ИПР ребенка со значительной задержкой психического и моторного развития от 10 мес.
рабочая программа по коррекционной педагогике

Куриганова Анастасия Андреевна

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста со значительной задержкой психического и моторного развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ipr_ot_10_mes.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ребенка раннего возраста со значительной задержкой психического и моторного развития

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ:

1 часть:

Условия воспитания:

  1. Здоровье: -  поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня (сон днем - 2 раза по 1, 5 – 2 часа; прогулка по 1, 5 часа 2 раза в день; занятия проводятся после сна, после еды в первой и во второй половине дня (по 15 –20 мин по 2-3 раза в день): поем песенки, массаж рук, игра с игрушками. У ребенка должно быть два разных набора игрушек и пособий: первый набор для свободного пользования (2-3 игрушки), второй - используется только в процессе занятий, а затем убирается.
  2. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 2 3 минуты.
  3. Массаж проводится (2-3 раза в день) на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:

1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) - от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).

4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).

5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

  1. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.
  1. Социальное развитие.

Вызывать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.

 Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание «комплекса оживления» и положительных эмоциональных связей со взрослым (Упражнения и игры: «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Подуй, ветерок»).

Учить реагировать и откликаться на свое имя.

Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, бабушки, дедушки). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Песенка-болтушка», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек, ты меня гладишь, я тебя), «Тритатушки - три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игры-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка” (ладошкой ребенка по своей, и наоборот)

Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки, ротик, ...носик, ...ручки; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?».

Побуждать ребенка есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.

Периодически высаживать ребенка на горшок (формирование навыка опрятности).

Формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам (умыванию и др.).

2. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Этот раздел направлен на формирование у ребенка основных двигательных навыков: перевороты в обе стороны, сиденье, вставанье, ползанье, ходьба.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим начинается с развития у ребенка зрительных, слуховых ориентировочных реакций.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности.

Вызывать интерес к звучащим предметам и игрушкам (погремушкам).

Учить выделять предметы (игрушки): это шарик (кубик), это ляля (машинка) и др.

Учить выбирать из двух один предмет: «Дай, мячик. Дай, лялю!»

Формировать интерес к ориентировочной деятельности: «Кто там?» Игрушка находится под салфеткой: «Вот она! Лягушка – ква-ква!»; «Что там?  Взрослый стучит по коробке. Тук-тук. Там юла – заведем ее».

Учить ребенка обращать внимание на окружающих людей: «Кто пришел? Кто там? Это папа!»

Обращать внимание ребенка на животных, птичек, изменения в явлениях природы (Дует ветерок. Вот так он дует. Идет снежок, он холодный, и т.д.).

Обращать внимание ребенка на величину предметов (большая машина – маленькая машина) и т.д.

4. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого).

                Например, брать и удерживать игрушки в руке,

перекладывать из одной руки в другую;

бросать и собирать шарики (каштаны) в таз;

с помощью рук засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль);

               снимать кольца с пирамиды;

развивать соотносящие действия: нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец);

закрывать кастрюли, коробки крышками;

 развивать орудийные действия: пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой;

развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону, включать лампочку; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ»; зайка – «прыг-скок»; паровозик – «ту-ту»; ляля «ам-ам»; причешем волосы и т.д.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1) Развитие понимания обращенной речи:

-  учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в «ладушки»;

 - Дай, куклу, чашку, ложку и т.д.

2) Формировать активную речь.

 - петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

 -произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!  

 - учить дуть – на свечку, в дудочку, на бабочку и др.

Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата.

2 ЧАСТЬ:

Педагогическая работа с родителями:

1. Матери рекомендуется завести:

1)  дневник-наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком.

В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом (фиксируются проблемы, с которыми сталкивается мать при их выполнении); фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпровождением малыша, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогу.  

2) фотоальбом, в который будут вклеиваться фотографии малыша, его близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, малыш ест, малыш катает машину и т.д.) в течение продолжительного периода времени.

 

3) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение раннего и дошкольного периода развития ребенка).

2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании условий для коррекционно-педагогических занятий с ним:

  - соблюдение взрослым режима дня ребенка;

-  организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка);

 - формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения): мать обращается к ребенку, называя его ласковыми словами, поглаживая его по головке, по ручкам, обнимая и прижимая к себе; нахваливает его, ободряет, подхватывает ответные голосовые реакции; поддерживает интерес малыша к предметам, игрушкам и к совместным действиям с ними;

 - на включение близких взрослых в ход занятия.  

3. Рекомендуется следующая литература:

1. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для обучения детей с отклонениями в развитии (переиздание) (в соавторстве с А.А. Катаевой). - М.: Владос, – 2001.

2. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002.

Примеры индивидуальных программ:

3. Стребелева Е.А., Браткова М.В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями» //Дефектология. – 2001. - №1.

4. Стребелева Е.А. статья Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001. - №1.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитани...

Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.

Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отде...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с сенсо-моторной алалией, задержкой психического развития

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с сенсо-моторной алалией, осложненной наследственными нервно-мышечными заболеваниями, ЗПР....

"Использование специального игрового оборудования в работе с ребенком с выраженной задержкой речевого и интеллектуального развития".

Я проучилась на курсах «Использование элементов песочной терапии, сказкотерапии и арт-терапии при работе с детьми». Это позволило мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации р...

Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического и речевого развития в театрализованных играх.

Представлен теоретический и практический материал по развитию творческого воображения и связной речи у детей со сложным структурным дефектом....

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития), воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...