Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".
консультация по психологии

Фомичева Елизавета Викторовна

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики детей».

Подготовила

педагог-психолог Фомичева Е.В.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;
  • показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики.

План:

  1. Теоретическая часть выступления:
  1. Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.  
  2. «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».

II. Практическая часть:

  1. Выполнение творческих заданий в форме соревнования между двумя командами педагогов.
  2. Подведение итогов семинара-практикума (выводы, рефлексия)

Ход семинара:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  • Как вы думаете, что такое моторика?

(Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и тому подобное – все это относится к крупной моторике)

  • Что такое мелкая моторика?

(Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы)

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание и так далее – это все мелкая моторика.

Какие методы развития мелкой моторики вы знаете и используете?

В настоящее время на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. А хорошая речь, как известно – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

К сожалению, в последнее время во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Какова причина этого явления? Да потому что с детьми всё меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощи пульта. Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и, аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь, как я уже неоднократно повторяла, моторика и речь тесно связаны.

У ребенка развита мелкая моторика, если он может:

  1. Держать карандаш, писать или рисовать им.
  2. Работать ножницами.
  3. Застегивать пуговицы или молнию.
  4. Завязывать шнурки.
  5. Есть с помощью вилки и ложки.
  6. Нажимать кнопки.

Подчеркну: мелкая моторика — это слаженные движения ладоней, запястий и пальцев, а также ступней, лодыжек и пальцев ног. Речь не только о ровной и плавной ходьбе, но и, например, о занятиях танцами и спортом — футболом, плаванием, гимнастикой. Развитие мелкой моторики необходимо для полноценного управления своим телом на протяжении всей жизни.

Зачем развивать мелкую моторику у детей?

Мелкая моторика тесно связанна с когнитивными процессами — памятью, вниманием, мышлением. Это значит, что при недостаточно развитых мелкомоторных навыках ребенок неизбежно будет в чем-то отставать. Например, с трудом концентрировать внимание и плохо запоминать новую информацию.

Вот другие причины развивать мелкую моторику:

  • улучшается зрительно-моторная координация, то есть последовательное выполнение слаженных действий — например, ребенок может налить воду из бутылки в стакан или наполнить тарелку супом;
  • развивается мозг, формируются новые нейронные связи. Ребенок в прямом смысле слова умнеет: придумывает свои способы решения тех или иных задач, учится творить;
  • совершенствуется речь, расширяется словарный запас, тренируется правильное произношение;
  • обучение становится результативнее — ребенок легче и быстрее усваивает новое, например складывает слоги в слова и вникает в правила игр;
  • появляется навык ухода за собой: освоив туалет, ребенок учится самостоятельно умываться, чистить зубы, мыться без помощи взрослых;
  • повышается независимость и самооценка — например, ребенок может самостоятельно одеться или поесть. Эти умения придают уверенности в себе и своих силах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выполнение творческих заданий в форме соревнования между двумя командами педагогов.

-Уважаемые коллеги, вам предоставляется возможность показать свои знания в области развития мелкой моторики, а также уровень ее развития. Для начала предлагаю вам поделится на две команды, так как дальнейшая наша работа будет проходить в виде соревнования.

Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.) Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке.)

Мы закончили считать.

Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.

У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует, Вот и стало у проглота Брюшко как у бегемота.

Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно.

  • Отлично! Ну, а теперь первый конкурс.

В русском языке очень много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках. Чья команда вспомнит больше таких высказываний, та и победила.

Мастер на все руки Золотые руки

Положа руку на сердце Рукой подать

Руками развести Руки опускаются

Своя рука – владыка

Чужими руками жар загребать Руки не оттуда растут

Как рукой сняло

Глаза боятся – руки делают Руки коротки

Сидеть, сложа руки Руки – крюки

Рука руку моет

Наши руки не для скуки

Рука согрешит, а голова отвечает. Рукам воли не давай.

Правая рука не знает, что делает левая. Попасть пальцем в небо.

Ему палец в рог не клади. Палец о палец не ударит.

Конкурс второй. «Чем можно развивать мелкую моторику пальцев у детей».

  • Перечислите предметы, игрушки, традиционные и нетрадиционные

материалы для развития мелкой моторики (чья команда больше назовет). Логопед знакомит с традиционными и нетрадиционными предметами,

который не назвали педагоги, и демонстрирует их использование (решетка для раковины, веревки с узелками, канцелярские резинки и скрепки, резинки для волос, зубные щетки, пробки от бутылок, грецкие орехи, шестигранные карандаши, прищепки).

  • С перечисленными предметами, игрушками мы сейчас и поиграем, развивая мелкую моторику:

Задание№1. «Лыжники» (с пробками).

«Встать» в углубление пробок указательным и средним пальцем и двигаться от начала до конца стола, не потеряв лыжи.

(Очки получают те, участники, которые правильно выполнили задание)

Задание№2. «Кто быстрее?» (со шнурком).

Кто быстрее намотает шнурок на палочку. Посередине шнурка метка. Двое частников из разных команд встают друг против друга и по команде

начинают наматывать на палочку (ручку, карандаш) шнурок (нитку, веревку). Побеждает тот участник, кто первый дойдет до метки.

Он приносит очко своей команде.

Задание№3. «Цепочка» (со скрепками)

Нужно соединить все скрепки, чтобы получилась цепочка. Чья команда первой выполнит, получит очко.

Задание№4. «Передай другому» (с карандашами).

Карандаш «катать» между большим пальцем и остальными пальцами по очереди: большой и указательный, большой и средний, большой и

безымянный, большой и мизинец (ведущая рука).

Участвуют все. Очки приносят своей команде те участники, которые выполнили задание правильно, не уронили карандаш, не помогали другой рукой.

Задание№5. Изготовление пособия «Мякиш» (для самомассажа ладоней)

Материал: мука (крупы), воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», карандаш, ножницы, воронка, цветные маркеры. Изготовление: берете воздушный шарик, помещаете в него воронку и насыпаете ложкой крупу (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, гречка или мука). Когда в воздушном шарике будет

достаточно крупы, завязываете его нитками «мулине». Рисуете с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.

  • Каждая команда должна изготовить три «Мякиша». Побеждает та команда, которая справится быстрее.

Задание№6. «Переложи бусинки» (с прищепками).

Бусинки из тарелочки прищепкой переложить в бутылочку с узким горлышком. Засчитываются очки участников команд, не потерявшие ни одной бусинки.

Вы поняли, что слабую руку дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели педагогами уже разработаны специальные игры и упражнения.

Такие двигательно-оздоровительные моменты не требуют особой

подготовки и наглядности. Они помогут заполнить любую паузу, любой момент непредвиденного «ожидания» детьми чего-либо с пользой и удовольствием.

Я предлагаю задание по разучиванию небольшого стихотворения при помощи пальцев и простейших движений.

Конкурс третий «Расскажи стихи руками»

Для команды №1

Черепаха медленно по песку ползет. Тяжеленный панцирь на себе несет. Но без этой ноши ей не обойтись,

Панцирь ей поможет от врагов спастись. Для команды №2

Страус целый день скакал, Очень, бедненький, устал. Сунул голову в песок:

«Отдохну-ка я часок».

Итог семинара.

  • Уважаемые коллеги, таким образом, мы еще раз убедились в том, что:

тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

функция движения руки всегда тесно связана с

функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.

к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом; Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в

интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

  • Пока наше уважаемое жюри подводит итоги соревнования, предлагаю вам провести еще одну игру-рефлексию.

Рефлексия - Игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

«Для своей работы я почерпну…»

«Думаю, моим воспитанникам понравится…»

«Я впервые услышала о …»

Завершение. Жюри подводит итоги, награждает победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...

Семинар-практикум для родителей: «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар -практикум для родителей 6"Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Развивающие игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В этой работе представлены дидактические игры, которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильным ощущениям, развитию речи и многому другому....

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Семинар – практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

Семинар – практикум для родителей на тему«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»...