитие свойств и видов внимания ребенка дошкольного возраста существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребѐнок.

Нормы концентрации внимания у дошкольников.

  • У детей до 3 лет – до 15 минут (нервные дети - не более 5 минут).
  • У детей 4 лет – до 20 минут (болезненные дети - не более 8 минут).
  • Дети 5 лет - до 10-25 минут.
  • Дети 6 лет - до 30 минут 

Распределение и переключение.

Еще слабо развиты у дошкольников. Эти свойства необходимо развивать специально.

  • К концу 1-го года жизни появляется ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания.
  • В начале 2-го года жизни появляются зачатки произвольного внимания (взрослый называет предмет, ребенок направляет взгляд на этот предмет).
  • На 2-3-й году жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания (ребенок еще не может распределять внимание между двумя предметами (действиями).
  • В 4,5-5 лет ребенок начинает направлять внимание, действуя по инструкции взрослого.
  • В 5-6 лет появляется элементарная форма произвольного внимания (самоинструкция). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.
  • В 7-летнем возрасте внимание совершенствуется, включая волевое

Объём внимания

            2-3 года- 2-3 предмета

  3 - 4 года – 3-4 предмета,  внимание ребёнка привлекают яркие, необычные предметы.

            4 - 5 лет – 4-5 предметов

 5-6 лет -  5-6 предметов (с достаточной полнотой и детализацией).

  6- 7 лет -  6-8 предметов

- увеличивается и количество объектов, и изменяется круг предметов, которые ребёнок способен одновременно воспринять. Привлекают внимание внешние ничем не привлекательные объекты. А в тех объектах, которые привлекали ребенка раньше, шестилетка уже замечает и больше, и иное, чем раньше. Также его внимание уже больше начинает привлекать сам человек, его деятельность.

Сосредоточенность и устойчивость.

  • Возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в два раза.
  • Игра младших дошкольников может длиться 30-50 минут.
  • К 5-6 годам длительность игры может возрасти до 2 часов. Это происходит за счет того, что интерес к игре поддерживается постоянным введением новых ситуаций, и в ней отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей.   
  • В 5,5-6 лет дошкольники готовы работать час не отвлекаясь (наглядные изображения, которые эмоционально привлекают). Со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес игры – головоломки, загадки, задания учебного типа.
  • Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам.

Внимание дошкольника  имеет возрастную динамику развития. В старшем дошкольном возрасте расширяется объем внимания, возрастает его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Дети начинают всѐ больше ориентироваться на слово – название вещи,

слово – оценку поведения других детей и своего собственного,

 слово-приказ, требование, побуждение.

Развитие внимания ребенка дошкольного возраста связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

Хотя дети 4-6 лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Развитие свойств внимания у детей.

 Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы домик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым.

 На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка (игра «Платочек»).

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка.

 Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание («посмотри», «потрогай»). В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и обедать».

Использование игровых ситуаций, установление связей между разными видами деятельности облегчает переход от одной деятельности к другой. Например, дети увлеченно играют в моряков. Близится время обеда. Воспитатель берет на себя роль радиста и передает сообщение: «Внимание, внимание, поезд прибывает к станции. Пассажиров ожидает вкусный обед и отдых».

Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает:

• использование эмоционально насыщенного материала, который вызовет у детей положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания;

•  проявление активности при познании предмета (его изучение с целью выявления новых свойств и качеств);

•  доведение начатых дел до конца;

 • рациональное чередование видов деятельности (например, после занятий физкультурой, когда дети возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности);

• умеренную нагрузку (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре, так как на последующих занятиях дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, что, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности));

• запрет на введение на одном занятии сразу 3—5 новых компонентов;

•  заблаговременное информирование детей о смене деятельности
(«Поиграй еще немного. Скоро будем мыть руки и обедать»);

•  использование игровых ситуаций и др.

Наиболее распространенные причины рассеянного внимания :

  • общее ослабление нервной системы (неврастения); слабая нервная система – таким детям сложно быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
  • ухудшение состояния здоровья; гиперактивность– дети с таким диагнозом, как правило, имеют избыточную двигательную активность, обладают слабой концентрацией внимания. 

Дефицит внимания – дети с таким заключением нуждаются в специальном комплексном содействии родителей совместно с педагогами, психологами, а также медиками.

  • физическое и умственное переутомление;
  • наличие тяжелых переживаний, травм;
  • эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных); чем больше ребенок устает, тем меньше контролирует свое внимание;
  • недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получавший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);
  • нарушения режима занятий и отдыха;
  • нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
  • неправильное питание;
  • техногенная перегрузка – причиной всему является переизбыток информации, а точнее стресс. Ускоренный темп жизни, постоянные перегрузки приводят организм к истощению, в том числе к ухудшению концентрации внимания;
  • в семье негативная эмоциональная обстановка – родители спорят и ругаются, и это отрицательно сказывается на ребенке;
  • чрезмерная мечтательность;

Нарушение свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

 Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения  одного вида деятельности на другой.

 Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....