Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Схулухия Нана Григорьевна

Игры,упражнения для развития мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitia_melkoy_motoriki.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Мои пальцы все расскажут,

Все сумеют, все покажут

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Упражнения

1. Сжимание и разжимание пальцев (по 10-20 раз). Возможны

различные варианты выполнения задания: руки держать ладонями

вверх, вниз? сжимать одновременно обе руки, правую и левую поочередно.

2. Вращать кистью правой руки в разные стороны (вправо и влево), повторить то же левой рукой, вращать одновременно обе кисти вовнутрь и наружу.

3. Выгибание и прогибание кистей рук. Упражнение выполняется одновременно обеими кистями или поочередно правой и левой рукой.

4. "Ножницы". Развести пальцы правой руки в стороны, свести вместе, проделать то же левой рукой, затем двумя руками одновременно (10 раз).

5. "Замок". Соединить ладони вместе, пальцы переплетены.

6. Солнечные лучики. Руки в "замке" подняты вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы (5-10 раз).

7. "Фонарики'. Вращение кистями рук (10-20 раз).

8. "Игра на фортепиано".

9. "Футболисты". Забивать шарики одним, двумя или несколькими пальцами.

10. "Бегуны". Указательным и средним пальцами правой руки "бегать" по столу вперед и назад". Проделать то же левой рукой, двумя руками одновременно.

11. Поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.

12. Выполнение аналогичного задания пальцами левой руки.

13. Выполнение двух предыдущих заданий одновременно

двумя руками в обычном и максимальном темпе.

14. Пальцами правой (левой) руки "здороваются" по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

15. "Пальчики здороваются". Поочередно, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев обеих рук.

16. Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.

17. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки, начиная с большого пальца.

18. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с большого пальца.

19. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с мизинца.

20. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

21. Непрерывное ведение линии по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт.

22. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

23. Нанизать бусы на нить и завязать ее концы бантиком.

24. Укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большим и указательными пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку).

25. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расстановки точек произвольный).

26. Одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).

27. Одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой - соединены кольцом.

28. Пальцы горизонтально вытянутых рук описывают в воздухе

круги правильной формы, любого размера, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении.

29. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваемым правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.

30. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с этим горизонтально вытянутым пальцем правой (левой) руки описывать в воздухе небольшой круг.

Пальчиковые игры

1 "Птичка".

Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движением кисти "вверх-вниз", "влево-вправо" отвечают на вопрос:

- Птичка хочет есть? (Да).

- Птичка хочет пить? (Да).

- Птичка хочет спать? (Нет).

- Птичка хочет играть? (Нет).

2. "Лесная история".

Дети рассказывают историю, которая случилась в лесу, показывая все движения на пальцах:

- Выбежали зайки на полянку. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят пальцами по парте, изображая зайчиков.)

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)

- Лиса шла не только тихо, но еще и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста, покачивая кисть то в одну, то в другую сторону.)

- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударом всех пальцев одной руки имитируют движение заячьих прыжков.)

3. "Ребро, ладонь, кулак".

Поочередно на стол кладется ребро ладони, открытая ладонь, пальцы, сжатые в кулак.

4. "Семья".

Пальцы обоих рук сжаты в кулак. Локти на столе. Одновременно, начиная с мизинца дети раскрывают кулачок на обеих руках, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - мама.

Этот пальчик - пала.

Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья.

5. "Домик".

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

- В домик спрятались опять.

(Возвращаемся в исходное положение.)

6. "Замок'.

- На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

- Потянули.

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)

- Покрутили.

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

- Постучали.

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друз о дружку.)

- И открыли! (Пальцы расцепились.)

7. "Засолка капусты".

- Мы капусту рубим.

(Ребром ладони дети показывают движение, как они рубят капусту.)

- Мы капусту трем.

(Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.)

- Мы капусту солим.

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

- Мы капусту жмем.

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

8. "Мы шьем".

Нитку вдеть - для пальца Непосильный труд,

Но зато два пальца Платьице сошьют. Три в тетради нашей

Пишут хоть куда. Десять поле пашут, Строят города.

9. "Сестрички". Две сестрички, две руки.

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Игры, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук

Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....